Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Карсакова О.Ю. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 1(224). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/224/122426 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Карсакова Ольга Юрьевна
студент, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Газизова Фарида Самигулловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, ФГАОУ ВО Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Важной задачей школьной дисциплины «Технология» является развитие творческих способностей учеников. Занимаясь ручным трудом, ребенок делает шаг вперёд в развитии многих своих способностей. Поэтому необходимо привить любовь к труду с раннего возраста. Отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Умный, думающий человек всегда склонен к разнообразным видам трудовой деятельности [3, с. 58].

Уроки технологии в школе – это уроки развития творчества, исполнения мечты, открытий, поиска, разработки идей, которые приведут к трудовой деятельности. Такие занятия, безусловно, помогают поверить в себя и позволяют раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка. На занятиях декоративно-прикладным творчеством не обойтись без особого внимания, от того, как ребенок относится к рукоделию, зависит успех создания любой поделки, изделия [1, с. 37].

Декоративно-прикладное искусство – один из самых больших разделов изобразительного искусства, охватывающий различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями [2, с. 47]. Собирательный термин условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное.

Для диагностики уровня использования декоративно-прикладного искусства на уроках технологии в начальных классах мы провели анкетирование 13 учителей начальных классов на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Заинская средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением отдельных предметов» Заинского муниципального района Республики Татарстан. Так, анализируя ответы учителей начальных классов на вопрос "Как влияет декоративно-прикладное искусство на обучающегося начальных классов?" мы получили следующие результаты (Рис. 1):

 

Рисунок 1. Результаты ответов на вопрос " Как влияет декоративно-прикладное искусство на обучающегося начальных классов?"

 

Таким образом, мнения учителей начальных классов разделились, и мы можем сделать следующие выводы: 6 учителей начальных классов считают, что декоративно-прикладное искусство развивает художественно-эстетический вкус; 5 учителей начальных классов выбрали развитие образного мышления, определяя ДПИ как форму совершенствования познавательной активности ребенка; 2 учителя начальных классов выбрали вариант ответа "развивает познавательную активность", тем самым делая акцент на обучающую функцию.

Для диагностики использования декоративно-прикладного искусства на уроках в начальных классах мы задали следующий вопрос: уровня "Часто ли вы используете на своих уроках формы ДПИ?". Результаты представлена на рис. 2:

 

Рисунок 2. Результаты ответов на вопрос "Часто ли вы используете на своих уроках формы ДПИ?"

 

Так узнав периодичность использования декоративно-прикладного искусства на уроках технологии в начальных классах мы выявили, что 4 учителя используют 2-3 раза в неделю, что говорит о частом применении данной формы. 4 респондента выбрали вариант ответа "Бывает, 2-3 раза в месяц". В то же время 3 учителя применяют ДПИ 1-2 раза в месяц, а 2 педагога и вовсе практически не используют ДПИ в своей педагогической деятельности. В дальнейшем мы решили выяснить "Какие формы и методы по приобщению к ДПИ вы используете?" и получили следующие результаты (Рис.3):

 

Рисунок 3. Результаты ответов на вопрос "Какие формы и методы по приобщению к ДПИ вы используете?"

 

Исследовав формы и методы, которые применяют в своей профессиональной деятельности учителя начальных классов МБОУ "ЗСОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов для проведения ДПИ, мы можем сделать выводы:

– 2 учителя начальных классов предпочитают ДПИ использовать во время занятия;

– 2 респондента проводят для детей экскурсии;

– 3 педагога выбрали такой метод, как беседа;

– 3 респондента используют проблемные вопросы;

– 3 учителя начальных классов применяют при изучении ДПИ дидактические игры.

На рис.4 представлены ответы учителей начальных классов на вопрос "Какие трудности по приобщению старших дошкольников к ДПИ вы испытываете?":

 

Рисунок 4. Результаты ответов на вопрос "Какие трудности по приобщению старших дошкольников к ДПИ вы испытываете?"

 

Исходя из предоставленных ответов мы выявили что нехватка дидактического материала вызывает использование ДПИ на уроках у 3 учителей начальных классов респондента, другие 4 учителя выбрали такой вариант ответа, как "организации экскурсий", 3 респондента не могут сформировать мотивацию у детей и у оставшихся 3 учителя начальных классов трудностей при использовании ДПИ на уроках у детей начальных классов нет. В ходе анкетирования мы выявили следующие особенности проведения уроков с использованием декоративно-прикладного искусства:

– большинство учителей владеют и применяют различные формы и методы проведения уроков технологии с помощью декоративно-прикладного искусства;

– в то же время присутствуют такие трудности, как малое количество дидактического материала, отсутствие мотивации у детей и сложности в проведении экскурсий;

– выявлена достаточно высокая периодичность использования декоративно-прикладного искусства, однако она присутствует у многих учителей, так встречаются учителя игнорирующие данный компонент образования.

 

Список литературы:
1. Бабенко Е.С. // Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через декоративно-прикладное искусство в условиях профильного обучения Инновации в образовании (Казахстан). – 2015. – № 2 (21). – С. 37-43
2. Воронин М.А. Развитие креативности личности учащихся на уроках трудового обучения средствами декоративно-прикладного искусства / Воронин М.А., Герлах И.В. // Технолого-экономическое образование. – 2018. – № 9. – С. 37-47
3. Дульчаева И.Л. Развитие творческих способностей будущих учителей технологии на занятиях по рукоделию // Вестник Бурятского государственного университета. – 2017. – № 4. – С. 57-62