СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РЕГИОНЕ
Секция: Экономика
LXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В РЕГИОНЕ
Проблемы развития системы государственного управления образованием в регионе, становятся особенно актуальными на пороге третьего тысячелетия, поскольку своевременного реагирования на вызовы времени требует модернизации управления образованием.
Образование как основа социального, политического, экономического, духовного и культурного развития общества провозглашен, государственным приоритетом. Как государственный и общественный институт он предполагает ответственность государства и общества за состояние ее функционирования. С одной стороны, это обусловлено тем, что система образования выступает механизмом самоорганизации, обеспечивает жизнедеятельность социальной системы, изменяя способ трансляции информации, социального опыта, культуры и ценностей, влияет на развитие социума. Без нарушения структуры фундамента, главным социальным средством социальных изменений становится образование [1].
Инвестиции в образование становятся важным фактором экономического и социального прогресса, существует прямая зависимость между уровнем образования и производительностью труда человека. С другой стороны, образование как самоорганизующаяся система, приспосабливается к постоянным изменениям, реагируя на вызовы времени, требует перехода от традиционной образовательной модели, основанной на приоритете простого усвоения и воспроизведения информации, в образовательной модели как средства всестороннего развития и удовлетворения потребностей личности, когда образование воспринимается как товар, а не как государственная или общественное дело. Новые отношения, обусловленные общественными, политическими, экономическими, культурными изменениями, глобализацией, информационной революцией, требуют революционных изменений в образовании, в частности в управлении этой сферой в соответствии с развитием демократии, рыночных отношений.
Модернизация управленческих механизмов становится важным средством развития образования в Российской Федерации. Современное состояние государственного управления образовательной сферой эклектично сочетает в себе как институты, унаследованные от советской административно-командной системы, так и новые, сформированные уже за годы независимости, которые не всегда соответствуют стандартам демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой [2].
Действующие механизмы управления обеспечивают лишь запоздалую реакцию на ситуации, которые складываются. Практически не работают механизмы прогностического или опережающего управления. Механизмы управления развитием образования практически не разработаны.
В результате для решения задач управления инновационными процессами используются схемы управления процессами функционирования, «тиражируют» существующие недостатки. Несмотря на многочисленные попытки реформирования образования и управления ею, инициируемые исключительно «сверху», образовательная сфера функционирует по законам иерархической централизованной системы. Это приводит к чрезмерной концентрации полномочий, ответственности и контролирующих функций в центральных органах управления, которые не в состоянии справиться с такой нагрузкой. И как следствие, с опозданием реагируют на сиюминутные изменения в социальной и образовательной сферах, обслуживают не так систему исполнения, как бюрократическую систему управления, которая не несет ответственность перед обществом.
В то же время в управленческой деятельности на современном этапе меняются традиционные подходы. Взгляды на образовательные процессы с позиций диалектической методологии, основанной на причинно следственных связях, дополняются плюралистическими, которые допускают мнение, что образовательные процессы происходят не только на основе объективных закономерностей и в условиях синергетического подхода основой таких процессов является субъективно-объективные процессы и факторы.
По мнению некоторых ученых, таких процессов в реальном образовательной среде значительно больше, чем детерминированных, закономерных. Это свидетельствует о том, что регулирование динамических процессов в сфере образования требует, как диалектической, так и синергетической методологии [2].
Управление в условиях изменений основывается на синергетической основе, развитие образования рассматривается как результат сближения, сочетание различных точек зрения в достижении совместно определенной цели развития. В управлении образованием определяются многофакторность и разнонаправленность влияния, нелинейность процессов развития. Характер взаимодействия субъектов управления все больше становится партнерским, а предметом контроля - степень достижения поставленной цели.
Таким образом, в Российской Федерации обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития. Отличительными особенностями региональной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов.