АНАЛИЗ МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)
АНАЛИЗ МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Меры по реализации государственной НТП в области экологического развития отражены в указе Президента Российской Федерации от 08.02.2021 г. № 76 «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений». Целью указа является повышение эффективности в определенных областях. Данный указ вступил в силу в момент его подписания, а значит 8 февраля 2021 года.
В качестве мер по реализации указано следующее:
- Разработать и утвердить Федеральную научно-техническую программу в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021 - 2030 годы, предусматривающую создание наукоемких технологических решений, направленных:
- на обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды;
- на изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям;
- на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов путем проведения исследований источников и поглотителей парниковых газов и принятия мер по уменьшению негативного воздействия таких газов [1].
- Обеспечить координацию и взаимодействие всех соответствующих органов власти РФ;
- Обеспечить финансирование за счет бюджетных ассигнований, а Правительству предусматривать их при формировании проектов федеральных бюджетов;
- Обеспечить создание и развитие на базе научных и образовательных организаций научных, научно-образовательных центров и лабораторий, осуществляющих исследования в области экологического развития и климатических изменений;
- Ежегодно представлять доклад о результатах Президенту РФ;
- Образовать совет по реализации данной программы;
- Разработать и утвердить планы осуществления на территориях субъектов Российской Федерации действий по составленной программе.
Указанные меры носят по большей части административный характер, так как фактически являются распоряжением Президента РФ для Правительства и министерств. Также эти меры определяют направление действий органов исполнительной власти в области экологического развития.
Важным уточнением является борьба с высоким уровнем выбросов парниковых газов, поскольку уже сейчас научные исследователи предвещают всеобщую экологическую катастрофу, связанную с выбросами. В результате катастрофы многие территории нашей планеты станут непригодны для существования и люди будут вынуждены массово мигрировать.
Рисунок 1. Загрязнение окружающей среды в РФ
Показатели по загрязнению атмосферного воздуха значительно снизились к 2014 году, однако их значение все так же высоко (рисунок 1). Объем сброса сточных вод также снизился примерно на 20%. Количество городов с высоким уровнем загрязнения снижается каждый год. По запланированным показателям федеральных программ, количество загрязненных городов к 2024 году должно снизиться до 0, однако пандемия уже внесла свои коррективы, в связи с чем полного исчезновения загрязненных городов не достичь в указанный срок. По сей день неизменно возрастает показатель образования отходов производства и потребления. Данные статистики подтверждают необходимость создания и реализации проектов в сфере экологии, поскольку ущерб окружающей среде от производств только возрастает.
В результате анализа Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021 - 2030 годы было выявлено, что целью программы также является повышение эффективности мер по адаптации к изменениям климата для различных экологических систем, социальных групп, отраслей экономики и регионов Российской Федерации.
Особый интерес представляет следующий прогнозируемый результат: «научное обоснование проведения эффективных мероприятий по защите российских производителей от зарубежных ограничительных мер, вводимых под предлогом экологической и климатической безопасности» [2]. Недоверие к вводимым мерам происходит по причине того, что в открытом доступе отсутствует исчерпывающая информация о критериях оценки производства для сертификации. Такая же проблема имеется в российских экостандартах и системах добровольной экосертификации, разработанных в рамках Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Таким образом, оценить научную обоснованность и практическую эффективность можно будет лишь в том случае, если эти критерии будут исчерпывающими.
Еще одной задачей является принятие мер по уменьшению негативного воздействия парниковых газов на климат и окружающую среду. Дж. Вей с коллегами провели исследование уровня экологической зрелости жителей Китая и тех мер, которые могут способствовать его повышению. Как полагают исследователи, недостаточно полагаться только на сознательность жителей и надеяться, что они внезапно будут выбирать товары с низким уровнем углеродных выбросов. Результаты лишь подтвердили гипотезу исследования. Были сделаны выводы о том, что следует не подавлять потребительский спрос, а убеждать население в необходимости низкоуглеродного потребления для сокращения выбросов парниковых газов при покупке, использовании и утилизации товаров на основе удовлетворения обычных потребностей. Данные итоги исследования подтверждают важность поставленной задачи.
