Статья:

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(222)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Туделев А.М., Шаплинкин Н.С., Мишин М.Д. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 43(222). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/222/121890 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД

Туделев Александр Михайлович
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Шаплинкин Никита Сергеевич
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Мишин Михаил Дмитриевич
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Денисова Лариса Леонидовна
научный руководитель, канд. полит. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Abstract. The article considers such an important aspect as the development of educational legislation in the period from the 40-50s in the USSR.

Аннотация: в статье рассматривается такой важный аспект, как развитие образовательного законодательства в период с 40-50х гг.  в СССР.

 

Keywords: education, school, history, educational legislation.

Ключевые слова: образование, школа, история, образовательное законодательство.

 

В период Великой Отечественной войны Советская школа претерпела значительные изменения практически во всех своих сферах. Военное время создало серьёзные трудности в работе многих советских школ. В меньшей степени в тех, которые находились в тылу, а в большей степени в тех, которые находились под оккупацией. В виду того, что ведение боевых действий требовало также удовлетворение нужд армии, непосредственно сами образовательные учреждения и их субъекты внедрялись в процесс стабильного снабжения Красной армии всеми благами, обеспечивающими качественное и количественное прогрессирование военной мощи. Этим наметились следующие мероприятия, призванные сократить до минимума отрицательные последствия кризисных явлений в годы войны. [7.C 56]

Так, из-за оккупации происходила катастрофическая нехватка госпиталей, и, в связи с этими обстоятельствами большинство школ, которые остались под контролем нашей родины, были переоборудованы. Это создало фактор, при котором учеба в школах была организована в других помещениях, которые не были оборудованы под школы. Например, после того, как часть населения были эвакуированы из Ленинграда в Хакасию, из письма секретаря ЦК ВКП(б) А.А. Андреева стало ясно, что из-за проблем со снабжением местных школ керосином, учителя проверяли тетради в избах мирных жителей. [4, С.123].

Была сильная нехватка одежды, потому что всё производство работало на нужды фронта, и большая часть одежды шилась для солдат, в связи с чем школьникам приходилось ходить в школу по очереди, ибо в среднем, на 3 школьников было всего одна пара обуви. Носились также старые, изношенные пальто. Партийные органы издали указ о обязательстве товаропроизводителей выпускать больше детской одежды. [6.C.15]

Из-за повсеместной эвакуации, для того, чтоб не допустить появления беспризорности и не отрывать детей от учебного процесса, с декабря 1941 г. По приказу Наркомата просвещения стали открываться школьные интернаты, которые предназначались для детей-сирот и эвакуированных жителей.  Вместе с детьми эвакуировались воспитатели и учителя. [6, С.78]

Эти сведения можно проиллюстрировать в следующих примерах:

Так, например, в первые недели войны, Владимир Петрович Потёмкин обращается через «Учительскую газету» ко всем работникам народного просвещения — организовать для учащихся 7—10-х классов занятия по военной подготовке и военно-санитарному делу по 7 часов в неделю. Многие мальчишки и девчонки вскоре будут осаждать военкоматы с требованием отправить их на фронт: «Мы прошли военобуч!» [3.C 35]

«Правда» публикует 10 июля 1941 года обращение наркома просвещения РСФСР к пионерам и школьникам с призывом помочь стране в борьбе с врагом: организовывать пожарные, санитарные и трудовые бригады, взять на себя заботу о семьях фронтовиков, помогать взрослым в ремонте школьных зданий и учебного оборудования.

Однако такие меры обусловили следующую проблему - в военное время также уменьшалось число школьников. Из-за потребностей фронта постоянно мобилизовывались огромные людские массы. Многие люди, которые не воевали на фронте, были вовлечены в производство военной техники, снаряжения, артиллерии, снарядов. Из-за этого произошёл пересмотр системы образования в стране, были смещены продолжительность и сроки учебного года. Это также потребовало корректировку образовательных программ. Были сокращены каникулы. Все средства были использованы для того, чтобы школьники могли нормально учиться и получать всеобщее образование, а также помогать стране в производственном тылу. [7]

В августе 1941 года нарком Потёмкин дал распоряжение, при котором школы должны были подготовиться к началу нового учебного года, даже не смотря на тяжелое положение в стране. Однако в большинстве своём данное распоряжение было полностью проигнорировано и большинство подростков осенью было направленно на строительство военных укреплений. Из-за этого происходил большой отсев учащихся из школ. [6, С.69]

Это вызвало бурную реакцию Наркомата просвещения, который в апреле 1942 года, уже после победы и контратаки под Москвой созвал совет из Наркомпросов Союзных республик, где были изданы указы о борьбе с отсевом учеников из школ. Это послужило возвращению в школы огромного количества детей, подростков, которые после всех мобилизационных мероприятий вновь вернулись за парту.

