Статья:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В АВТОНОМНЫХ ОКРУГАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Трембач В.Е. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В АВТОНОМНЫХ ОКРУГАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 1(224). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/224/122485 (дата обращения: 24.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В АВТОНОМНЫХ ОКРУГАХ

Трембач Влада Евгеньевна
магистрант, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск

 

Государственная образовательная политика является одной из приоритетных направлений деятельности государства. Воспитание достойных граждан, формирование образованной, творческой, разносторонней личности являются необъемлемой частью реализации целей и задач государства.

Правовые основы осуществления государственной образовательной политики закреплены в Конституции Российской Федерации, которая закрепила статье 43 положение о доступности образования и поддержки основных форм образования и самообразования.

Основополагающим документом является федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Данный закон, в статье 3 закрепил большой перечень принципов, которые должны реализовываться на местах (субъектах РФ). Например, признание приоритетности образования, обеспечение права каждого человека на образование, гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, автономия образовательных организаций, демократический характер управления образованием, сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования и другие.

Государственная политика в области / сфере образования представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государственными органами, политические действия в отношении образования как социального института (разработка нормативных правовых актов, программ и т. д.). Эта политика является публичной и открытой, в ней определены основные приоритеты и ценностные ориентации государства в отношении всех участников отношений в сфере образования. В свою очередь, под образовательной политикой понимается ключевое направление внутренней политики государства, имеющее целью создание экономических, институциональных и духовно-идеологических условий для осуществления основных функций образования, в том числе формирования способности личности к самореализации, воспитания граждан государства в соответствии с принятой системой ценностей [1, c.11].

Государственная политика в сфере образования – это система отношений, складывающихся внутри социальных групп для обеспечения взаимодействия внутри социальных институтов [2, c.63].

Отношения в сфере реализации государственный образовательной политики регулирует Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании». В нем закреплены основные принципы, на основе которых осуществляется государственная образовательная политика, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления [3].

Реализация государственной образовательной политики осуществляется на всех уровнях власти.  Правительство Российской Федерации в Постановлении «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» (далее –Программа) закрепило основные задачи, которые должны реализовываться на уровне субъектов РФ:

  1. вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
  2. выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения 100 процентов доступности качественного дошкольного образования, в том числе присмотра и ухода за детьми;
  3. увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, до 63,3 процента;
  4. формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
  5. развитие системы кадрового обеспечения сферы образования, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности[4].

Повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего - одно из базовых направлений реализации государственной политики. Данные преобразования обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны.

Главными механизмами реализации государственной образовательной политики является разграничение полномочий между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления и предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Программы. Статус автономных округов отпрядён в Конституции Российской Федерации. Автономные округа являются отдельными субъектами Российской Федерации. Два автономных округа (Ямало-ненецкий, Ханты-мансийский) входят в состав Тюменской области, реализация государственной власти осуществляется в соответствии с договором[5], Ненецкий автономный округ входит в состав Архангельской области осуществление деятельности также определено договором[6]. Чукотский автономный округ единственный, который е входит в состав другого субъекта федерации. Особенность автономных округов, которые входят в состав других субъектов заключаются в том, что договором определены общие стратегические направления развития в рамках, которых взаимодействуют органы государственной власти. Общим стратегическим направлением в сфере образования  Тюменской области, ХМАО и ЯНАО   является предоставление профессионального образования в части мероприятий, предусмотренных областной программой. Соответственно, реализация других направлений в образовании осуществляется автономными округами самостоятельно.

Н уровне субъекта Российской Федерации является одной из задач органов местного самоуправления является осуществление государственной программы «Развитие образования». Для анализа практики реализации государственной образовательной политики на местах использованы данные основных субъектов, отвечающих за реализацию Программы: департамент образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа (далее- АО) [7], Департамент образования и науки Чукотского АО [8], Департамент образования и науки Ханты-Мансийского АО –Югры [9], Департамент образования Ямало-Ненецкого АО [10]. Округа адаптировали данную программу под особенности региона. Основными подпрограммами в округах являются «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы».

