Статья:

МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МИРОВОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ РЫНКЕ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(245)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Нуриева В.М. МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МИРОВОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ РЫНКЕ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 22(245). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/245/128658 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕСТО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МИРОВОМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ РЫНКЕ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Нуриева Виолетта Марселевна
студент, кафедра ФПиТД, Юридический институт им. М.М. Сперанского, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, РФ, г. Владимир

 

Аннотация. В настоящей статье исследуется место Российской Федерации в мировом энергетическом рынке в условиях наложения санкций. Анализируются влияние и ограничения, вызванные санкциями, на различные группы товаров, такие как нефть, газ, уголь и ядерная энергетика. Статья также обсуждает меры, предпринимаемые Россией для преодоления этих ограничений и диверсификации своей энергетической системы. В результате исследования подчеркивается важность понимания того, как Россия адаптируется к новым вызовам, сохраняя свою роль в мировой энергетике и стремясь к устойчивому развитию в условиях санкций.

Эта статья предоставляет обзор текущего состояния и перспектив России на мировом энергетическом рынке, обусловленных санкциями, и призывает к дальнейшему исследованию этой проблематики для полного понимания ее последствий и возможных путей развития.

 

Ключевые слова: энергетический рынок, санкции, энергоресурсы, природный газ, нефть, уголь, структура экспорта, энергетическая стратегия, единый рынок.

 

ВВЕДЕНИЕ

Мировой энергетический рынок является сложной и динамичной сферой, где страны играют ключевую роль в производстве, потреблении и экспорте энергетических ресурсов. В этом контексте Российская Федерация, обладая огромными энергетическими ресурсами, занимает важное место на глобальной энергетической арене. Однако в условиях наложения санкций со стороны некоторых стран, эта роль становится более сложной и вызывает неопределенность в отношении будущего развития российской энергетики.

Санкции, введенные в отношении России, оказывают непосредственное воздействие на энергетический сектор страны, включая нефтяную, газовую и угольную промышленность, а также ядерную энергетику. Они могут ограничивать доступ к финансированию, технологиям и международным рынкам, вызывая затруднения для развития и сотрудничества в этих областях.

В свете этих вызовов возникает вопрос о том, какое место Россия занимает на мировом энергетическом рынке в условиях санкций и как она преодолевает эти ограничения. Эта статья направлена на исследование роли и позиции России в мировом энергетическом рынке, анализируя влияние санкций на различные группы товаров, такие как нефть, газ, уголь и ядерная энергетика.

В дальнейшем будут рассмотрены основные аспекты, связанные с санкциями, их влияние на энергетический сектор России, а также меры, которые принимаются для преодоления ограничений и диверсификации энергетической системы страны. Важно понять, как Россия адаптируется к новым вызовам, сохраняя свою роль в мировой энергетике и стремясь к устойчивому развитию в условиях санкций.

Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых общенаучные методы анализа, синтеза, функциональный подход, а также частнонаучные: статистический.

Традиционно считается, что Российская Федерация занимает лидирующие позиции в мире по приоритетным энергетическим ресурсам и экспортирует почти половину производимой первичной энергии, подтверждается статистикой производства и использования энергии в государстве.

Санкции, наложенные на Российскую Федерацию, имеют влияние на ее позицию на мировом энергетическом рынке. Однако РФ продолжает занимать значительное место благодаря своим энергетическим ресурсам и тесным связям с другими странами [1, с. 300].

В условиях санкций, место Российской Федерации на мировом энергетическом рынке может различаться в зависимости от конкретных групп товаров. Рассмотрим несколько ключевых групп товаров:

  1. Нефть: Россия является одним из крупнейших производителей и экспортеров нефти в мире. Она продолжает экспортировать значительные объемы нефти, несмотря на некоторые санкции. Однако ограничения на доступ к технологиям и финансированию могут затруднять разработку сложных месторождений и приводить к снижению потенциала долгосрочного роста в этой области. Многие годы Россия делила второе место по добыче нефти (включая газовый конденсат) делила второе место в мире с Саудовской Аравией (12,7 – 12,9 % мировой добычи в 2020 году) и была вторым в мире экспортером нефти [2].
  2. Газ: Россия является крупнейшим производителем и экспортером газа в мире. Санкции также могут оказывать влияние на некоторые проекты, особенно в сфере разработки сланцевого газа или арктических месторождений. По добыче природного газа Россия (19,6 % в 2019 году, 16,7 % в 2020 году) уступает только США (21,4 % мировой добычи в 2020 году), но уверенно удерживает первое место по экспорту газа [3].
  3. Уголь: Россия является крупным производителем и экспортером угля. Санкции могут оказывать некоторое влияние на экспорт угля, особенно в свете ограничений на финансирование и торговлю с некоторыми странами. Однако российский уголь всё же имеет спрос на мировом рынке, особенно в регионе Азии. В добыче угля Россия занимает шестое место (4,3 %), а по объемам экспорта – третье место в мире [4, c. 94].
  4. Ядерная энергетика: Россия также активна в области ядерной энергетики. Она имеет крупные запасы урана и разрабатывает ядерные технологии, включая ядерные электростанции. В то время как некоторые санкции могут оказывать влияние на сотрудничество и экспорт технологий в этой области, Россия всё же продолжает участвовать в международных проектах ядерной энергетики. В ядерной энергетике лидируют США (33,1 % мирового производства электрической энергии на АЭС), Россия занимает третье место (7,1 %) .
  5.  