В годы войны значительно перестраивались учебные программы. Это было сделано для того, чтоб школьное обучение и образование соответствовало актуальным потребностям фронта, что выражалось в издании Государственным научно-исследовательским институтом школ Наркомата РСФСР методических материалов в помощь учителю. Их было огромное количество и касались в основном физической подготовки, обучению школьников сельскохозяйственным работам. Также в 1942-45 годах был издан указ о вводе в систему образования такого предмета, как «военное дело». Оно включало в себя строевую подготовку, боевую, лыжную. Данный указ физически подготавливал выпускников школ к дальнейшей войне на фронте в рядах красной армии.

Имеет место быть тот факт, что в годы войны, население сталкивалось с продовольственными проблемами, в данное время обеспечивать школы едой было не совсем приоритетной областью, ибо нужды фронта забирали на себя все материальные ресурсы. Партийные органы требовали от наркоматов принять меры по поиску альтернативных способов обеспечения, учащихся пищей. Одним из таких, стало создание подсобных хозяйств на территории школ, где сами школьники занимались посадкой и сбором урожаев картофеля, помимо этого школьников активно   привлекали на различные сельскохозяйственные работы в колхозах. [4.C ,14]

Можно выделить один очень положительный момент в законодательстве СССР в годы Великой Отечественной войны. После контратаки под Москвой издаётся приказ Наркомата просвещения об организации Нового года в школах и детских садиках – с ёлкой и подарками.

Однако одними продовольственными проблемами негативные тенденции в стране. В следствии военных действий обозначается еще одна и скорее демографическая кризисная ситуация, которую система образования была призвана решить в кратчайшие сроки – беспризорность и безнадзорность детей в семьях участников боевых действий на фронте и рабочих. Она была вызвана тем, что дети часто оставались без присмотра, так как отцов призывали на фронт, а матери долго засиживались на работе. Уже в декабре 1941 года Наркомат просвещения придал особое значение данной проблеме, поэтому было собрано совещание с объявленной темой «О мерах предупреждения детской беспризорности и безнадзорности, о выполнении плана приёма в детские сады, об улучшении учёта эвакуированных детей». Вырабатываются конкретные комплексы мероприятий. А также ставится наркоматом контроль над их выполнением. Так, например, 13 интернатов столицы эвакуированы в Марийскую АССР. Старшеклассников разместили в городе Козьмодемьянске, учили в местной школе. Учеников начальной школы расселили в ближайших деревнях и сёлах. Забота педагогов, воспитателей, пионервожатых, медиков и местного населения была такой, что почти никто серьёзно не болел, вернулись домой в том же составе. Однако меры, предпринятые для решения этой проблемы, принимали нарастающий характер.

Специальным постановлением СНК СССР от 01.01.01 г. «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» утвердил план борьбы с детской безнадзорностью. Он предусматривал создание при областных (краевых) исполкомах авторитетных комиссий по борьбе с безнадзорностью по отношению детей, назначение инспекторов по патрулированию и борьбе с детской безнадзорностью, создание сети приёмников и детских домов, организацию детского труда. Среди мероприятий по предупреждению детской безнадзорности эффективной формой стали организованные в 1943 г. учебно-производственные мастерские. В них производительный труд подростков сочетался с общеобразовательными и физкультурными занятиями. Учащиеся овладевали технологией производства, производственно-техническими умениями, необходимыми для массовых и востребованных на тот момент профессий, получали общественно-политическое воспитание. Также стоит отметить, что значительную роль в решении проблемы всеобуча сыграли организованные по указанию компартии и правительства школьные интернаты. Открывшиеся на Урале и в Сибири, они не только спасли жизни многих тысяч детей, но и способствовали их всестороннему воспитанию в исключительно благоприятных условиях. [4.C 212.]

Таким образом руководство страны, для разрешения некоторого комплекса негативных последствий нарастающих кризисных явлений в период войны, эффективно сочетала в себе меры по преодолению дефицита ресурсов, направленных для нужд армии с сочетанием организации труда школьников и созданием для них же благоприятной среды для организованного и всестороннего воспитания и привитию детям трудолюбия.

Кардинальные изменения в системе образования обозначились также в период с 1943-1944 гг. Для наркомата народного просвещения РСФСР приоритетным направлением оставались также завершение программы народного образования, начатое под предлогом ликвидации безграмотности среди населения, предпринятое ещё в 20-е годы в стране [3.C.44]

Обратимся непосредственно к конкретным проектам наркомата народного просвещения РСФСР: по предложению наркомата просвещения, совет народных комиссаров РСФСР издает инструкцию, подлежащую своевременному исполнению на местах: «Об организации учёта детей и подростков в возрасте от 8 до 15 лет и о порядке контроля за выполнением «Закона о всеобщем обязательном обучении» В нём имелись четыре раздела:

  1. общее положение;
  2. порядок учета детей в городах и поселках;
  3. порядок учета детей в сельских местностях;
  4. порядок контроля за выполнение закона о всеобщем обязательном обучении детей и настоящей инструкции. [6, С. 81]

Организация учета детей и подростков, подлежащих «всеобучу» в соответствии с руководством, возлагалась на городские, районные, (в городах, имеющих районные отделения) исполкомы, поселковые и сельские советы депутатов трудящихся. Вся территория дробилась на отдельные участки, исходя из числа имеющихся школ и закреплялась за начальными неполными средними и средними школами. К учету детей, согласно инструкции, привлекались управдомы, коменданты, домовладельцы, директора и заведующие школами, учителя, родители или лица, их заменяющие. За несвоевременное определение детей в школу и необеспечение аккуратного посещения ими учебных занятий родители и лица, их заменяющие, несли административную ответственность. [5.C 46.]