Чукотский автономный округ определил свои подпрограммы, которые учитывают специфику региона: «Обеспечение государственных гарантий и развитие современной инфраструктуры образования», «Развитие кадрового потенциала», «Поддержка и развитие детского и молодежного образования и творчества», «Грантовая поддержка проектов в области образования», «Содействие в обеспечении жильем молодых семей», «Поддержка, сохранение и развитие родных языков», «Развитие социальной инфраструктуры», «Обеспечение деятельности государственных органов и подведомственных учреждений» [11].

Финансовое обеспечение мероприятий для достижения целей и задач данной Программы осуществляется за счет средств федерального уровня и регионального. Например, рассмотрим финансирование программы «Развитие образования» за 2022г.

 Таблица 1.

Финансирование программы «Развитие образования» за 2022г.

округ

ЯНАО

ХМАО

ЧАО

НАО

Федеральный бюджет (тыс. рублей)

830856

2594079

929767

644685

Окружной бюджет (тыс. рублей)

41694120

84477532

6963513

5048259

 

Анализ финансирования программы по годам показал разные результаты. Автономные округа самостоятельно распределяют выделенные федеральные средства по годам. Так, в 2022 году наибольшую сумму бюджета выделил Ханты –мансийский автономный округ, за счет средств окружного бюджета. Такие особенности, как географическое положение, экономические развитие округа оказывают большое влияние на развитие и эффективную реализацию государственной образовательной политики.

Другой особенностью реализации государственной программы является определение её сроков и этапов.

Таблица 2.

Сроки реализации региональной программы «Развитие образования»

округ

ЯНАО

ХМАО

ЧАО

НАО

Срок (г.)

2014-2021

2022-2025

2022-2025

2019-2024

2014-2016

2017-2025

 

По данным таблицы №2 видно, что сроки разные. Ямало-Ненецкий АО и Ненецкий АО реализуют Программу в несколько этапов. Этапы определяют округа самостоятельно, в зависимости от поставленных целей, задач и промежуточных результатов.

Таким образом, реализация государственной образовательной политики в автономных округах представляет систему согласованных действий между субъектами реализации Программы, а также рациональное распределение и использование финансовой составляющей со стороны федерального и регионального бюджетов.

 

Список литературы:
1. Резер, Т. М. Государственное управление качеством образования : учебное пособие / Т. М. Резер, Т. Ю. Ольшевская ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 115 с. – Библиогр. : с. 110–113. – 40 экз. – ISBN 978-5-7996-2669-3.
2. Журавлева И.А. Оценка развития государственной образовательной политики (экспертный анализ)// Социология. –№4 .–2021. –С.63.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] //Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 02.01.2023).
4. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 26.09.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 02.01.2023).
5. Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-мансийского автономного округа –Югры и Ямало- ненецким автономным округом от 16 августа 2004 года № 150 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/906600811?ysclid=lckg8nc888283293213 (дата обращения 02.01.2023).
6. Закон Архангельской области от 20 июня 2014 года № 138-9-ОЗ «Об утверждении Договора между органами государственной власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа о взаимодействии при осуществлении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/462609528?ysclid=lckgh1mw9d576523037
7. Государственные программы НАО. [Электронный ресурс] // Портал органов государственной власти. URL: https://doks.adm-nao.ru/struktura/struktura-ogv/upravlenie-obrazovaniya/gosudarstvennaya-programma-nao-razvitie-obrazovaniya-v nao/?ysclid=l9cllzw06t153166119&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения 02.01.2023).
8. Департамент образования и науки Чукотского автономного округа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu87.ru/(дата обращения 02.01.2023).
9. Департамент образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://depobr.admhmao.ru/(дата обращения 02.01.2023).
10. Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://do.yanao.ru/ (дата обращения 02.01.2023).
11. Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 8 апреля 2019 года № 192 «Об утверждении Государственной программы "Развитие образования и науки Чукотского автономного округа») [Электронный ресурс]//URL:https://docs.cntd.ru/document/553260089?ysclid=l9clj423yb422273885(дата обращения 02.01.2023).