ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
Рубрика: Политология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(194)
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ КАЗЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Экономические и политические условия, возникшие в период реализации нового вектора стратегии оптимизации федерального имущества оборонно-промышленного комплекса, послужили толчком для поиска новых, более адаптированных условий функционирования предприятий, которые смогут эффективнее удовлетворять потребности отрасли.
В настоящее время оборонно-промышленный комплекс Российской Федерации определяется в первую очередь научно-производственными отраслями промышленности, которые способны разрабатывать и осуществлять производство современных видов и типов вооружения, военной техники. Также с учетом Поручения Президента РФ от 05.12.2016 № Пр-2346 ему присуще обязательное производство высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения [2-4].
Согласно гражданскому законодательству РФ, казенное предприятие является унитарным предприятием с закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления, где правами собственности на это имущество предприятие не обладает [1].
Казенные предприятия создавались с целью осуществления производства ограниченно оборотоспособной продукции, направленной на удовлетворение нужд федеральных и публичных организаций, военных, для обеспечения безопасности страны и ее стратегических интересов [5].
Осуществление деятельности основывается на смете доходов и расходов, которая утверждается собственником, что подразумевает строгий целевой характер использования закрепленного имущества.
Учитывая особенности деятельности казенных предприятий, унифицированные способы оптимизации структуры и состава имущества такого рода предприятий могут протекать с затруднениями или не сработать вовсе.
Таким образом, можно выделить несколько направлений оптимизации, ориентированных непосредственно на повышение эффективности функционирования казенных предприятий.
Одним из первых векторов выступает полная инвентаризация государственной собственности с последующим укрупнением дробных предприятий и сокращением избыточной доли государственного сектора в экономике, что возможно, в том числе, посредством реорганизаций.
Далее следует необходимость оптимизации управления объектами, которые способствуют реализации функций государства в целом и стратегических задач экономического развития.
Существенным вопросом также выступает наличие обременения избыточными активами, из-за чего бюджет удручен дополнительными издержками на их содержание, и значительная величина упущенной выгоды от их использования.
Вследствие этого представляется необходимым усилить контроль над грамотной реализацией «дорожных карт» путем определения целевых функций и последующим их закреплением на законодательном уровне.
Таким образом, обеспечение повышения эффективности использования федерального имущества в отрасли оборонно-промышленного комплекса, закрепленного за казенными предприятиями, является приоритетным направлением политики государства. А модернизация и изменение структуры и состава таких предприятий, несомненно, внесут позитивные тенденции в функционирование системы в целом.