Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(225)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Анисимова А.А. ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 2(225). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/225/122847 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ МОЛОДЕЖИ НЕКОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Анисимова Анастасия Алексеевна
студент, ФГБОУ ВО Челябинский государственный институт культуры, РФ, г. Челябинск
Степанова Татьяна Павловна
научный руководитель, ФГБОУ ВО Челябинский государственный институт культуры, РФ, г. Челябинск

 

FORMATION OF THE HISTORICAL MEMORY OF YOUTH BY NON-PROFIT ORGANIZATIONS

 

Anastasia Anisimova

Student, FSBEI HE Chelyabinsk State Institute of Culture, Russia, Chelyabinsk

Tatyana Stepanova

Scientific director, FSBEI HE Chelyabinsk State Institute of Culture, Russia, Chelyabinsk

 

Аннотация. В статье изучен опыт внедрения культурно-образовательных проектов, направленных на формирование и укрепление исторической памяти и культурных ценностей. Выделены наиболее перспективные каналы взаимодействия с молодежью, в частности визуализация. Результаты исследования могут представлять интерес при разработке программ культурного и патриотического воспитания школьников и студентов.

Abstract.  The article examines the experience of implementing cultural and educational projects aimed at the formation and strengthening of historical memory and cultural values. The most promising channels of interaction with young people, in particular visualization, are highlighted. The results of the study may be of interest in the development of cultural and patriotic education programs for schoolchildren and students.

 

Ключевые слова: Некоммерческие организации, искусство, культура, патриотическое воспитание

Keywords: Non-profit organizations, art, culture, patriotic education

 

Сохранение культурного наследия становится особенно актуальным в виду процессов глобализации, технического развития, изменения поведения молодежи и их восприятия окружающего мира. Отсутствие внимания к данной сфере в стратегической перспективе способно привести к утрате исторической памяти, культурного наследия. Важную роль в противодействии данным процессам играют некоммерческие организации культурной направленности, чья основная деятельность включает в себя сохранение культуры, воспитание морально-нравственных ценностей, патриотизма.

Развитие информационных технологий с одной стороны обеспечивает доступ к большому массиву информации, а с другой приводит к тому, что среди нее имеется большое число недостоверных данных.

На сегодняшний день со стороны органов государственной власти прилагаются немалые усилия к культурному и патриотическому воспитанию молодежи, так, обратившись к федеральному проекту «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» мы видим, что его основная цель воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Немаловажная роль в данном процессе отводится государственным структурам, образовательным учреждениям, а также некоммерческим организациям.

Существующие сегодня научные труды в данной сфере носят весьма узкий характер и имеют в большей степени теоретическую направленность. Основной недостаток в том, что при оценки состояния культурного и патриотического воспитания молодежи не учитывается мнение молодежи. Сохраняется стереотипный подход относительно воспитания молодежи, а не взаимодействия с ней. В последнее время вопросы патриотического воспитания и сохранения культуры стали изучаться более активно, однако в большей степени данные вопросы посвящены изучению Великой Отечественной войны, народной культуры, при этом в большинстве случаев иные события и исторические периоды не учитываются.

Цель настоящего исследования - определить уровень исторической памяти молодежи на примере г. Челябинска, проанализировать роль некоммерческих организаций патриотической и культурной направленности в ее формировании, выявить наиболее перспективные формы взаимодействия с молодежью.

Эмпирической основой исследования послужили социальные опросы молодежи, опыт реализации социально-значимых проектов патриотической и культурной направленности.

В структуру понятия исторической памяти входит комплекс элементов от исторических событий до выдающихся личностей отдельных исторических периодов. Проведенное ЧРМООПИ «Молодежная палата»  в сентябре исследование среди детей и молодежи Челябинской области показало, что имеется низкий уровень знаний об истории и культуре отечества. В большинстве случаев в качестве героев указывались популярные герои литературы, фильмов и сериалов зарубежного производства. Это наглядно показывает незаинтересованность молодежи в культуре собственного государства, что может привести к его утрате, поскольку  каждым новым поколением объем исторической памяти снижается [1].

В качестве основных источников информации о культуре и истории страны опрошенные отмечали: школьных учителей (70%), художественные фильмы (55%), общение с родственниками (40%). 95% опрошенных отметили, что наибольший интерес у них вызывают отдельные эпизоды, а не все произведение или исторический период в целом (рисунок № 1) [4].

 

Рисунок 1. Источники формирования исторической памяти у детей и молодежи

 

Низкое количество респондентов, указавших в качестве источников литературу объясняется общим снижением читательской культуры населением, переход к электронному потреблению информации. Как видно из данных ответов, мы можем сделать вывод о том, что в наибольшей степени молодежь предпочитает визуальную информацию и живой контакт при получении новой информации. С целью подтверждения данной гипотезы был задан вопрос об интересе к такому формату как выставки не тему исторического и культурного наследия (рисунок № 2) [4].

 

Рисунок. 2 Вызвала бы у Вас интерес выставка посвященная историческому и культурному наследию России?

 

Исходя из результатов опроса мы можем сделать вывод о том, что выставки - одна из наиболее эффективных методик донесения информации до молодежи поскольку с одной стороны обеспечивается визуализация изучаемого материала, а с другой обеспечивается контакт с живым человеком. К тому же достоинства выставки в том, что она мобильна, ее легко перемещать, и она не занимает много места. На сегодняшний день немногие из некоммерческих организаций исторической и культурной направленности используют современные способы взаимодействия, с целевой аудиторией предпочитая им традиционные формы. Такие комплексные мероприятия обеспечивают лучшее усвоение культурной и исторической информации, демонстрируют эмоции, которые делают материалы более понятными. А если дополнить данные материалы музыкальным или театрализованными элементами, то обучаемый воспримет себя участником исторических событий [3, с. 15]. В продвижении таких мероприятий не последнюю роль играет PR стратегия, использование современных способов продвижения, в том числе и через соцсети, форматы интересные для молодежи. Таким образом, в условиях внешних факторов становится необходимым более пристальное внимание к историческому и культурному воспитанию молодежи. Особенно актуально это в виду того, что объем исторической памяти с каждым новым поколением постепенно снижается, а в условиях информационной открытости становится трудно отличить достоверную информацию от недостоверной. Немаловажную роль в данных процессах играют некоммерческие организации, готовые задействовать новые формы взаимодействия с молодежью. В качестве примера такого взаимодействия могут выступать выставки, позволяющие транслировать информацию с визуальной точки зрения, а также с помощью квалифицированного гида, который сможет обеспечить большую восприимчивость целевой аудитории.

Нами было определено, что именно данные каналы взаимодействия для молодежи наиболее актуальны и интересны. Таким образом, нами определена наиболее оптимальная форма трансляции новой информации для молодежи, которую можно использовать для культурного и патриотического воспитания молодежи.

 

Список литературы:
1. Касьянов В.В., Чупрынников С.А. 2020. Историческая память, социальная память: диалектика взаимодействия. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: Философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 4 (269): 54-61.
2. Орлова Е.А. Состояние исторической памяти молодежи и опыт ее формирования силами некоммерческих организаций // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022. № 2. - С. 278-287.
3. Полежаев Д.В. 2019. Воспитание патриотизма - общее дело: деятельность ресурсного центра гражданско-патриотического воспитания. Учебный год, 2(55): 14-19.
4. Материалы социологического исследования молодежи г. Челябинска по случайной квотной выборке, проведенного ЧРМООПИ «Молодежная палата» в период с 1 октября по 31 октября 2022 года.