Статья:

Концептуальные истоки американского консерватизма

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(54)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Стрельцов Е.Ю. Концептуальные истоки американского консерватизма // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 3(54). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/54/46649 (дата обращения: 09.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Концептуальные истоки американского консерватизма

Стрельцов Егор Юрьевич
студент, Санкт-Петербургский Государственный Университет, факультет Политологии, РФ, г. Санкт-Петербург

 

The conceptual origins of American conservatism

 

Egor Streltsov

Student, St. Petersburg State University, Faculty of Political Science, Russian Federation, St. Petersburg

 

Аннотация. Американское консервативное движение является фундаментальной переменной в современной внутренней политике США. Ключ к пониманию всех актуальных консервативных тезисов и заявлений лежит у оснований американской истории. Детальный анализ периода Войны за независимость и эпохи проекта Конституции сможет дать ответы на многие современные вопросы.

Abstract. The American conservative movement is a fundamental variable in modern US domestic politics. The key to understanding all relevant conservative theses and statements is based at the foundations of American history. A detailed analysis of the War of Independence and the era of the draft Constitution will be able to provide answers to many contemporary questions.

 

Ключевые слова: США, Консерватизм, Война за независимость, проект Конституции

Keywords: USA, Conservatism, War of Independence, Draft Constitution

 

Рассмотрение любого идеологического течения не может находиться сугубо в рамках анализа окружающей его политической, социальной и культурной реальности. Обращение к исторической ретроспективе является необходимым условием для понимания сущностных мотивов и установок, которые лежат в аксиологической основе любого идейно-политического концепта. Существующий в данный момент набор ценностей является продуктом длительной эволюции политической мысли.

Американский консерватизм никогда не был однородным и постоянным. Широкая классификация и постоянные концептуальные сдвиги, инициированные меняющимися историческими условиями, сопровождали его на протяжении всей истории формирования. Первые политические проекты, которые уже из нынешних вариантов трактовок можно назвать консервативными, появились на первых стадиях освоения американского континента европейцами. Многие поселенцы, прибывавшие в Новый Свет, желали воплотить в жизнь программу создания идеального социального устройства в основе которого должна была лежать идея «Града на холме». Данный проект брал свои корни в основах христианской этики, морали и соответствующего, вытекающего из данных парадигм понимания мира. Стоит отметить, что несмотря на то, что данными поселенцами принималась теоретическая концепция общественного договора они, не разделяли идущих рядом с данной идеей проектов демократического общества. Для каждого человека в социальной иерархии должно было быть предначертано свое место, а управление данным сообществом должно было осуществляться путем руководства привилегированного меньшинства. Правление меньшинства должно было обеспечивать примат общества над личностью, а также поддерживать преданность именно данному существующему укладу, противодействуя любого рода переменам.

Рассматривая американскую историю в целом стоит отметить фундаментальную роль христианства и конкретных его направлений, которые на долгие годы вперед определили социальную жизнь и направление политической жизни. Нравственные установки кальвинизма по мнению Артура Мейера Шлезингера создали две вечно соперничающие темы, которые он называет традиция и контр-традиция [5, c. 15]. Традиция имеет истоки в историческом кальвинизме, где акцентируется внимание на испорченности и греховности человека. Эволюция данного течения сделала его более светским, однако она не исключила важных опорных моментов, которые связаны с глубоким анализом истории. Шлезингер отмечает, что наследниками данной традиции были многие отцы-основатели, что объясняет их глубокую проработку истории Античности, которая в итоге привела к проекту республики [5, c. 17]. История прошлого стала важным учебником о развитии свободы и судьбы деспотизма. Учения античных классиков продемонстрировали на конкретных событиях, что все республики гибнут, что после любого благополучия наступает упадок. В работах классиков были найдены подтверждения идеям Кальвина, что жизнь наполнена рисками и в связи с этим Америка имеет испытательный срок. Построение республики в Новом свете должно было стать экспериментом, который бросает вызов истории и стремится не повторить судьбу других государств. Тщательный подход к осуществлению данного политического проекта должен был не допустить гарантированный историей упадок. Америка в роле грандиозного эксперимента концептуализировалась в традицию.  Однако из тех же идей кальвинизма постепенно начинает образовываться то, что Шлезингер называет контр-традицией [5, c. 28]. Здесь важную роль сыграли идеи Аврелия Августина, которые описывают возможность человеческого спасения через избранных, способных осуществить путешествие за пределы истории. Данные идеи нашли отражение в умах поселенцев, которым был присущ фанатический апокалиптизм. Для них Америка представлялась местом, где Господь сотворил новую землю и небо, которые были посланы им в виде благодати, чтобы избежать старого испорченного мира. Америка стала ассоциироваться с ковчегом, который был подарен человечеству, чтобы избавиться от всеобщей кары. Данные идеи спустя время секуляризировались и превратились в концепт: Америка как избранная нация и нация искупительница [5, c. 30].  Все это привело к серьезным разработкам, которые пытались показать американцев в роле избранного народа, на плечах которого лежит великая священная миссия. Дальнейшая эволюция привела к теории об Америке как спасительнице всего мира. Соединение данного проекта с либеральной теорией можно отследить в концепте мировой демократии Вудро Вильсона и в работах других не менее значимых американских политических деятелей. На данный момент контр-традиция превратилась в официальную религию и почти полностью вытеснила понимание Америки как эксперимента. Однако это не означает, что традиция исчезла полностью, она имеет сторонников, которые опровергают теорию богоизбранности и апеллируют к заветам отцов-основателей и важной роли истории, которая показывает, что любая республика склонна к разложению.

