Статья:

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(224)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Евдокименко И.В. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 1(224). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/224/122525 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Евдокименко Илья Валерьевич
студент, Хакасский государственный университет имени Н. Ф. Катанова, РФ, г. Абакан

 

Деятельность Банка России охватывает все аспекты финансовых отношений в экономике, а ее цели и функции определены в Федеральном законе № 86-ФЗ. Для их выполнения Банк России принимал меры и решения, которые были направлены в первую очередь:

• на обеспечение ценовой стабильности;

• на защиту прав потребителей и повышение доступности финансовых продуктов (услуг) для населения и бизнеса;

• на обеспечение устойчивости финансового рынка;

• на развитие национальной платежной системы;

• на развитие технологий и поддержку инноваций на финансовом рынке;

• на содействие устойчивому развитию.

Целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4%. В 2021 году отмечалось ускорение темпов прироста цен. В начале года Банк России связывал эту динамику преимущественно с временными факторами, в частности с ростом цен на мировых товарных рынках и продолжением переноса в цены ранее произошедшего ослабления рубля. С учетом этого в феврале 2021 года Банк России оставил ключевую ставку без изменений на уровне 4,25% годовых. Ускорение роста цен подталкивало вверх инфляционные ожидания. Из-за этого действие временных проинфляционных факторов усиливалось и становилось более продолжительным. Показатели, отражающие наиболее устойчивые процессы ценовой динамики, по оценкам Банка России, значительно превышали целевой уровень 4%, а в целом инфляция к концу 2021 года составила 8,4%. Для ограничения проинфляционных рисков и возвращения инфляции к 4% ключевая ставка в марте — декабре 2021 года была повышена в совокупности на 4,25 процентного пункта, до 8,50% годовых. Банк России также заявлял о возможности дальнейшего повышения ключевой ставки.

Развитие доступной, безопасной, удобной среды для удовлетворения всех потребностей граждан и предпринимателей, связанных с финансовой сферой, является безусловным приоритетом Банка России. В 2021 году основные усилия были направлены на решение наиболее острых проблем потребителей финансовых услуг и инвесторов. В связи с этим при участии Банка России было принято 12 федеральных законов, которые, в частности, предусматривают противодействие мисселингу (продаже одного финансового продукта под видом другого), тестирование неквалифицированных инвесторов при продаже им сложных финансовых инструментов, право заемщика отказаться от любых навязанных при оформлении кредита или займа дополнительных услуг и вернуть деньги. Для противодействия недобросовестным практикам Банк России использовал поведенческий надзор. Он проводился как превентивно, на основе анализа широкого спектра информации, так и по полученным от потребителей жалобам. В 2021 году количество жалоб снизилось на 9,9% по сравнению с 2020 годом и составило 250,5 тысячи. В многом это было связано с сокращением числа жалоб по вопросам, связанным с пандемией.

В рамках работы по индивидуализации страхового тарифа Банк России расширил тарифный коридор и скорректировал порядок применения ряда коэффициентов. Это позволяет страховым компаниям дифференцировать тарифы — снижать их для аккуратных водителей и увеличивать автомобилистам с повышенным уровнем рисков.

Важным направлением работы оставалось повышение финансовой грамотности населения и субъектов МСП. С учетом возросшего интереса физических лиц к инструментам фондового рынка, расширения дистанционного предоставления финансовых услуг основным приоритетом стала инвестиционная, цифровая и киберграмотность. В ходе этой работы Банк России тесно взаимодействовал с Минфином России, Минпросвещения России и другими федеральными органами исполнительной власти. Просветительские мероприятия охватывали широкие слои населения и проводились в различных форматах.С целью повышения доступности финансовых услуг для граждан и бизнеса Банк России принимал меры, направленные на ускорение цифровизации услуг и сервисов, поддержание достаточного уровня присутствия финансовых организаций в отдаленных и труднодоступных районах, комфортное пребывание в офисах финансовых организаций людей из маломобильных групп населения.

В 2021 году также активно развивалось финансирование субъектов малого и среднего предпринимательства с помощью фондового рынка и краудфандинга, онлайн-факторинга. Для стимулирования банковского кредитования субъектов МСП были приняты регулятивные послабления и применялись специализированные механизмы рефинансирования.

Для купирования рисков, связанных с быстрым ростом потребительского кредитования, Банк России дважды в течение 2021 года повышал требования к капиталу по необеспеченным потребительским кредитам.

В 2021 году Банк России получил возможность использовать новый инструмент — макропруденциальные лимиты, чтобы ограничивать предоставление кредитов и займов уже закредитованным гражданам.

В части регулирования деятельности кредитных организаций Банк России уделял большое внимание совершенствованию подходов к оценке кредитного риска, внедряя в российскую практику международные стандарты, в том числе методологию на основе внутренних рейтингов. Целый комплекс принятых регулятивных мер был направлен на поддержание и развитие банковского кредитования.

 

Список литературы:
1. Сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/ (дата обращения 03.10.2022).