Также немаловажным фактом является и то, в  связи с работой на производствах большого числа подростков, вставших на замену участникам боевых действий на фронте, СНК СССР по представлению Наркомата просвещения РСФСР издаёт постановление «Об обучении подростков, работающих на предприятиях», обязывающее советы народных комиссаров союзных и автономных республик, краевых и областных Советов депутатов трудящихся организовать в городах и рабочих посёлках сеть общеобразовательных школ для рабочей молодёжи, в дальнейших постановлениях носящих названия — вечерних. Народный комиссариат просвещения РСФСР обязывает библиотеки активно пропагандировать вечерние школы. [7.C 56]

В воспоминаниях библиотекарей Свердловской области, изданных в 1946 году, сообщается, например, о таком опыте: часы работы библиотек организовывались так, чтобы совпадали с окончанием рабочей смены. Приглашённых в библиотеку ребят ожидали беседы о том, что даст им образование в скором послевоенном будущем, им раздавали самодельные книжки, сшитые из вырезок статей и стихов, которые публиковались в газете «Правда», с просьбой прочесть и в последующем вернуть, чтобы и другие смогли прочитать их. [3, С. 65]

Уделяется отдельное внимание и тому факту, что по инициативе наркома народного просвещения РСФСР проводились проверки уровня образованности населения в деревнях, в которых соответственно выяснилось, что среди лиц пожилого возраста имеются почти что безграмотные люди. Постановление от октября 1943 года за подписью В.П. Потёмкина «О мерах по ликвидации неграмотности» мобилизовало учителей и старшеклассников на преодоление этого «рудимента царского времени». [7]

Несомненно, учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе требовал дальнейшего совершенствования. Именно поэтому, в октябре 1943 г. вышло указание Наркомпроса РСФСР «Об улучшении контроля за работой школ и учителей и постановке учёта знаний учащихся», а в январе 1944 г. было опубликовано постановление СНК РСФСР «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы». 21 июня 1944 г. вышло постановление СНК СССР «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе», которое устанавливало обязательную сдачу выпускных экзаменов учащимися, оканчивающими начальную и семилетнюю школу и экзамены на аттестат зрелости оканчивающими среднюю школу; награждение золотой и серебряной медалями учащихся отличников, оканчивающих среднюю школу. Введение в жизнь этих видных документальных проектов оказывало положительное влияние в борьбе за повышение качества учебно-воспитательной деятельности учебных заведений. [7]

С целью внедрения образовательного процесса для рабочих подростков без отрыва их от трудового процесса с 1943 года в свет выходит новый тип общеобразовательной школы — школа рабочей молодежи, дававшая неполное среднее или среднее образование без отрыва от производства. Это нововведение было призвано решить проблему для работающих в промышленности подростков и юношей, которые, следовательно, не имели возможности посещать обычную школу. [6, С.69]

15 июля 1943 г. вышло постановление СНК СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях». В соответствии с документом и по инициативе комсомола в РСФСР начиная с 1943-44 уч. года было организовано 1005 школ рабочей молодежи.

Исходя из совокупности приведенных исторических фактов, следует сделать вывод о том, что на втором этапе войны, приоритетной целью наркома народного просвещения РСФСР по-прежнему являлось всестороннее привлечение огромного количества людей к получению образования, однако большее внимание всё-таки уделяется, в первую очередь, подрастающему поколению в лице школьников при жестком контроле за деятельностью образовательных учреждений, и подростков, работающих на предприятиях.

 

Список литературы:
1. Архив газеты «Правда» Московсткого государственного педагогичесткого университета. Публикации 1941 года http://mpgu.su/ob-mpgu/struktura/biblioteka/kulturno-prosvetitelskie-proektyi/k-70-letiyu-velikoy-pobedyi/hroniki-velikoj-otechestvennoj-po-stranicam-gazety-pravda/1941-god/arhiv-gazety-pravda-1941-god/
2. Великая Отечественная война: Энциклопедия. - М., 1985.
3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. - М., 1999. 
4. Липник В.Н. Школьные реформы в России. Очерки истории. - М., 2000. 
5. Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. - М., 1977.   
6. Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа: Сборник документов. 1917-1973. - М., 1974. 
7. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой Отечественной войны. - М., 1984.
8. Михащенко А.Л. Общеобразовательная школа и педагогическая мысль Южного Зауралья (1917 - 1990 гг.) Часть 1. - Курган, 1995.