Статья:

АНАЛИЗ МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Толкачева В.П. АНАЛИЗ МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 3(226). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/226/123097 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Толкачева Валерия Павловна
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Меры по реализации государственной НТП в области экологического развития отражены в указе Президента Российской Федерации от 08.02.2021 г. № 76 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений». Целью указа является повышение эффективности в определенных областях. Данный указ вступил в силу в момент его подписания, а значит 8 февраля 2021 года.

В качестве мер по реализации указано следующее:

  1. Разработать и утвердить Федеральную научно-техническую программу в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021 - 2030 годы, предусматривающую создание наукоемких технологических решений, направленных:

- на обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды;

- на изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям;

- на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов путем проведения исследований источников и поглотителей парниковых газов и принятия мер по уменьшению негативного воздействия таких газов [1].

  1. Обеспечить координацию и взаимодействие всех соответствующих органов власти РФ;
  2. Обеспечить финансирование за счет бюджетных ассигнований, а Правительству предусматривать их при формировании проектов федеральных бюджетов;
  3. Обеспечить создание и развитие на базе научных и образовательных организаций научных, научно-образовательных центров и лабораторий, осуществляющих исследования в области экологического развития и климатических изменений;
  4. Ежегодно представлять доклад о результатах Президенту РФ;
  5. Образовать совет по реализации данной программы;
  6. Разработать и утвердить планы осуществления на территориях субъектов Российской Федерации действий по составленной программе.

Указанные меры носят по большей части административный характер, так как фактически являются распоряжением Президента РФ для Правительства и министерств. Также эти меры определяют направление действий органов исполнительной власти в области экологического развития.

Важным уточнением является борьба с высоким уровнем выбросов парниковых газов, поскольку уже сейчас научные исследователи предвещают всеобщую экологическую катастрофу, связанную с выбросами. В результате катастрофы многие территории нашей планеты станут непригодны для существования и люди будут вынуждены массово мигрировать.

 

Рисунок 1. Загрязнение окружающей среды в РФ

 

Показатели по загрязнению атмосферного воздуха значительно снизились к 2014 году, однако их значение все так же высоко (рисунок 1). Объем сброса сточных вод также снизился примерно на 20%. Количество городов с высоким уровнем загрязнения снижается каждый год. По запланированным показателям федеральных программ, количество загрязненных городов к 2024 году должно снизиться до 0, однако пандемия уже внесла свои коррективы, в связи с чем полного исчезновения загрязненных городов не достичь в указанный срок. По сей день неизменно возрастает показатель образования отходов производства и потребления. Данные статистики подтверждают необходимость создания и реализации проектов в сфере экологии, поскольку ущерб окружающей среде от производств только возрастает.

В результате анализа Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021 - 2030 годы было выявлено, что целью программы также является повышение эффективности мер по адаптации к изменениям климата для различных экологических систем, социальных групп, отраслей экономики и регионов Российской Федерации.

Особый интерес представляет следующий прогнозируемый результат: «научное обоснование проведения эффективных мероприятий по защите российских производителей от зарубежных ограничительных мер, вводимых под предлогом экологической и климатической безопасности» [2]. Недоверие к вводимым мерам происходит по причине того, что в открытом доступе отсутствует исчерпывающая информация о критериях оценки производства для сертификации. Такая же проблема имеется в российских экостандартах и системах добровольной экосертификации, разработанных в рамках Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Таким образом, оценить научную обоснованность и практическую эффективность можно будет лишь в том случае, если эти критерии будут исчерпывающими.

Еще одной задачей является принятие мер по уменьшению негативного воздействия парниковых газов на климат и окружающую среду. Дж. Вей с коллегами провели исследование уровня экологической зрелости жителей Китая и тех мер, которые могут способствовать его повышению. Как полагают исследователи, недостаточно полагаться только на сознательность жителей и надеяться, что они внезапно будут выбирать товары с низким уровнем углеродных выбросов. Результаты лишь подтвердили гипотезу исследования. Были сделаны выводы о том, что следует не подавлять потребительский спрос, а убеждать население в необходимости низкоуглеродного потребления для сокращения выбросов парниковых газов при покупке, использовании и утилизации товаров на основе удовлетворения обычных потребностей. Данные итоги исследования подтверждают важность поставленной задачи.