Национальный проект «Экология» содержит в себе 11 федеральных проектов. Общий бюджет, выделенный на реализацию проекта, составляет 4,041 триллиона рублей.
Таблица 1.
Финансовое обеспечение федеральных проектов
Название федерального проекта |
Финансовое обеспечение |
«Чистая страна» |
124 206,8 млн. рублей |
«Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» |
296 223,8 млн. рублей |
«Инфраструктура для обращения с отходами I - II классов опасности» |
36 353,3 млн. рублей |
«Чистый воздух» |
500 139,8 млн. рублей |
«Чистая Вода» |
245 050,0 млн. рублей |
«Оздоровление Волги» |
205 378,9 млн. рублей |
«Сохранение озера Байкал» |
33 944,9 млн. рублей |
«Сохранение уникальных водных объектов» |
15 152,0 млн. рублей |
«Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» |
6 282,8 млн. рублей |
«Сохранение лесов» |
151 009,8 млн. рублей |
«Внедрение наилучших доступных технологий» |
2 427 300,0 млн. рублей |
Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» имеет самое большое финансовое обеспечение и составляет более 50% от общего бюджета национального проекта. Обоснованием необходимости являются аудиты, проводимые природоохранными ведомствами, которые отмечают, что в энергетической отрасли только десятая часть сектора производства оснащена наилучшими доступными технологиями. Данный факт подтверждает важность научно-технологической политики в стратегии экологического развития.
Таблица 2.
Бюджет национальных проектов до 2024 года
Наименование нацпроекта |
Затраты на воплощение, трлн. руб |
Здравоохранение |
1,7258 |
Образование |
0,7845 |
Демография |
3,1052 |
Культура |
0,1135 |
Безопасные и качественные |
4,7797 |
Жилье и городская среда |
1,0662 |
Экология |
4,0410 |
Наука |
0,636 |
Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы |
0,4815 |
Цифровая экономика |
1,6349 |
Производительность труда и поддержка занятости |
0,0521 |
Международная кооперация и экспорт |
0,9568 |
Как можно заметить, национальный проект «Экология» занимает третье место по объему запланированных на реализацию средств. Всего на обозначенные правительством национальные проекты планируется затратить 25,7 триллионов рублей, а на реализацию национального проект «Экология» выделяется около 15% средств всего бюджета.
В июне 2020 года бюджет нацпроекта «Экология» сократился на 23 млрд руб. Правительство перенаправило их в Резервный фонд в связи с пандемией. В сентябре стало известно, что расходы сократят еще на 52,3 млрд руб.: в 2021-м «Экологию» урежут на 18,9 млрд руб. (14,9%), в 2022-м — на 21,8 млрд руб. (14,2%), в 2023-м — на 11,6 млрд руб. (7,6%).
Основное сокращение придется на федеральный проект «Чистый воздух» — его бюджет уменьшится суммарно на 28,4 млрд руб. (на 65% — в 2021-м, на 60,2% — в 2022-м и на 10,4% — в 2023-м). На «Чистую воду» за 2019-2020 годы было выделено 33,2 млрд руб. вместо изначально запланированных до 2024 года 245 млрд руб. От большинства остальных направлений будут ежегодно «отщипывать» не более 10%.
Помимо урезания бюджета, в 2020 году произошли изменения в структуре нацпроекта. С 1 января 2021 года федеральный проект «Чистая вода» был передан в состав национального проекта «Жилье и городская среда». В конце декабря 2020 года был объявлен «досрочно завершившимся» федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий» с бюджетом в 2,4 трлн руб. Мероприятия, которые он включал, перенесены в федеральные проекты «Чистый воздух» и «Оздоровление Волги».
В итоге суммарный бюджет «Экологии» сократился на 100 млрд (до 4 трлн руб.), а количество проектов в его составе уменьшилось до девяти.
Таким образом, научно-техническая политика в сфере экологии должна быть направлена не только на сокращение промышленного загрязнения и развитие инновационных технологий, но и на формирование экологически ответственного поведения населения.