ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(222)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(222)
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОСТИ
COMPULSORY INSURANCE OF CIVIL LIABILITY OF VEHICLE OWNERS: GENERAL CHARACTERISTICS AND PROBLEMATIC ISSUES OF OUR TIME
Aigul Nigmatullina
Student of the University of Management "TISBI", Russia, Kazan
Аннотация. Каждым днем число автовладельцев в стране и в мире растет. В связи с этим вопрос об обязательном страховании автогражданской ответственности владельцев транспортных средств становится более актуальной и интересной. Так же в связи с этим возрастает количество проблемных вопросов, а решения данных проблем начинают требовать более серьезного подхода и глубокого понимания источников возникновения данных проблем. В данной статье мы попробуем разобрать данный вопрос и выделим несколько проблемных моментов данной темы.
Abstract. every day the number of car owners in the country and in the world is growing. In this regard, the issue of compulsory insurance of motor liability of vehicle owners is becoming more relevant and interesting. Also, in this regard, the number of problematic issues increases, and solutions to these problems begin to require a more serious approach and a deep understanding of the sources of these problems. In this article, we will try to analyze this issue and highlight several problematic points of this topic.
Ключевые слова: страхование; автомобиль; страховая выплата; проблема; пути решения.
Keywords: insurance; car; insurance payment; problem; solutions.
Обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (сокр. ОСАГО - обязательное страхование автогражданской ответственности) – это вид страхования ответственности, возникший в США в 1920-е годы и получивший большое распространение в 1940-1950-е годы в Европе (а затем и в остальном мире), при котором объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим из причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при пользовании транспортным средством. ОСАГО было введено во всех странах как социальная мера, направленная на создание финансовых гарантий возмещения ущерба, причиненного владельцами транспортных средств, и как финансовый инструмент повышения безопасности дорожного движения. Такое страхование доступно во многих странах мира, а также в рамках транснациональных соглашений.
В СССР идея введения этого закона обсуждалась еще в 1960-е годы, но тогда было принято решение воздержаться от введения такого страхования. Мы вернулись к разработке этого закона в 1993-1994 годах, когда в Государственную Думу стали поступать различные варианты соответствующего законопроекта. Заключительный этап развития закона пришелся на 2000-2002 годы. В 2000 году законопроект был рассмотрен в первом чтении Государственной Думой. ОСАГО окончательно пришло в Россию 1 июля 2003 года со вступлением в силу Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». [2, ст.33] Данный федеральный закон действует и на сегодняшний день, регулирует между сторонами страховые отношения.
С 1 июля 2015 года автовладельцы могут оформить полис ОСАГО через Интернет и распечатать его на принтере. Данное постановление было подписано Дмитрием Медведевым и текст документа был опубликован в «Российской газете».
ОСАГО (или Обязательное страхование автогражданской ответственности) - это то, с чем сталкивается абсолютно каждый автовладелец. Это понятие имеет много аспектов, в первую очередь юридических, поэтому давайте рассмотрим его более подробно.
Первый федеральный закон об обязательном страховании автомобилистов вступил в силу в 2002 году. Несмотря на многочисленные поправки, внесенные с тех пор, суть ОСАГО остается неизменной. Она заключается в защите интересов автовладельца в случае дорожно-транспортного происшествия.
Наличие ОСАГО гарантирует, что страховая компания выплатит водителю определенную сумму денег в качестве компенсации за ущерб, причиненный его автомобилю. В этом случае страховое возмещение получает только пострадавшая сторона, в то время как виновник аварии должен будет покрыть все расходы по ремонту автомобиля из собственного кармана.
Также важно понимать, что при оформлении ОСАГО водитель страхует собственную автогражданскую ответственность, а не сам автомобиль как собственность. При оформлении полиса клиенту может быть предложено приобрести дополнительную услугу путем заключения договора страхования автомобиля или жизни, но клиент имеет полное право отказаться от такого предложения. Более того, вам следует тщательно проверить документы, которые вы подписываете в страховой конторе, чтобы исключить любые недоразумения [3, С. 59].
ОСАГО должны получать все участники дорожного движения, за исключением владельцев тихоходных транспортных средств, не предназначенных для движения со скоростью более 20 км/ч. Также не подлежат страхованию прицепы для легковых автомобилей и иномарок.
Вождение без ОСАГО допускается только в том случае, если автомобиль новый и еще не зарегистрирован в ГИБДД, а с момента его покупки прошло не более 10 дней. В такой ситуации лучше не садиться за руль, пока не будут завершены все юридические формальности, или иметь с собой договор купли-продажи автомобиля.