Национальный проект «Экология» содержит в себе 11 федеральных проектов. Общий бюджет, выделенный на реализацию проекта, составляет 4,041 триллиона рублей.

Таблица 1.

Финансовое обеспечение федеральных проектов

Название федерального проекта

Финансовое обеспечение

«Чистая страна»

124 206,8 млн. рублей

«Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами»

296 223,8 млн. рублей

«Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности»

36 353,3 млн. рублей

«Чистый воздух»

500 139,8 млн. рублей

«Чистая Вода»

245 050,0 млн. рублей

«Оздоровление Волги»

205 378,9 млн. рублей

«Сохранение озера Байкал»

33 944,9 млн. рублей

«Сохранение уникальных водных объектов»

15 152,0 млн. рублей

«Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма»

6 282,8 млн. рублей

«Сохранение лесов»

151 009,8 млн. рублей

«Внедрение наилучших доступных технологий»

2 427 300,0 млн. рублей

 

Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» имеет самое большое финансовое обеспечение и составляет более 50% от общего бюджета национального проекта. Обоснованием необходимости являются аудиты, проводимые природоохранными ведомствами, которые отмечают, что в энергетической отрасли только десятая часть сектора производства оснащена наилучшими доступными технологиями. Данный факт подтверждает важность научно-технологической политики в стратегии экологического развития.

Таблица 2.

Бюджет национальных проектов до 2024 года

Наименование нацпроекта

Затраты на воплощение, трлн. руб

Здравоохранение

1,7258

Образование

0,7845

Демография

3,1052

Культура

0,1135

Безопасные и качественные
автомобильные дороги

4,7797

Жилье и городская среда

1,0662

Экология

4,0410

Наука

0,636

Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы

0,4815

Цифровая экономика

1,6349

Производительность труда и поддержка занятости

0,0521

Международная кооперация и экспорт

0,9568

 

Как можно заметить, национальный проект «Экология» занимает третье место по объему запланированных на реализацию средств. Всего на обозначенные правительством национальные проекты планируется затратить 25,7 триллионов рублей, а на реализацию национального проект «Экология» выделяется около 15% средств всего бюджета.

В июне 2020 года бюджет нацпроекта «Экология» сократился на 23 млрд руб. Правительство перенаправило их в Резервный фонд в связи с пандемией. В сентябре стало известно, что расходы сократят еще на 52,3 млрд руб.: в 2021-м «Экологию» урежут на 18,9 млрд руб. (14,9%), в 2022-м — на 21,8 млрд руб. (14,2%), в 2023-м — на 11,6 млрд руб. (7,6%).

Основное сокращение придется на федеральный проект «Чистый воздух» — его бюджет уменьшится суммарно на 28,4 млрд руб. (на 65% — в 2021-м, на 60,2% — в 2022-м и на 10,4% — в 2023-м). На «Чистую воду» за 2019-2020 годы было выделено 33,2 млрд руб. вместо изначально запланированных до 2024 года 245 млрд руб. От большинства остальных направлений будут ежегодно «отщипывать» не более 10%.

Помимо урезания бюджета, в 2020 году произошли изменения в структуре нацпроекта. С 1 января 2021 года федеральный проект «Чистая вода» был передан в состав национального проекта «Жилье и городская среда». В конце декабря 2020 года был объявлен «досрочно завершившимся» федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» с бюджетом в 2,4 трлн руб. Мероприятия, которые он включал, перенесены в федеральные проекты «Чистый воздух» и «Оздоровление Волги».

В итоге суммарный бюджет «Экологии» сократился на 100 млрд (до 4 трлн руб.), а количество проектов в его составе уменьшилось до девяти.

Таким образом, научно-техническая политика в сфере экологии должна быть направлена не только на сокращение промышленного загрязнения и развитие инновационных технологий, но и на формирование экологически ответственного поведения населения.

 

Список литературы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 08.02.2021 г. № 76 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений». - Текст: электронный//Официальные сетевые ресурсы Президента России: [сайт]-URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46415
2. Федеральная научно-техническая программа в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021 - 2030 годы. Текст электронный//Сайт Правительства Российской Федерации: [сайт]-URL: http://static.government.ru/media/files/Ekv7TcPAJBv4n3oUn6ofUdAR5cu5W1PM.pdf (дата обращения: 02.06.2022).