Особенности франчайзинга как способа начала бизнеса: финансовый аспект
Секция: Экономика
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Особенности франчайзинга как способа начала бизнеса: финансовый аспект
Для начала собственного дела начинающие предприниматели могут использовать один из трех способов: создать свой бизнес «с нуля», купить готовый бизнес и начать бизнес под уже известной торговой маркой на основе заключения франчайзингового договора. Последний из способов позволяет минимизировать предпринимательский риск посредством сотрудничества с опытным партнером.
Договор франчайзинга заключается на возмездной основе и накладывает на франчайзи определенные финансовые обязательства. Также создание франчайзингового предприятия является реализацией инвестиционного проекта, так как франчайзи осуществляет вложение средств с целью получения отдачи от них в виде будущих денежных поступлений и требует оценки экономической эффективности создания и деятельности данного предприятия. В данной статье будут рассмотрены финансово-экономические основы франчайзинга как способа начала нового бизнеса.
В российском законодательстве отсутствует понятие «договора франчайзинга», эти отношения регулируются «договором коммерческой концессии», положения которого представлены в главе 54 Гражданского кодекса РФ. Согласно данному договору франчайзи получает от франчайзера (правообладателя) использовать в своей предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав на товарный знак, ноу-хау, деловой репутации, коммерческого опыта [1, ст. 1027].
Также обязательным условием заключения договора является его государственная регистрация в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (на сегодняшний день Роспатенте) в письменной форме [1, ст. 1028].
Заключение договора франчайзинга ставит репутацию франчайзера в зависимость от успешной работы франчайзи и обусловливает заинтересованность в эффективном функционировании каждого из предприятий его франчайзи. Поэтому в целях содействия успеха франчайзинговых предприятий франчайзер предоставляет им комплекс услуг, включающих обучение сотрудников франчайзи, консультационная поддержка по техническим организационным вопросам и вопросам управления, маркетинговая поддержка (продвижение продукции, реклама, проведение маркетинговых исследований), помощь в получении (аренде) земельного участка, проектировании, строительстве и дизайне помещений, участие в переговорах с поставщиками оборудования, материалов, товаров.
Еще одной особенностью организации бизнеса на основе договора франчайзинга 100% участие франчайзи в уставном капитале – франчайзинговое предприятие является собственностью франчайзи. Но в то же время, свобода принятия решений франчайзи по отдельным вопросам ограничивается франчайзером (например, оформления интерьера помещений, ассортиметной политики, режима работы).
Форма вознаграждения правообладателя по договору коммерческой концессии также регламентируется ГК РФ. В соответствии со ст. 1030 Гражданского кодекса РФ формами вознаграждения могут быть:
- фиксированные разовые и (или) периодические платежи;
- отчисления от выручки;
- наценки на оптовую цену продукции, передаваемой для перепродажи;
- другие, предусмотренные договором.
В экономической литературе уделяется внимание первым двум формам
вознаграждений франчайзера (видам франчайзинговых платежей):
- первоначальному (одноразовому, паушальному, первоначальному вступительному) платежу – фиксированной сумме, выплачиваемой франчайзи франчайзеру при заключении договора франчайзинга;
- периодическим платежам (называемым роялти) – периодическим выплатам, осуществляемым в течение всего срока действия договора франчайзинга.
Первый платеж – паушальный взнос (платеж) называют в литературе ценой франшизы. Паушальный взнос рассчитывается из затрат, необходимых для выхода нового предприятия на рынок. Единой схемы расчета паушального платежа не существует: каждый франчайзер регулирует его уровень исходя из следующих факторов: известности бренда франчайзера, величины вложений со стороны франчайзера в свой бизнес, оказываемой помощи франчайзи и др. [2].
Автор Степанчук А.А. в своей статье предлагает в целях исключения разногласий сторон и обоснованности оценки стоимости франшизы (расчета суммы паушального платежа) использовать два метода, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Методы расчета стоимости франшизы [4]
Виды методов |
Расчетные формулы |
Метод роялти |
где PV – текущая стоимость франшизы; Vt – планируемый ежегодный объем продаж франчайзи; Rt –ставка роялти; i – ставка дисконтирования; t – номер периода времени (года). |
Метод избыточных прибылей |
Сф = СБДП - СБИП где Сф – стоимость франшизы (нематериальных активов); СБДП – оценка стоимости бизнеса на основе доходного подхода; СБИП – оценка стоимости бизнеса по материальным активам (всем активам, кроме франшизы) на основе имущественного подхода. СБДП = Dср / k где Dср – средние за период стабилизированные доходы от бизнеса (прогнозная чистая прибыль в третий год реализации); k – ставка капитализации. СБИП = К*(1 + r)t где К – капитальные вложения в развитие бизнеса; r – процентная ставка (ставка дисконтирования); t – количество лет, за которые производится пересчет величины капитальных вложений. |
Равновесное соотношение цены покупки и продажи франшизы определяется на основе расчетов по двум методикам.
