Статья:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(279)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Хуурак А.Э. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 12(279). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/279/146393 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Хуурак Айза Эчисовна
студент, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Выжитович Александр Михайлович
научный руководитель, доцент, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

Обеспечение экономической безопасности требует реализации комплекса мер, частью которых является создание системы государственного контроля.

Государственный контроль является важной функцией государства, которая осуществляются на всех уровнях государственной власти России.

Прежде чем раскрывать сущность государственного контроля, необходимо охарактеризовать понятие «контроль».

По мнению С.М. Зырянова, понятие контроль многолик и разнообразен по существу, он неизбежно присутствует в любой осмысленной человеческой деятельности, если в ней участвует больше одного человека [1].

Контроль как термин используется как в юридической сфере, так в  обыденной речи, в том числе и по отношению к материальным объектам, и даже по отношению к своим мыслям, а также встречается данное понятие и в описаниях технических процессов. Толковый словарь С.И. Ожегова определяет контроль как проверку и постоянное наблюдение в целях проверки и надзора [2].

Некоторые исследователи связывали контроль с процессом сдерживания, ограничения или проверки чего-либо или кого-либо. Другие определяют контроль как коррекцию поведения определенного лица или как деятельность в виде выявления отклонений процесса управления от намеченных установок.

С 1 июля 2021 года на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [3], в соответствии с которым:

– контроль – определенная деятельность контролирующих субъектов, направленная на недопущение со стороны подконтрольных объектов нарушений различных нормативных предписаний, состоящая в проведении различных контрольных мероприятий.

Так, государственный контроль  осуществляется органами государственной власти (их должностными лицами) и состоит в проверке надлежащего состояния подконтрольных объектов, направлен на обеспечение законности, правопорядка и безопасности в обществе и государстве, а также на поддержание стабильности государственного устройства и эффективности государственного управления.

Существует несколько подходов к классификации видов государственного контроля:

1. В зависимости от объема контрольной деятельности различают общий и специальный контроль.

Общий государственный контроль направлен на контроль за общим соблюдением законов и нормативных актов на всех уровнях общества и государства. Общий государственный контроль имеет широкий круг объектов контроля и осуществляется различными государственными органами.

Специальный государственный контроль направлен на контроль за выполнением законов и нормативных актов в определенных сферах деятельности, требующий особого внимания и экспертизы. Значение специального контроля растет вместе с увеличением количества видов деятельности, осуществляемых государственными органами, гражданами и их объединениями. Специальный контроль осуществляют органы власти, которые имеют соответствующие компетенции и знания в определенной области.

2. В зависимости от положения контролирующего субъекта контроль может быть внешним и внутренним.

Внешний государственный контроль осуществляется независимыми органами государственной власти. Определенные трудности при осуществлении внешнего контроля создает то, что подконтрольный объект стремится оградить себя от контроля и скрыть недостатки. Результаты внешнего государственного контроля опубликовываются в открытом доступе.

Внутренний государственный контроль, напротив, осуществляется самим субъектом контроля в соответствии с требованиями законодательства и внутренними документами. Внутренний контроль может осуществляться руководителем органа, предприятия самостоятельно, либо путем создания специализированного контрольно-ревизионного органа.

3. В зависимости от периода, когда осуществляется контроль, можно выделить предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный государственный контроль осуществляется перед принятием подконтрольным органом управленческого решения или совершением какого-либо действия.

Текущий государственный контроль осуществляется в течение всего периода функционирования подконтрольного органа.

Последующий государственный контроль осуществляется после принятия решения и совершения действия подконтрольным органом.

Государственный контроль играет важную роль в обеспечении экономической безопасности государства:

1. Обеспечивает законность и целевое использование бюджетных средств. Это позволяет предотвратить хищения, коррупцию и неэффективное использование государственных ресурсов.

2. Способствует снижению финансовых рисков, угрожающих экономической безопасности государства. Государственный контроль помогает выявить и предотвратить финансовые кризисы, обеспечить стабильность национальной валюты и укрепить доверие к экономике страны.

3. Стимулирует экономический рост. Государственный контроль помогает оптимизировать распределение бюджетных средств и направить их на развитие приоритетных отраслей экономики.

Таким образом, государственный контроль является важным инструментом обеспечения экономической безопасности государства. Поэтому создание эффективной системы государственного контроля стратегически важно для дальнейшего оздоровления политической и социально-экономической обстановки в стране в целом.

 

Список литературы:
1. Зырянов, С.М. Государственный контроль (надзор): монография / С.М. Зырянов. — М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2023. — С.12. — ISBN 978-5-6047798-7-3.
2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова [Электронный ресурс] Институт русского языка им. В.В. Виноградова. М.: Азбуковник, 2006. — С.617. — URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=11790 (дата обращения: 28.03.2024).
3. Российская Федерация. Законы. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.08.2020. № 31 (часть I). Ст. 5007.