Рисунок. Динамика экспорта Российской Федерации энергетических товаров (в млрд долларов США) [5]

 

Самые низкие показатели экспорта энергоресурсов были в 2020 году. Причиной тому стали ограничения, связанных с пандемией COVID-19. Падение спроса в 2020 году повлияло на все виды топлива неравномерно. Сильнее всего от пандемии пострадала нефтяная отрасль. Основным дестабилизирующим фактором для нефтяного рынка явилось падение спроса на нефтепродукты.  Экспорт сжиженного природного газа в 2021 году вырос на 0,6 млрд долларов США или на 9%, это связано с повышением экспортных цен на 12% при одновременном снижении физических объемов на 3%.

Что касается природного газа, то в 2021 году стал больше в 2,2 раза, или на 29,8 млрд долларов США, составив 55,5 млрд долларов США. Но в 2021 году физические объемы остались на уровне 2020 года [5].

В 2021 году экспорт нефтепродуктов увеличился на 24,6 млрд долларов США или в 1,5 раза, до 70,0 млрд долларов США, что было обусловлено главным образом повышением экспортных цен в 1,5 раза, физические объемы также несколько расширились (на 2%) [6].

Подводя итоги - несмотря на внешние вызовы и внутренние проблемы, динамику изменений экономических параметров и ресурсно-технологического потенциала российского энергетического сектора создали для Российской Федерации новые возможности, которые определили необходимость внесения изменений в модель его развития, прежде всего, таких, которые обеспечат ускоренное инновационное развитие и структурную перестройку [7].  

Россия активно развивает альтернативные пути и рынки для своих энергетических ресурсов. Она укрепляет свои связи с другими странами, особенно с Китаем и другими странами Азии.

Также Россия развивает сотрудничество с другими экспортерами энергии, чтобы диверсифицировать свои поставки и улучшить свою позицию на мировом рынке[8].

Довольно продвинутые шаги по регулированию данной отрасли, ее нормативное регулирование все еще оставляет желать лучшего.

К таким изменениям можно отнести Энергетическую стратегию России до 2035 года [9], которая внесла важный вклад в формирование единого рынка энергоресурсов в рамках Евразийского экономического союза.

Правовые инструменты обладают высоким потенциалом по созданию единого рынка энергоресурсов в рамках ЕАЭС, отвечает потребностям в энергетической безопасности стран Союза, обеспечения стабильного экономического роста. Формирование единого рынка должна стать первоочередной задачей для всего общеевразийского сообщества.

 

Список литературы:
1. Ростова О. В. Энергоресурсы России в условиях западных санкций в целях обеспечения экономической безопасности / О. В. Ростова, А. В. Марков // Экономическая безопасность как парадигма современной теории и практики управления: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. –  2019. – С. 298-302. 
2. Россия на мировом рынке нефти [Электронный ресурс], - http://www.ereport.ru/articles/commod/rusoil.htm (дата обращения: 12.05.2023).
3. Новая диверсификация на рынках газа  [Электронный ресурс], - https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/energo/2022/Energo_107.pdf?ysclid=lik2d1pfad280201378 (дата обращения 13.05.2023).
4. Балыбердин А. Ю. Характеристика текущего положения России на мировом рынке энергоресурсов // Современные тенденции в развитии экономи-ки энергетики: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. – 2022. – С. 94. 
5. Экспорт энергоресурсов. [Электронный ресурс], - https://www.interrao.ru/agm2022 (дата обращения: 13.05.2023).
6. Федеральная служба государственной статистики / Внешняя торговля [Электронный ресурс], - http://www.gks.ru// (Дата обращения 15.05.2023).
7. Системный оператор Единой энергетической системы, Информационный обзор «Единая энергетическая система России: промежуточные итоги» (оперативные данные) Сентябрь 2022 года. [Электронный ресурс], - https://www.so-ups.ru/fileadmin/files/company/reports/ups-review/2022/ups_review_0922.pdf (дата обращения 16.05.2023).
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.04.2018 № 703-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации» // Офици-альный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.04.2018.
9. Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 N 1523-р «Об утвер-ждении Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.06.2020.