Статья:

ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ОАО «АЭРОФЛОТ»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(222)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Королев А.А., Иваев М.И. ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ОАО «АЭРОФЛОТ» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 43(222). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/223/121955 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ЗАПАДНЫХ САНКЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПАНИИ ОАО «АЭРОФЛОТ»

Королев Андрей Андреевич
студент, Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, РФ, г. Самара
Иваев Марат Исхакович
канд. экон. наук, старший преподаватель Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики РФ, г. Самара

 

THE IMPACT OF WESTERN SANCTIONS ON THE ACTIVITIES OF JSC AEROFLOT

 

Marat Ivaev

PhD in Economics, Senior Lecturer, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Russia, Samara

Andrey Korolev

Student, Volga State University of Telecommunications and Informatics, Russia, Samara

 

 

Аннотация. В 2022 году экономика Российской Федерации столкнулась с серьёзными потрясениями. Они были вызваны введением рядом западных стран в отношении Российский Федерации «пакетов санкций», накладывающих запрет на ведение практически любых торговых связей с Россией. Их главной целью было фактическое уничтожение экономики Российской Федерации. В связи с этим главной целью данной работы является анализ последствий, введённых экономических ограничений на примере компании ОАО «Аэрофлот» и крупнейших авиакомпаний Российской Федерации, входящих в двадцатку по авиаперевозкам на территории России.

Abstract. In 2022, the economy of the Russian Federation faced serious shocks. They were caused by the introduction by a number of Western countries of "packages of sanctions" against the Russian Federation, imposing a ban on conducting virtually any trade relations with Russia. Their main goal was the actual destruction of the economy of the Russian Federation. In this regard, the main goal of this work is to analyze the consequences of the economic restrictions imposed on the example of Aeroflot JSC and the largest airlines of the Russian Federation, which are among the twenty in terms of air travel in Russia.

 

Ключевые слова: санкции; торговые связи; экономический агрессор; лизинг; лизингодатель.

Keywords: sanctions; trade relations; economic aggressor; leasing; lessor.

 

Санкции, вводимые одной страной по отношении к другой, бесспорно, имеют высокую степень аффилированности по отношению к национальным компаниям государства, подвергающегося секционному давлению. Это связанно в первую очередь с целями санкционного ограничения. Так, в современном мире санкции стали неким «универсальным инструментом» государств, желающих «навязать» свои политические или экономические убеждения другим странам[1]. В большинстве случаев данные государства являются крупными экономическими державами, имеющими устойчивые связи с другими странами[2]. Последний пункт позволяет данным странам (их принято назвать эконмическими агрессорами) усилить своё давление на государство, в отношениях с которым у них наблюдается кризис, за счёт стран – экономических партнёров. Страны экономические партнёры чаще всего поддерживают данное экономическое давление, не желая портить отношения со страной, начавшей экономическое противостоянии[3][4]. Это связанно с тесными торговыми связями, которые увеличивают степень аффилированности экономики данных стран, в результате чего этим странам не выгодно снижение экономических возможностей своего экономического-партнёра, которые могут наступить в случаи проигрыша в торговом противостоянии. Однако, бывают случаи, когда другие страны поддерживают экономическое давление, желая так же, как и страна «экономический агрессор» достичь своих целей[5][6].

Рассматривая влияние санкций на национальные компании страны можно отметить, что санкции различаются по степени предполагаемого вреда экономике страны, в отношении которой они были ведены (например, сколько отраслей они должны затронуть). Санкции, затрагивающие почти все отрасли страны вводятся крайне редко, однако в 2022 году в отношении Российской Федерации были введены данные экономические ограничения. Они затронули практически все аспекты экономики Российской Федерации и особенно по утверждению многих аналитиков сектор «авиакомпаний». Здесь возникает вопрос «Какое влияние на самом деле оказали данные экономические ограничения на отрасль, в которую входят авиакомпании?». Для корректного ответа на этот вопрос следует произвести фундаментальный анализ данного сектора на примере компании ОАО «Аэрофлот».

Компания «Аэрофлот» является компанией, в которой мажоритарным акционерам выступает правительство Российской Федерации (так по данным на ноябрь 2022 года 57,34 процента акций принадлежит Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, являющееся государственным экономическим институтом).

Так, санкции, которые президент США Джон Байден назвал «сокрушительными» оказали на компанию следующее воздействие:

Катастрофический обвал котировок акций компании ОАО «Аэрофлот» на московской бирже. Так, начиняя с 1 января по 1 декабрь 2022 года рыночная стоимость компании «Аэрофлот» упала в 2,42 раза (на 1 января 2022 года стоимость одной акции эмитента «Аэрофлота» 60,70 рублей, а на 1 декабря 2022 года их стоимость составила 25 рублей) (рисунок 1).

 

Рисунок 1. График курса акций эмитента ОАО «Аэрофлот»

 

Отсутствие комплектующих для самолётов из-за санкций. Так, 26 февраля Евросоюз принял новые санкции. Они подразумевали запрет продавать европейские самолёты и их комплектующие (запчасти и оборудование). По тем контрактам, которые были заключены до 26 февраля2022 года поставки разрешалось продолжить до двадцать восьмого марта. Данные санкции так же подразумевают возврат самолётов, сданных в Российскую Федерацию на условиях лизинга, их по условиям санкций необходимо вернуть лизингодателям.

