Статья:

ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ АРБИТРАЖНЫХ РЕШЕНИЙ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(222)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Азарова А.С. ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ АРБИТРАЖНЫХ РЕШЕНИЙ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 43(222). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/222/121644 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИЗНАНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ АРБИТРАЖНЫХ РЕШЕНИЙ В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Азарова Анастасия Сергеевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Ермолаева Тамара Александровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры международного права, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Одним из давних экономических союзников России является Китайская Народная Республика. Сегодня, в условиях стремительного сокращения объема товарооборота нашей страны с европейскими и американскими партнерами и его пропорционального увеличения с Китаем (за первые три квартала 2022 года торговый оборот вырос на 33% [9]), остро встает вопрос признания и приведения в исполнение иностранных арбитражных решений на территории Поднебесной. Он регулируется следующими нормативными правовыми актами: Конвенцией ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (далее – Нью-Йоркская конвенция), Законом КНР от 31 августа 1994 года «Об арбитраже» и рядом постановлений Верховного народного суда КНР.

В период кризиса китайские компании в ускоренном темпе освоили рынки автомобилей и микрочипов. Одновременно с этим стали поступать жалобы на необходимость продавать машины в убыток и взрывной рост (с 2% до 40% [3]) бракованных микросхем. Традиционно при возникновении споров российская сторона стремится к их урегулированию в российском суде, однако в ситуации с китайским контрагентом это может привести к результатам, прямо противоположным ожиданиям.

В соответствии со статьей 20 Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам, судебные постановления российских органов правосудия могут быть не признаны и не исполнены в КНР, в том числе, если не принявшая участие в процессе сторона не была надлежащим образом извещена о вызове в суд или, при ее недееспособности, отсутствовал уполномоченный представитель [6]. Как отмечается действующими юристами, процедура получения подтверждения уведомления лица, находящегося в Китае, занимает длительный срок и сопряжена с рядом организационных сложностей, что негативно сказывается на ее эффективности, и в целом признание и исполнение решений российских судов в данной стране вызывает затруднения [4].

С момента присоединения Китая к Нью-Йоркской конвенции народные суды КНР накопили богатый опыт в рассмотрении дел данной категории. Всего указанная конвенция предусматривает 7 оснований для отказа в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, на 2 из которых суд может ссылаться по собственной инициативе (связаны с проблемами арбитрабельности и публичного порядка) [7, с. 122]. По состоянию на октябрь 2020 года, с 2001 года в китайские суды были поданы 194 заявления о признании и приведении в исполнение решений международного коммерческого арбитража, более 80 % из них были удовлетворены [8, с. 252].

Арбитрабельность подразумевает под собой допустимость передачи спора на разрешение международного коммерческого арбитража. В деле заявителя У Чуньин Верховный народный суд КНР отказал в признании и приведении в исполнение решения монгольского арбитража в связи с тем, что споры в области наследства в соответствии законодательством КНР не должны рассматриваться посредством арбитража [2, с. 95].

Отказы в признании иностранных арбитражных решений на основании нарушения публичного порядка крайне редки. В 1997 году Верховный народный суд КНР постановил: «Американская рок-группа исполняла «хэви-метал музыку» в Китае и этими действиями были проигнорированы преобладающие культурные условия в Китае, что противоречило общественным интересам... Если народный суд приведет в исполнение данное арбитражное решение, то это может нанести ущерб общественным интересам нашей страны» [8, с. 252].

В 2016 году Китай проиграл Филиппинам арбитраж по Южно-Китайскому морю, причем по всем из 15 пунктов [1]. Отказавшись признавать юрисдикцию арбитража и проигнорировав все слушания в Гааге, китайские власти ограничились лишь публичными заявлениями, которые и были впоследствии использованы против них. Последовав примерам США (дело «Никарагуа против США», Международный Суд ООН, 1986) и России (дело «Нидерланды против России», ITLOS, 2013), Китай отказался признавать и исполнять решение международного арбитража.

Вместе с тем, как указывает А.Д. Дикарев, Китаю удалось превратить поражение на правовом поле в политическую победу, избежав при этом каких-либо санкций за нарушение международного права. Добиться такого эффекта удалось по трем основным причинам: отсутствие у Гаагского трибунала механизмов по принуждению к выполнению своих решений; действие максимы «кто сильный, тот и прав»; беспрецедентные дипломатические усилия КНР. Позиционируя себя как правовое государство, Китай перенес акцент с «непризнания решения» на «желание искать мирные пути урегулирования конфликтов» [5, с. 341].

Закон об арбитраже Китая исключил способ разрешения споров через арбитраж ad hoc, в то время как Нью-Йоркская конвенция его закрепляет. Устранить несоответствие между этой конвенцией и внутренним законодательством Китая возможно путем введения в КНР разового арбитража, который, на наш взгляд, будет выступать гарантией признания и приведения в исполнение китайскими судами арбитражных решений ad hoc. Это обеспечит равный статус Китая с другими участниками Нью-Йоркской конвенции.

В 2021 году был обнародован проект Закона об арбитраже КНР, который содержит положения, сигнализирующие об открытии разового арбитража. Однако многие вопросы, в том числе касающиеся обеспечения принципа конфиденциальности арбитража, остаются неурегулированными, а сфера применения арбитража ad hoc все еще ограничена ситуациями коммерческих споров с иностранными элементами [10, с. 165].

Таким образом, для исключения пренебрежительного отношения ядерных держав к нормам международного права необходимо выработать действенные механизмы принуждения. Представляется, что введение в Китае согласованного разового арбитража позволит разрешить большинство потенциальных проблем в будущем, сократит издержки и сделает весь процесс обращения в суд более предсказуемым.

 

Список литературы:
1. The South China Sea Arbitration (The Republic of Philippines v. The People's Republic of China), PCA Case No. 2013-19 // URL: https://jusmundi.com/en/document/decision/en-the-south-china-sea-arbitration-the-republic-of-philippines-v-the-peoples-republic-of-china-award-tuesday-12th-july-2016 (дата обращения: 10.12.2022).
2. Баймухаметов Р.М. Обзор основных причин отказа в признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений на территории Китая // Проблемы экономики и юридической практики. 2015. № 1. С. 91-96.
3. В России растет популярность брака // URL: https://www.kommersant.ru/doc/5619160 (дата обращения: 03.12.2022).
4. Восток – дело тонкое: где судиться с китайской компанией // URL: https://pravo.ru/story/243846/ (дата обращения: 03.12.2022).
5. Дикарев А.Д. Политические и правовые последствия вердикта Гаагского трибунала по иску Филиппин к Китаю // Общество и государство в Китае. 2018. № 1. С. 340-356.
6. Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (подписан в г. Пекине 19.06.1992) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 7. Ст. 612.
7. Карабельников Б.Р. Исполнение и оспаривание решений международных коммерческих арбитражей. Комментарий к Нью-Йоркской конвенции 1958 г. и главам 30 и 31 АПК РФ 2002 г. / Б.Р. Карабельников. М.: Статут, 2008. 604 с.
8. Сичэн Цю. Оговорка о публичном порядке как основание для отказа в признании и приведении в исполнение решений международных коммерческих арбитражей в Китае // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2021. № 3 (79). С. 251-257.
9. Товарооборот России и Китая достиг рекордных показателей // URL: https://ria.ru/20221107/tovarooborot-1829556821.html (дата обращения: 03.12.2022).
10. Чжэ Янь. Политическая и правовая основы арбитража ad hoc в Китае // Юридическая наука. 2022. № 5. С. 161-166.