За отсутствие ОСАГО предусмотрен административный штраф. Штраф также предусмотрен в том случае, если даже страховой полис был выдан, но не был при себе, когда сотрудник остановил на дороге для проверки документов. Но за это штраф сравнительно невелик, по сравнению с отсутствием страхового полиса.
Обязательная страховка вполне достаточна, если водитель имеет хотя бы средний стаж вождения, не участвовал в крупных авариях и водит машину аккуратно. Если за руль садится «чайник» или водитель, который не соблюдает правила дорожного движения и водит машину рискованно, также рекомендуется обратиться за добровольной страховкой.
Процедура выдачи полиса может быть осуществлена тремя способами. Прямо в офисе страховой компании. После получения всех документов представитель страховщика рассчитает стоимость полиса и оформит договор страхования. После оплаты необходимой суммы автовладелец получает копию договора, сам полис со всеми необходимыми реквизитами, квитанцию об оплате и страховую записку.
На официальном сайте страховщика. Удобный способ, позволяющий оформить полис ОСАГО, не выходя из дома. Для регистрации вам нужно будет зарегистрироваться на сайте, заполнить электронную заявку, рассчитать стоимость страховки на онлайн-калькуляторе и произвести оплату с помощью банковской карты или одной из платежных систем. После выполнения всех шагов вы сможете распечатать электронный полис [5, С. 98].
Во всех остальных случаях электронный полис не менее удобен и надежен, чем бумажный, и часто этот способ будет даже предпочтительнее для автовладельца (например, если рабочий график очень плотный или если автовладелец долго отсутствует).
Теперь, когда мы прояснили основные моменты по оформлению ОСАГО и получению соответствующих выплат, я хочу выделить одну из ключевых проблем, связанных с этим видом страхования – подделку полисов. Почему происходит это явление и как с ним бороться?
Во-первых, подделывать страховые полисы довольно выгодно. С каждым годом число автомобилистов в стране растет, и люди все чаще покупают хорошие дорогие иномарки. А средняя стоимость полиса ОСАГО за последние несколько лет значительно выросла (в среднем одна страховка выходит 6-7 тысяч рублей сроком на один год).
Лицо, занимающиеся подделкой страховых полисов, действует очень уверенно. Чаще всего их представляют сотрудники известных страховых компаний, и они имеют в своем распоряжении современное сложное оборудование, позволяющее печатать вполне надежные подделки. С распространением интернета многие потребители стали оформлять электронные полисы, но мошенники и здесь не растерялись. Они используют передовые веб-технологии (например, клонируют сайты), не вызывая никаких подозрений у клиентов. На самом деле эти люди-настоящие профессионалы, только их знания и умения направлены не в ту сторону.
Что касается самих автовладельцев, то они часто просто хотят сэкономить время, не говоря уже о том, что лишь немногие автомобилисты разбираются в юридических тонкостях оформления полиса [4, С. 93].
Также есть и такая острая проблема данного вопроса, как отсутствие у виновного лица страховки или же он просрочен. В данном случае, если повреждения не значительные нужно постараться договориться на месте и самостоятельно оценить стоимость поврежденных деталей автомобиля. Если же не получается, то дождаться сотрудников и оформить дорожно-транспортное происшествие. Виновник будет возмещать причиненный вред в судебном порядке из собственного кармана. Так же ему будет составлен административный материал за управление транспортным средством без ОСАГО. Также хочется сказать о том, что в свою страховую компанию обратится за страховым возмещением в данном случае нельзя.
Проблематика достаточно глобальная у данной темы. Если же указать на пути решения именно указанной выше проблем, то нужно сказать, что нужно быть бдительными самим автовладельцам при выборе страховой компании или сотрудника. Так же при оформлении страхового полиса, нужно потребовать у сотрудника той или иной организации предъявления документов, удостоверяющих полномочия данного лица и тем самым защитить себя от мошенников.
Таким образом, с каждым годом количество автовладельцев становится все больше и больше и, следовательно, тема обязательного страхования автогражданской ответственности становится все более актуальной. Кроме этого возрастает и риск попасть в «руки» мошенников. Поэтому нужно быть бдительными при выборе организации и оформлении страхового полиса. При необходимости воспользоваться данной страховкой нужно следовать конкретной инструкции и тем самым защитить себя от ненужных имущественных потерь.