Статья:

ДОСУДЕБНАЯ РАБОТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖКХ

Конференция: CCXXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Задорова Т.О. ДОСУДЕБНАЯ РАБОТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖКХ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(230). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(230).pdf (дата обращения: 09.10.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДОСУДЕБНАЯ РАБОТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖКХ

Задорова Татьяна Олеговна
магистрант, Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева, РФ, г. Рыбинск
Смирнова Татьяна Валерьевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьева, РФ, г. Рыбинск

 

У большинства предприятий ЖКХ нет системного подхода по работе с дебиторской задолженностью. Как правило предприятия ЖКХ видят решение проблемы только в плоскости судопроизводства и не рассматривают вопросы досудебной работы. В данной статье хочу рассказать о важности и эффективности досудебной работы.

Обычно работа с должниками на предприятиях ЖКХ имеет ряд общих особенностей, в которых можно выделить следующие отрицательные моменты:

1. Отсутствуют регламенты по досудебной работе, но даже если регламент на предприятии разработан, то не всегда он исполняется. Досудебную работу ведут разные отделы, что еще больше усложняет эффективность работы.

2. Предприятие не изучает своего потребителя. Это обусловлено дополнительным вложением финансовых и трудовых ресурсов, а также большинство предприятий считает это не нужной информацией. Но градация потребителей по принципу платёжеспособности позволяет понять, какими методами нужно работать с должниками.

3. Общая непоследовательность действий по взысканию.

Все это приводит к тому, что долги копятся. Тогда даже уже просуженный долг не получится взыскать, потому что сумма будет слишком велика. Должник объявит себя банкротом (через процедуру личного банкротства, а она в последние годы только упрощается, уже возможно себя банкротить не через суд, а МФЦ) и долг придется списать. Это говорит о важности досудебной работы.

Выразим важность досудебной работы в цифрах (они могут варьироваться в зависимости от региона, оказываемой услуги): 

Таблица 1

Результат досудебной работы

Показатель

Процент

сбор платежей

90-98% 

сбор текущих платежей

70-80% 

получение по исполнительным листам

10-30% от суммы предъявленных ИЛ

(что составляет примерно 3-6% в общем сборе платежей) 

получение просроченной задолженности в добровольном порядке

12-17%

 

Исходя из приведенной таблицы видно, что в сборе просроченной дебиторской задолженности больший вес имеет задолженность, полученная в добровольном порядке и задача предприятия получить ее как можно быстрее и с наименьшими затратами.

Основные законные способы досудебной работы:

1. Ограничение или отключение коммунальных услуг. Важная особенность: эти действия может делать лишь исполнитель услуги, а при прямых договорах с поставщиком это ресурсник, а не УО/ТСЖ.

2. Прозвон должника. Чтобы такое делать, нужно провести минимальный анализ должника (о чем говорилось выше), потому что прозвон подействует не на всех, а только на часть должников.

3. «Красная квитанция». Некоторые ресурсники используют этот метод, полагая, что платежка с ярким цветом способна мотивировать должника погасить долг. Этот метод имеет очень избирательное действие.

4. Заключение соглашения о рассрочке или угроза потерять субсидию.

Все вышеперечисленные мероприятия, а также судебная работа, например, звонки или подача исков на предприятии может проходить параллельно, что влечет за собой высокие затраты на взыскание. Необходимо найти оптимальное соотношение между затратами на работу с задолженностью и уровнем её оплаты путем сбора и консолидации данных, определения стратегии воздействия на должников, разработки алгоритмов и системы показателей оценки эффективности.

Проведем сравнение типовых трудозатрат по досудебной и судебной работе. Трудозатраты приведем усредненные из расчета на 1 должника.

Таблица2

Сравнение трудоемкости                                

Досудебная работа

Судопроизводство

Формирование претензии

0,05 ч

Подготовка документов для суда в абонентском отделе

0,2 ч

Доставка претензии

0,2 ч

Формирование пакета документов в юридическом отделе

0,5 ч

 

 

Оплата госпошлины

0,1 ч

 

 

Отправка заявления в суд и получение исполнительного листа

0,1 ч

 

 

Предъявление исполнительного листа

0,2 ч

Итого

0,25 ч

Итого

1,1 ч

 

По приведенным данным понятно, что трудозатраты на судопроизводство в разы больше мероприятия по досудебной работе, при этом так же необходимо учитывать, что в процессе формирования дела должны присутствовать юрисконсульты, у которых стоимость работы дороже, чем, например, у сотрудника абонентского отдела.

Важная часть мероприятий в досудебной работе – клиентоориентированный подход. Выбор мероприятия работы с должником должен быть точечным и снижать информационную нагрузку на должника. 

Для решения проблемы выбора мероприятия необходимо разработать систему сегментации, которая выделяет только тех клиентов, на которых досудебное воздействие необходимо и эффективно. Это позволит избавить от лишних коммуникаций другую весомую часть клиентов, что будет вести к снижению затрат на досудебную и судебную работу. Благодаря этому же алгоритму долги значительного числа клиентов будут эффективно собираться в досудебном порядке, что в совокупности позволит получить оплату без дополнительных затрат со стороны компании и неприятных последствий для должника.

Сегментация должников — это важная часть досудебной работы. Разделив должников на группы можно делать определенные выводы о причинах возникновения задолженности и возможностей или желания ее оплачивать. Должников можно разделить по различным признакам, например по сроку задолженности:

  • потребители, имеющие задолженность более 1 года
  • потребители, имеющие задолженность от 6 месяцев до 1 года
  • потребители, имеющие задолженность от 3 до 6 месяцев 
  • потребители, имеющие задолженность до 3 месяцев 

По сумме задолженности:

  • потребители, имеющие задолженность более 100 тыс. рублей
  • потребители, имеющие задолженность от 50 до 100 тыс. рублей
  • потребители, имеющие задолженность от 20 до 50 тыс. рублей 
  • потребители, имеющие задолженность до 20 тыс. рублей 

Также можно выделять должников по возможности ограничения от коммунального ресурса, учитывать глубину долга, а также количество периодов задолженности.

У разных предприятий структура просроченной дебиторской задолженности может отличаться.

На диаграммах приведены примеры распределения дебиторской задолженности по срокам возникновения и количество лицевых счетов, имеющих задолженность. По данному примеру можно сказать, что досудебная работа будет эффективна с 8% лицевых счетов, т.е. с половиной должников, тратить силы и средства на оставшиеся 5% фонда не принесет результата.

 

Рисунок 1.Структура дебиторской задолженности

 

Данный опыт применен на практике ООО «Уралэнергосбыт» Также об эффективности досудебной работы говорят компании, занимающиеся взысканием долгов, например ООО “Эксперт”. Данные таких компаний говорят о возможности получения около трети долгов без суда.

Опыт некоторых предприятий в ведении досудебной работы показывает, что часть клиентов могут по каким-то причинам не знать о задолженности либо просто при возможности оплаты не иметь желания оплачивать платежи в установленные сроки. Ведение такой точечной, но массовой работы может значительно сократить финансовые ресурсы предприятия и возможности точной оценки эффективности каждого конкретного мероприятия. При этом можно, учитывая проведенные мероприятия по каждому конкретному клиенту повышать результаты работы в дальнейшем.

 

Список литературы: 
1. Электронный ресурс https://vgkh.ru/articles/rabota-s-dolzhnikami/