К ВОПРОСУ О ЗАПРЕТЕ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)
К ВОПРОСУ О ЗАПРЕТЕ СУРРОГАТНОГО МАТЕРИНСТВА ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ
На сегодняшний день существование коммерческого суррогатного материнства на практике вызывает вопрос о том, каким образом может быть обеспечено функционирование и легитимное существование подобной услуги в обществе. В декабре 2022 года Государственная Дума РФ приняла закон, запрещающий иностранцам и лицам без гражданства использовать институт суррогатного материнства на территории РФ [6]. Таким образом, наша страна пошла по пути запрета репродуктивного туризма. Подобный запрет установлен в Непале, Тайланде и Индии, которые до недавнего времени были одними из самых востребованных направлений репродуктивного туризма. С точки зрения ЕСПЧ, запрет иностранцам на услугу суррогатного материнства легитимен, поскольку порядок его регулирования относится к сфере деятельности национальных властей. При этом в опросе от 2020 года, проведенном мобильным приложением «Справочник врача», почти половина российских медицинских работников проголосовали за то, чтобы россиянки выступали суррогатными матерями для иностранцев [4].
Одной из причин принятия такого решения стала пандемия COVID-19, с которой связаны многочисленные сообщения о нахождении на территории РФ без родителей и без надлежащего присмотра и ухода младенцев, рожденных суррогатными матерями. Т.А. Ермолаева пишет, что дети являются главной ценностью всякого общества [3, с. 104]. Однако в последние годы все чаще поднимается вопрос о том, что суррогатное материнство способствуют виктимизации детей и может являться разновидностью торговли детьми, и, следовательно, представлять угрозу для охраны прав, свобод, законных интересов детей [2].
РПЦ считает вынашивание детей суррогатной матерью чуть ли не аналогом рабства [1]. Среди мусульманского населения России преобладает ислам суннитского толка, для которого характерно негативное отношение к суррогатному материнству. Известны случаи, когда врачи за денежное вознаграждение, под видом лечения бесплодия, заключали с «заказчиками» договоры суррогатного материнства, в том числе с одинокими мужчинами нетрадиционной сексуальной ориентации, не являвшимися биологическими родителями приобретаемых детей, затем, после рождения детей, получали на них свидетельства о рождении и передавали иностранным гражданам [5, с. 371].
Изначально полностью запретить суррогатное материнство очень сложно, так как эта практика является одновременно успешной и прибыльной, а люди всегда найдут лазейки и способы обойти запрет, что в итоге приводит к развитию черного рынка. Так, сложность определения происхождения ребенка для властей «принимающего» государства влечет за собой незаконные действия родителей, выражающиеся в подделке свидетельства о рождении, чтобы предъявить в консульство его, а не документ из органа ЗАГС или аналогичного органа, в котором установлен их статус. Решить указанную проблему можно было бы путем применения конвенции о трансграничном суррогатном материнстве.
Принятое законодательное изменение по совершенствованию применения репродуктивных технологий в России – это попытка предотвращения возможных отрицательных для человечества форм социальной организации его существования. Вместе с тем, на наш взгляд, запрет трансграничного суррогатного материнства имеет элементы дискриминации по признаку гражданства и не решает проблему в полной мере. Наиболее оптимальным решением представляется создание специального регулирования для решения въездной проблемы. Помимо этого, мы убеждены в необходимости бороться с введением запретов на трансграничное суррогатное материнство по политическим и религиозным причинам.