РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(222)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(222)
РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития молодежного предпринимательства в Казахстане, исследуются причины, факторы, особенности и условия ведения бизнеса для молодых предпринимателей. Также в статье приводится статистика вовлечения и расширения возможностей участия в предпринимательской деятельности молодого поколения в РК. Авторы выявили основные причины, препятствующие молодым людям заниматься бизнесом, актуализировали сильные и слабые стороны молодежного предпринимательства, разработали рекомендации для развития данного сегмента в экономике страны.
Ключевые слова: молодежное предпринимательство, молодежь, бизнес, предпринимательство, малый и средний бизнес, экономика.
Молодежное предпринимательство является одной из важных составляющих социально-экономического развития государства, поскольку может оказать существенное влияние на решение таких проблем, как подготовка будущих квалифицированных специалистов, снижение уровня безработицы, создание новых мест трудоустройства. Статистика показывает, что молодые люди в возрасте до 30 лет часто не могут найти работу по специальности, не имеют постоянной работы или же являются безработными.
Малое и среднее предпринимательство в Казахстане представлено юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и крестьянскими хозяйствами. По состоянию на 1 ноября 2022 года (по данным Бюро национальной статистики и АСПР Республики Казахстан) количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с 1 ноября 2021 года увеличилось на 22,6%. Рассмотрим структуру МСП в РК по субъектному признаку:
- индивидуальные предприниматели – 67,3%;
- крестьянские (фермерские) хозяйства – 13,5%;
- юридические лица малого предпринимательства – 19%;
- юридические лица среднего предпринимательства – 0,2%.
На 1 ноября 2022 года в Казахстане зарегистрировано 1 958 632 субъектов малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей и крестьянских хозяйств, среди них 1 732 696 являются действующими предприятиями.
Количество индивидуальных предпринимателей составляет 1 166 104, крестьянских (фермерских) хозяйств - 233 914, юридических лиц малого предпринимательства – 329212, а юридических лиц среднего предпринимательства – 3465. [1]
Далее рассмотрим направления деятельности субъектов индивидуального предпринимательства за первое полугодие 2022 года, которые представлены в таблице 1. [2]
Таблица 1.
Зарегистрированные субъекты ИП по видам деятельности в РК за первое полугодие 2022 года
Вид деятельности |
Всего |
Оптовая и розничная торговля; Ремонт автомобилей и мотоциклов |
440 480 |
Сельское хозяйство |
251 801 |
Предоставление прочих видов услуг |
228 230 |
Операции с недвижимостью |
78 461 |
Транспорт и складирование |
74 091 |
Обрабатывающая промышленность |
50 899 |
Строительство |
41 191 |
Предоставление услуг по проживанию и питанию |
38 554 |
Профессиональная, научная и техническая деятельность |
30 244 |
Деятельность в области административного и вспомогательного обслуживания |
30 136 |
Как мы видим, самая высокая численность компаний, зарегистрированных в качестве ИП, составила 440 480 субъектов, которые выбрали сферу оптовой и розничной торговли, а также ремонт автомобилей. В тройку лидеров также входят сельское хозяйство, которым занимаются 251801 предпринимателей, и предоставление прочих услуг с численностью 228230. В процессе научного исследования был проведен социологический интернет-опрос, в котором приняли участие студенты университета «Нархоз». По результатам анкетирования 98,5% респондентов (рис.1), считает, что развитие молодежного предпринимательства является важным сегментом в экономике Казахстана.
Рисунок 1. Совершенствование предпринимательства
Чтобы определить уровень заинтересованности молодого поколения в предпринимательской сфере, нами были опрошены люди – граждане Республики Казахстан – в возрасте от 18 до 30 лет. Однако только 20% имели опыт в малом и среднем бизнесе, 80% не предпринимали попыток занятия МСБ (рис. 2). Нужно обратить внимание, что большинство опрашиваемых респондентов являются студентами специальности Экономика. Опыт и значимость предпринимательства для обучающихся экономическим специальностям выше, нежели у технических или гуманитарных специальностей.
Рисунок 2. Занятие предпринимательством
Большая часть молодых предпринимателей была занята в мелком бизнесе и отдавала предпочтение розничной торговле или купле-продаже.
Изучая публикации казахстанских ученых, нами было выявлено, что по десятибалльной шкале только на 5,5 баллов была оценена легкость начала и ведения бизнеса в Казахстане. Обуславливается это недостатком стартового капитала, трудностями в получении государственных грантов, высокой стоимостью кредитов, низкой финансовой грамотностью, недостатком практического опыта в ведении бизнеса, административными барьерами и др. В Казахстане существуют также коррупционные риски и риски теневой экономики. В нашей стране довольно низкая информированность молодежи об институциональной поддержке МСБ, о программах и инструментах поддержки молодежного предпринимательства. Все это можно причислить к слабым сторонам молодежного предпринимательства, так как это вызывает сложности для потенциальных бизнесменов. [3] Но если существует такое количество слабых сторон, то как можно их преодолеть? Мы считаем, что создание новых рабочих мест, снижение безработицы, решение социальных проблем в Республике Казахстан может быть связано с широким привлечением молодежи в создание собственного бизнеса. Молодежь физически и ментально более вынослива, предрасположена к генерации новых бизнес идей, реализации инноваций, постоянно держит руку на пульсе и открыта к новым видам деятельности.
Статистика показывает, что в 2021 году индекс финансовой грамотности жителей РК составил 39,52%. В 2020 же году этот индекс составил 39,07%, из чего можно сделать вывод, что вперед мы продвинулись незначительно.
Поэтому мы считаем, что нужно ввести курс «Основы финансовой грамотности» в средней школе, ведь по статистике дети усваивают информацию лучше и быстрее, чем взрослые. В качестве примера можно использовать опыт Южной Кореи. При поступлении в детский образовательный сад каждому ребенку открывают счет и учат распределять средства разумно. То есть ребенок имеет свой личный кэш, которым он может распоряжаться по собственному желанию. Как было выявлено, данный метод оказал значительное положительное влияние на детей, поскольку позволяет формировать рациональное поведение потребителей. В Казахстане запущены программы, направленные на поддержку молодежного предпринимательства. К примеру, с помощью программы «Енбек» начинающий предприниматель может получить кредит до 8 000 МРП по ставке 6% сроком на 5 лет. В рамках программы «Дорожная карта бизнеса 2025» можно получить инновационные гранты от двух до пяти миллионов тенге. Национальная палата предпринимателей «Атамекен» проводит конкурсный отбор на предоставление государственных грантов в размере пять миллионов тенге в приоритетных секторах экономики.
Также гранты на развитие собственного бизнесе предоставляют крупные компании, фонды и институты. Так, компания Coca Cola выделяет гранты до пяти миллионов тенге на развитие социального предпринимательства для молодых людей РК от 18 до 35 лет. Следует привести в пример Благотворительный фонд «Саби», который ежегодно проводит конкурс «Построй свой бизнес» для молодежи от 18 до 35 лет в размере от 10 до 100 тысяч долларов США. [4]
Мы считаем, что необходимо повысить информированность о программах поддержки молодежного предпринимательства в Казахстане, обучать новым навыкам и компетенциям в сфере бизнеса. Данные мероприятия позволят придать импульс для развития молодежного предпринимательства, откроют возможности молодым людям реализовать себя в профессиональном плане.