Роялти в франшизе – это регулярные взносы за использование авторского права франчайзера. Величина роялти обычно измеряется в % и зависит от следующих факторов: набора дополнительных услуг, предоставляемых франчайзером; величины объемов продаж франчайзи; необходимость компенсации затрат франчайзера.
Обзор литературы показал, что существуют следующие варианты определения роялти:
- процент от оборота – в зависимости от сферы, направления работы, типа франшизы роялти составляет от 0,5 до 15% от фактической выручки:
- процент от прибыли франчайзи;
- фиксированная сумма, определяемая на основе прогноза хозяйственной деятельности франчайзи;
- средняя ставка, формируемая эмпирически на основе среднего показателя заключенных лицензионных сделок для конкретного вида деятельности. Эта методика используют крупными компаниями, работающими в сфере франчайзинга;
- в виде наценки на оптовую цену товаров – разницы между ценой реализации товаров франчайзи и ценой закупки у франчайзера [3; 6].
Сравнительная характеристика методов расчета роялти проведена автором Н.К. Рожковой и представлена в таблице 2.
Таблица 2
Обзор методик расчета роялти [3]
Авторы методик |
Методика расчета роялти |
Г.Г. Азгальцев и Н.Н. Карпова |
Стандартные ставки корректируются с учетом условий следующих факторов: – юридического (объема передаваемых прав, территории и срока действия договора); – условий договора; – экономических (размера необходимых инвестиций, объема производства франчайзи, передаваемой интеллектуальной собственности и др.) |
А.С. Евдокименко |
Ставка роялти определяется о формуле: где NPV – чистый дисконтированный доход от реализации проекта (использования франшизы); R – сумма дисконтированных поступлений по проекту |
О.В. Новосельцева |
где Рдоп – дополнительная рентабельность, полученная в результате использования франшизы; d – доля франчайзера в дополнительной прибыли франчайзи; Ро – рентабельность производства по франшизе. |
Так как единого подхода не существует, необходимо при определении роялти учитывать следующие два условия:
- равновесие интересов франчайзера и франчайзи, которое выражается в том, что минимальный доход по договору франчайзинга должен соответствовать минимальному доходу каждой из сторон договора в результате альтернативного вложения своих финансовых средств;
- экономические условия (см. табл. 2), влияющие на доходность франшизы.
Одним из самых важных аспектов при намерении франчайзи вступить в отношения франчайзинга является оценка экономической эффективности создания и деятельности франчайзингового предприятия. Для этого используется расчет:
- показателя интегральной приведенной стоимости инвестиционного проекта создания и деятельности франчайзингового предприятия по формуле [2]:
где Пчt – чистая прибыль франчайзи в году t;
Аt – амортизационные отчисления в году t;
Зt – инвестиционные затраты на создание и развитие франчайзингового
предприятия в году t;
ЛСча – ликвидационная стоимость чистых активов франчайзингового предприятия на момент окончания срока действия франчайзингового договора;
ЛСнма – ликвидационная стоимость права пользования объектами интеллектуальной собственности франчайзера на момент окончания срока действия франчайзингового договора;
r – ставка дисконтирования;
Т – срок действия договора франчайзинга
- индекс доходности проекта создания и деятельности франчайзингового предприятия по формуле [2]:
Если величина интегральной приведенной стоимости инвестиционного проекта положительна, то он признается эффективным.
Если индекс доходности равен или больше единицы (I ≥ 1), то проект считается эффективным, а если меньше – неэффективным.
Инвестиционные затраты франчайзи включают сумму средств в создание и развитие франчайзингового предприятия по критериям франчайзера, первоначальный (паушальный) платеж.
Чистая прибыль франчайзи определяется аналогично любым коммерческим предприятиям, но при этом необходимо учесть периодические платежи в пользу франчайзера.
Осуществляя капитальные вложения в создание и развитие франчайзингового предприятия, франчайзи является его собственником и после окончания срока действия договора франчайзинга активы остаются в собственности франчайзи, поэтому к денежным поступлениям франчайзи будет относиться и ликвидационная стоимость произведенных франчайзи капитальных вложений.
Таким образом, планируя открывать франчайзинговое предприятие, франчайзи необходимо определить основные финансовые параметры франчайзингового проекта: доходы от реализации франчайзингового проекта, расходы и эффективность франчайзингового проекта.