Статья:

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Албогачиева Л.М. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 1(224). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/224/122473 (дата обращения: 09.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Албогачиева Лейла Магомедовна
магистрант, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас
Барахоева Елизавета Абубукаровна
научный руководитель, старший преподаватель, Ингушский государственный университет, РФ, г. Магас

 

Одной из сфер жизнедеятельности человека является образование. Право на образование закреплено в таких важнейших международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. , Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (Протокол № 1 от 20 марта 1952 г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г.

Данное право закреплено в ст.43 Конституции РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый, имеет право на образование, которое согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ относится к неотчуждаемым правам и свободам человека и принадлежит ему от рождения [1]. 

Согласно п.1.ст.2  Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [2].

Как верно отмечает Е.А.Каштанова конституционной ценностью обладает не само образование, а закрепленное в Конституции право каждого на его получение, подкрепленное  государственными гарантиями на его реализацию [9,c.39].

В юридической литературе неоднозначно трактуют право на образование.

Как отмечает М.А. Егупова, право на образование - это «возможность человека удовлетворить потребность в знаниях, умениях и навыках», которая обеспечивается «обязанностью государства гарантировать непрерывный, качественный по содержанию и процедурам процесс воспитания и обучения» [7,c.21]..

Иное определение предлагает С. А. Авакьян. Под правом на образование он понимает возможность обучения в каком-либо образовательном учреждении в целях получения общих (составляющих основу кругозора) и специальных (необходимых в трудовой деятельности) знаний, а также возможности самостоятельного удовлетворения образовательных интересов личности, в том числе за счет использования возможностей соответствующих учреждений [4].

Т.В. Грачева трактует право на образование как «реально существующую и гарантированную государством ... возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего культурного уровня» как в личных интересах, так и в интересах всего обществa [6, c.7].

А. Ф. Ноздрачев под правом на образование понимает «право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества» [10, с. 37].

В. И. Шкатулла, право на образование определяет как «основное и естественное право, имеющее своей целью удовлетворение потребностей человека в информации и непосредственно в самом образовании» [14, с. 5].

Е. Д. Волохова придерживается мнения , что право на образование есть свобода получения образования «в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями» [5, с. 11]. Д

Т. В. Жукова определяет право на образование с позиций науки гражданского права как одно из неимущественных прав участников гражданского правоотношения, реализация которого основана на принципах равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности субъектов [8, с. 47].

По поводу содержания конституционного права на образование в юридической литературе также нет единого мнения. Обратимся к современникам.

Стоит обратить внимание на точку зрения Л. А. Резвановой. Л.А.Резванова  в содержании права человека на образование выделяет следующие элементы: право доступа, минимальное право, право на развитие и право участия. При этом под правом доступа понимается равное право на свободный доступ во все образовательные учреждения и организации; под минимальным правом – право на получение знаний, умений и навыков, необходимых для достойного существования человека в обществе; под правом на развитие – право на свободное развитие творческих способностей и интересов индивида; под правом участия – право всех работников учреждений и организаций системы образования на выражение собственной воли в вопросах образования и на участие в принятии решений в этих учреждениях [3, с. 19-20].

Шкатулла считает, что содержание права человека на образование составляет ряд «полномочий», закрепленных в Конституции РФ (ст. 43) [14, с. 203].

К их числу он относит право на дошкольное образование, право на основное общее образование, право на среднее профессиональное образование и право на высшее образование [14, с. 204].

По мнению И. Ф. Никитина содержание права на образование составляют правовые возможности, которые должны быть предоставлены государством своим гражданам, а именно: обязательность получения начального образования, право на получение среднего образования в различных его формах, право на получение профессионально-технического образования, право на получение высшего образования [11, с. 35-36].

И. В. Сухарева считает что , право на образование может быть структурировано в зависимости от уровня образования, на базе которого оно реализуется. Руководствуясь данным критерием, в содержании права на образование она выделяет следующие элементы: право на среднее образование; право на среднее профессиональное образование; право на высшее профессиональное образование; право на послевузовское образование [13, с. 5].

Можно бесконечно приводить точки зрения различных ученых- юристов, но мы решили обозначить одно наиболее верное и как нам кажется содержательное определения понятия права на образование это позиция В.В. Рыбаковой, которая под правом на образование понимает «конституционное (основное) естественное субъективное право человека (личности) на получение знаний, умений и навыков, определенный уровень которых гарантируется государством в зависимости от его социально-экономических возможностей, с целью всестороннего развития личности, подготовки к жизни в обществе» [12,c.31]. Это определение отражает конституционно-правовую природу права на образование, его субъективный характер, цели и гарантированность государством.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие вывыды:

- право на образование относится к числу основных прав человека, предусмотренных в международно-правовых актах и закрепленных в конституционном порядке.

- конституционное право на образование по своей природе является субъективным правом личности.

- содержание конституционного права на образование вытекает из положений Конституции РФ, международных правовых актов по правам человека, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Можно предложить следующее понятие права на образование – это не отчуждаемое   субъективное по своей природе право субъекта конституционного права вне зависимости наличия или отсутствия у него гражданства РФ, содержание которого вытекает из Конституции РФ, международных правовых актов по правам человека, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и направленное на реализацию общественных отношений возникающие в сфере образования.

 

Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// КонсультантПлюс,2022
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)// КоснультантПлюс,2022.
3. Резванова Л.А. Сущность социального государства и ее проявление в сфере образования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2004. – 22 с. 
4. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: в 2 т. М., 2014. T. 1. С. 777-778.
5. Волохова Е.Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации. – М.: Готика, 2004. – 240 с. 7. Ягофаров Д.А. Образовательное право: опыт теоретического осмысления // Образование и наука. – 2000. – № 4. – С. 54-61.
6. Грачева Т.В. Реализация конституционного права человека и гражданина Российской Федерации на образование: на примере города Москвы: автореф. дне. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 7.
7. Егупова М.А. Конституционно-правовой механизм обеспечения права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: дне. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2012. С. 21.
8. Жукова Т.В. О праве на образование как о личном неимущественном праве // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2012. – № 4. – С. 42-47.
9. Каштанова Елена Александровна Право на образование в системе конституционных ценностей // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-na-obrazovanie-v-sistemekonstitutsionnyh tsennostey  (дата обращения: 12.12.2022).
10. Матюшева Т.Н. Право на образование – конституционно защищаемая духовная ценность // Современное право. – 2008. – № 12. – С. 33-38.
11. Никитина И.Ф. Конституционная характеристика права на образование // Право и образование. – 2003. – № 1. – С. 29-36. 
12. Рыбакова, В.В. Конституционное право на общее образование в Российской Федерации (проблемы теории и практики): дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02. Екатеринбург, 2005. 218 с.
13. Сухарева И. В. К вопросу о содержании конституционного права на образование // Право и образование. – 2010. – № 7. – С. 4-15.
14. Шкатулла В. И. Право на образование // Государство и право. – 1997. – № 7. – С. 5-13.
15. Шкатулла В.И. Образовательное право. – М.: Изд-во НОРМА, 2001. – 688 с.