ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
Одной из сфер жизнедеятельности человека является образование. Право на образование закреплено в таких важнейших международно-правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. , Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (Протокол № 1 от 20 марта 1952 г.), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г.
Данное право закреплено в ст.43 Конституции РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый, имеет право на образование, которое согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ относится к неотчуждаемым правам и свободам человека и принадлежит ему от рождения [1].
Согласно п.1.ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [2].
Как верно отмечает Е.А.Каштанова конституционной ценностью обладает не само образование, а закрепленное в Конституции право каждого на его получение, подкрепленное государственными гарантиями на его реализацию [9,c.39].
В юридической литературе неоднозначно трактуют право на образование.
Как отмечает М.А. Егупова, право на образование - это «возможность человека удовлетворить потребность в знаниях, умениях и навыках», которая обеспечивается «обязанностью государства гарантировать непрерывный, качественный по содержанию и процедурам процесс воспитания и обучения» [7,c.21]..
Иное определение предлагает С. А. Авакьян. Под правом на образование он понимает возможность обучения в каком-либо образовательном учреждении в целях получения общих (составляющих основу кругозора) и специальных (необходимых в трудовой деятельности) знаний, а также возможности самостоятельного удовлетворения образовательных интересов личности, в том числе за счет использования возможностей соответствующих учреждений [4].
Т.В. Грачева трактует право на образование как «реально существующую и гарантированную государством ... возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего культурного уровня» как в личных интересах, так и в интересах всего обществa [6, c.7].
А. Ф. Ноздрачев под правом на образование понимает «право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества» [10, с. 37].
В. И. Шкатулла, право на образование определяет как «основное и естественное право, имеющее своей целью удовлетворение потребностей человека в информации и непосредственно в самом образовании» [14, с. 5].
Е. Д. Волохова придерживается мнения , что право на образование есть свобода получения образования «в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями» [5, с. 11]. Д
Т. В. Жукова определяет право на образование с позиций науки гражданского права как одно из неимущественных прав участников гражданского правоотношения, реализация которого основана на принципах равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности субъектов [8, с. 47].
По поводу содержания конституционного права на образование в юридической литературе также нет единого мнения. Обратимся к современникам.
Стоит обратить внимание на точку зрения Л. А. Резвановой. Л.А.Резванова в содержании права человека на образование выделяет следующие элементы: право доступа, минимальное право, право на развитие и право участия. При этом под правом доступа понимается равное право на свободный доступ во все образовательные учреждения и организации; под минимальным правом – право на получение знаний, умений и навыков, необходимых для достойного существования человека в обществе; под правом на развитие – право на свободное развитие творческих способностей и интересов индивида; под правом участия – право всех работников учреждений и организаций системы образования на выражение собственной воли в вопросах образования и на участие в принятии решений в этих учреждениях [3, с. 19-20].
Шкатулла считает, что содержание права человека на образование составляет ряд «полномочий», закрепленных в Конституции РФ (ст. 43) [14, с. 203].
К их числу он относит право на дошкольное образование, право на основное общее образование, право на среднее профессиональное образование и право на высшее образование [14, с. 204].
По мнению И. Ф. Никитина содержание права на образование составляют правовые возможности, которые должны быть предоставлены государством своим гражданам, а именно: обязательность получения начального образования, право на получение среднего образования в различных его формах, право на получение профессионально-технического образования, право на получение высшего образования [11, с. 35-36].
И. В. Сухарева считает что , право на образование может быть структурировано в зависимости от уровня образования, на базе которого оно реализуется. Руководствуясь данным критерием, в содержании права на образование она выделяет следующие элементы: право на среднее образование; право на среднее профессиональное образование; право на высшее профессиональное образование; право на послевузовское образование [13, с. 5].
Можно бесконечно приводить точки зрения различных ученых- юристов, но мы решили обозначить одно наиболее верное и как нам кажется содержательное определения понятия права на образование это позиция В.В. Рыбаковой, которая под правом на образование понимает «конституционное (основное) естественное субъективное право человека (личности) на получение знаний, умений и навыков, определенный уровень которых гарантируется государством в зависимости от его социально-экономических возможностей, с целью всестороннего развития личности, подготовки к жизни в обществе» [12,c.31]. Это определение отражает конституционно-правовую природу права на образование, его субъективный характер, цели и гарантированность государством.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие вывыды:
- право на образование относится к числу основных прав человека, предусмотренных в международно-правовых актах и закрепленных в конституционном порядке.
- конституционное право на образование по своей природе является субъективным правом личности.
- содержание конституционного права на образование вытекает из положений Конституции РФ, международных правовых актов по правам человека, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Можно предложить следующее понятие права на образование – это не отчуждаемое субъективное по своей природе право субъекта конституционного права вне зависимости наличия или отсутствия у него гражданства РФ, содержание которого вытекает из Конституции РФ, международных правовых актов по правам человека, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и направленное на реализацию общественных отношений возникающие в сфере образования.