ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Важной задачей школьной дисциплины «Технология» является развитие творческих способностей учеников. Занимаясь ручным трудом, ребенок делает шаг вперёд в развитии многих своих способностей. Поэтому необходимо привить любовь к труду с раннего возраста. Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Умный, думающий человек всегда склонен к разнообразным видам трудовой деятельности [3, с. 58].
Уроки технологии в школе – это уроки развития творчества, исполнения мечты, открытий, поиска, разработки идей, которые приведут к трудовой деятельности. Такие занятия, безусловно, помогают поверить в себя и позволяют раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка. На занятиях декоративно-прикладным творчеством не обойтись без особого внимания, от того, как ребенок относится к рукоделию, зависит успех создания любой поделки, изделия [1, с. 37].
Декоративно-прикладное искусство – один из самых больших разделов изобразительного искусства, охватывающий различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями [2, с. 47]. Собирательный термин условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное.
Для диагностики уровня использования декоративно-прикладного искусства на уроках технологии в начальных классах мы провели анкетирование 13 учителей начальных классов на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Заинская средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением отдельных предметов» Заинского муниципального района Республики Татарстан. Так, анализируя ответы учителей начальных классов на вопрос "Как влияет декоративно-прикладное искусство на обучающегося начальных классов?" мы получили следующие результаты (Рис. 1):
Рисунок 1. Результаты ответов на вопрос " Как влияет декоративно-прикладное искусство на обучающегося начальных классов?"
Таким образом, мнения учителей начальных классов разделились, и мы можем сделать следующие выводы: 6 учителей начальных классов считают, что декоративно-прикладное искусство развивает художественно-эстетический вкус; 5 учителей начальных классов выбрали развитие образного мышления, определяя ДПИ как форму совершенствования познавательной активности ребенка; 2 учителя начальных классов выбрали вариант ответа "развивает познавательную активность", тем самым делая акцент на обучающую функцию.
Для диагностики использования декоративно-прикладного искусства на уроках в начальных классах мы задали следующий вопрос: уровня "Часто ли вы используете на своих уроках формы ДПИ?". Результаты представлена на рис. 2:
Рисунок 2. Результаты ответов на вопрос "Часто ли вы используете на своих уроках формы ДПИ?"
Так узнав периодичность использования декоративно-прикладного искусства на уроках технологии в начальных классах мы выявили, что 4 учителя используют 2-3 раза в неделю, что говорит о частом применении данной формы. 4 респондента выбрали вариант ответа "Бывает, 2-3 раза в месяц". В то же время 3 учителя применяют ДПИ 1-2 раза в месяц, а 2 педагога и вовсе практически не используют ДПИ в своей педагогической деятельности. В дальнейшем мы решили выяснить "Какие формы и методы по приобщению к ДПИ вы используете?" и получили следующие результаты (Рис.3):
Рисунок 3. Результаты ответов на вопрос "Какие формы и методы по приобщению к ДПИ вы используете?"
Исследовав формы и методы, которые применяют в своей профессиональной деятельности учителя начальных классов МБОУ "ЗСОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов для проведения ДПИ, мы можем сделать выводы:
– 2 учителя начальных классов предпочитают ДПИ использовать во время занятия;
– 2 респондента проводят для детей экскурсии;
– 3 педагога выбрали такой метод, как беседа;
– 3 респондента используют проблемные вопросы;
– 3 учителя начальных классов применяют при изучении ДПИ дидактические игры.
На рис.4 представлены ответы учителей начальных классов на вопрос "Какие трудности по приобщению старших дошкольников к ДПИ вы испытываете?":
Рисунок 4. Результаты ответов на вопрос "Какие трудности по приобщению старших дошкольников к ДПИ вы испытываете?"
Исходя из предоставленных ответов мы выявили что нехватка дидактического материала вызывает использование ДПИ на уроках у 3 учителей начальных классов респондента, другие 4 учителя выбрали такой вариант ответа, как "организации экскурсий", 3 респондента не могут сформировать мотивацию у детей и у оставшихся 3 учителя начальных классов трудностей при использовании ДПИ на уроках у детей начальных классов нет. В ходе анкетирования мы выявили следующие особенности проведения уроков с использованием декоративно-прикладного искусства:
– большинство учителей владеют и применяют различные формы и методы проведения уроков технологии с помощью декоративно-прикладного искусства;
– в то же время присутствуют такие трудности, как малое количество дидактического материала, отсутствие мотивации у детей и сложности в проведении экскурсий;
– выявлена достаточно высокая периодичность использования декоративно-прикладного искусства, однако она присутствует у многих учителей, так встречаются учителя игнорирующие данный компонент образования.