Критичность данной ситуации для компании «Аэрофлот» заключается в колоссальном использовании ею (и другими российскими компаниями) самолётов и соответственно и их комплектующих из стран, подержавших санкции. По статистике в 2019 году (до начала ограничений, вызванных COVID-19, на судах Airbus (иностранная компания) российские авиакомпании перевозили сорок один процент пассажиров в стране. Что касается комплектующих, то здесь ситуация очень непростая. По статистике «Росавиации» двадцать крупнейших авиаперевозчика в России (97% от всей массы пассажиропотока) используют в своём парке только 18% отечественных самолётов (Россия или СССР), а производители остальных 82% самолётов зарегистрированы в других странах (ЕС – 39%, США – 36%, Канада – 4%, Бразилия – 3%) (рисунок 2). В статистику не входят Бизнес-джеты и вертолёты.

 

Рисунок 2. Количество Отечественных и зарубежных самолётов в парках 20 крупнейших авиаперевозчиков в России за исключением Бизнес-джетов и вертолётов

 

Также стоит отметить, список упомянутых ранее компаний, входящих в двадцатку по пассажиропотоку в Российской Федерации и количество в них иностранных самолётов, не беря во внимание Бизнес-джеты и вертолёты на 2021 год (таблица 1).  

         Таблица 1.

Количество отечественных и иностранных самолетов, находящихся в эксплуатации в парках российских авиакомпаний

Название компании

Количество отечественных самолётов

В процентах от всех бортов

Количество зарубежных самолётов

В процентах от всех бортов

Всего судов за исключением Бизнес-джеты и вертолётов

Аэрофлот

9

4,86

176

95,13

185

S7

0

0

102

100

102

«Россия»

67

53,17

59

46,82

126

Utair

0

0

56

100

56

«Уральские авиалинии»

0

0

54

100

54

Nordwind

0

0

45

100

45

«Победа»

0

0

44

100

44

Azur Air

0

0

33

100

33

«Аврора»

0

0

21

100

21

Red Wings

16

51,61

15

48,38

31

Smartavia

0

0

15

100

15

Pegas Flay

0

0

15

100

15

«Ямал»

15

53,57

13

46,42

28

Royal Flight

0

0

13

100

13

«РусЛайн»

0

0

13

100

13

NordStar

0

0

10

100

10

Якутия

4

33,33

8

66,66

12

АЛРОСО

5

45,45

6

54,54

11

«ИрАэро»

27

93,1

2

6,89

29

«Азимут»

15

100

0

0

15

 

Как можно видеть, огромное количество авиакомпаний Российской Федерации используют в своей деятельности иностранные самолёты (кроме «Азимут»). Этот факт бесспорно усилили действенность веденных санкций.

Запрет на полёты в западные страны. Так в результате ведёных санкций (второй пакет) своё воздушное пространство для российских самолётов закрыли все государства, входящие в Европейский Союз, США, Канада и другие.

Отвечая на вопрос «Какое влияние на самом деле оказали данные экономические ограничения на отрасль авиакомпаний экономики?», можно с уверенностью сказать, что они оказали бесспорно отрицательное воздействие на рассматриваемый сектор. Так, как можно видеть из таблицы 1 во многих авиакомпаниях присутствуют зарубежные самолёты, из чего можно сделал вывод, что запрет на экспорт комплектующих их стран запада сильно ударит по функционированию данных компаний. В свою очередь запрет на полёты, в упомянутые выше страны, сильно отразился на прибыли перечисленных компаний.  Из чего можно сделать вывод, что санкции, введённые в отношении Российской Федерации с февраля 2022 года, оказали достаточно сильное воздействие на авиакомпании Российской Федерации, в частности на компанию ОАО «Аэрофлот».  

 

Список литературы:
1. Брэдли Джон, Тейн Грег. Торговые войны. Битва за успех на прилавках. Москва: Альпина Паблишер, 2020. - 316 с.
2. Вильямс Билл, Грегори-Вильямс Джастин. Торговый хаос. Москва: Альпина PRO, 2021. - 310 с.
3. Винс Ральф. Математика управления капиталом. Методы анализа риска для трейдеров и портфельных менеджеров. Москва: Альпина Паблишер, 2021. - 400 с.
4. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Макроэкономика-1, 2. Мегаэкономика. Экономика трансформаций. Москва: Дашков и К, 2019. - 920 с.
5. Макконнелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л., Флинн Шон Масаки. Принципы экономикс. Москва: Инфра-М, 2022. - 1184 с.
6. Стефанова, Н. А. Торговые войны и их влияние на мировую экономику / Н. А. Стефанова, А. А. Королев // Основы экономики, управления и права. – 2022. – № 3(34). – С. 25-31. – DOI 10.51608/23058641_2022_3_25. – EDN BRQBRM.