Обращаясь к анализу истоков американских консервативных течений стоит сделать акцент на Американской революции. При рассмотрении данного явления стоит отметить корни его идей, которые в большей степени уходят в английский сельский консерватизм, который стал связующим звеном концептуального единства идей античности и просвещения [1, c. 35]. Колонисты в буквальном смысле жили традицией английской оппозиции в том виде в котором она была в 17-18 веках. Их рассуждения строились вокруг общих мест либеральной мысли того времени: признание естественных прав, декларация договорной природы общества и правительства, а также исключительность смешанного варианта конституции [1, c. 40]. Английская радикальная мысль сыграла роль обобщающего начала существующих раздельно идей. Именно эта традиция обусловила реакцию колонистов на новые правила, предписанные колониям после 1763 года, которые заложили один из камней фундамента для будущей революции.

Послереволюционный период имел оттенок консервативной реакции, в которой проявились некоторые идейные тезисы Эдмунда Берка. Апелляция к ценностям демократии во время противостояния с Англией могла стать угрозой для частной собственности, а также привести к власти безграмотных и не имеющих должного политического образования людей. Чтобы не допустить развитие событий в данном направлении появляется сильная политическая сила, которая именует себя Федералистами. Под ее началом выступают такие американские политические мыслители как Адамс, Гамильтон и Моррис. Их главной задачей является защита ряда консервативных ценностей, которые отражаются в необходимость сильного государства, способного защитить как от внешних, так и от внутренних врагов. Цель подобного государства состоит в создании сильных нормативных основ, которые воплотятся в юридических нормах, защищающих частную собственность. Для защиты частной собственности в момент разработки конституции были инициированы такие концепты как разделение властей и идущая вместе система сдержек и противовесов, обязательная ротация в органах политического управления.  В формировании государственного режима Федералисты в большей степени были ориентированы на аристократические практики нежели на проект демократии, так как в качестве опоры использовалась античная аргументация, которая подтверждает, что демократия легко перерождается в деспотию. Принцип государственного строительства должен быть основан на праве и законе, исключая людские страсти [3, c. 65].  В рамках аристократического проекта одним из основных тезисов также выступало признание естественного неравенства людей в их способностях и талантах, что служило основанием для появления в этом самом обществе разделения на социальные классы [4, c. 49]. Отсюда следует, что общество будет справедливым только тогда, когда люди представляющие талантливое меньшинство будут иметь возможность защитить себя законом. 

Параллельно с идеями Федералистов консервативная мысль развивается на плантаторском Юге. Отличительной особенностью данной ветви развития является отношение к государству, Юг стоит на позициях слабого государства с привилегий права отдельных штатов. Теоретические основания данных ценностей лежат в работах антифедералистов, которые считали необходимым вести революционную борьбу против могущественного государства, желающего повелевать американцами. Опасения антифедералистов имели свои истоки еще с эпохи освободительной войны [1, c. 212]. Другой специфической чертой южного консерватизма выступает борьба за аграрное рабовладельческое стратифицированное и статичное общество. Дж. Кэлхун, развивая мысль именно в данном направлении, отстаивал пессимистичный взгляд на природу человека, видя ее причиной естественное неравенство людей. Данный взгляд не позволял рассматривать любые проекты по осуществлению общества социального равенства. Также стоит отметить, что на Юге был сделан сильный акцент на прерогативе семьи и общины в определении модели американского общества [2, c. 71]. 

Американское политическое устройство, которое получилось в результате всех вышеописанных процессов создало ситуацию, когда политика стала носителем вечных колебаний в виде амплитуд, которые из современности мы можем назвать консерватизмом и либерализмом. Сужая определения в этом утверждении - консерватизм представлялся как озабоченность о правах меньшинства, а либерализм как забота о правах многих [5, c. 42]. Данные традиции в истории определяют две важные ценности, которые закрепились в американской политической системе, они отражены в именах «демократия» и «капитализм». В первой идее акцент сделан на общественных делах, во второй - на частный интерес. Возвеличение одной ценности в определенную эпоху и дальнейшая ее смена под историческими обстоятельствами в другой образует сложную спираль американской истории. Причем стоит отметить, что в чередовании частного и общественного есть некая естественность, которая образует гармоничное развитие. Обе ценности призваны решать накопившиеся общественные проблемы.

 

Список литературы:
1. Бейлин Б. Идеологические истоки Американской революции – М.: Новое издательство, 2010. – 308 с.
2. Гаджиев К.С. Эволюция основных течений американской буржуазной идеологии, 50-70-е годы. - М.: Наука, 1982. - 333 с. 
3. Согрин В. В. Либерализм и консерватизм – центральные идейно– политические традиции США // Новый взгляд на историю США: Американский ежегодник 1992. - 1993. – С. 62–84.
4. Согрин В. В. Этапы американского консерватизма // Новая и новейшая история. – 1991. – № 5. – С. 47–63.
5. Шлезингер А. Циклы американской истории - М. : Изд. Группа "Прогресс" Прогресс-Академия, 1992. - 687 с.