Статья:

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(227)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Жук И.А. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 4(227). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/227/123309 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Жук Ирина Анатольевна
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

Административные наказания являются важнейшим инструментом, обеспечивающим соблюдение законодательства во всех сферах государственного управления.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ [1] установлен исчерпывающий перечень видов административных наказаний. Перечисленные в ней административные наказания применяются лишь к лицам, которые совершили административные правонарушения. В соответствии с ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ к юридическим лицам: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административное приостановление деятельности.

Так, например, по аналитической информации о рассмотрении дел районными судами Республики Крым за 2021 г. подвергнуто наказанию 31 346 лиц. Структура видов наказания за административные правонарушения является следующей:

1. основные: предупреждение (письменное) – 7960 или 25,4 % от общего числа лиц; административный штраф – 22884 или 73 %; административный арест – 276 или 0,9 %; дисквалификация – 1 или 0,003 %; административное приостановление деятельности – 80 или 0,3 %; обязательные работы – 13 или 0,04 %; лишение специального права – 65 или 0,2 %; конфискация (как основная мера наказания) – 67 или 0,2%.

2. дополнительные: выдворение – 232 или 0,7 %; конфискация – 53 или 0,2 %; лишение специального права управления транспортным средством – 2 или 0,006 % .

В 1-м полугодии 2022 г. в районные суды Республики Крым поступило 9 793 дела об административных правонарушениях по первой инстанции. В отчетном периоде 8122 лица подвергнуто наказанию.

Структура видов наказания за административные правонарушения является следующей:

1. основные: предупреждение (письменное) – 1839 или 22,6 % от общего числа лиц; штраф – 5986 или 73,7 %; административный арест – 187 или 2,3 %; лишение специального права – 31 или 0,4 %; административное приостановление деятельности – 15 или 0,2 %; обязательные работы – 14 или 0,2 %; конфискация (как единственная мера наказания) – 50 или 0,6 %.

2. дополнительные: выдворение – 154 или 1,9%; конфискация – 14 или 0,2 %; лишение специального права управления транспортным средством – 1 или 0,01 % [3].

Предупреждение - это мера административного наказания, которая выражается в официальном порицании физического либо юридического лица (ст. 3.4 КоАП РФ). Это основное наказание, которое применяется самостоятельно и выносится в письменной форме. Предупреждение назначается широким кругом органов административной юрисдикции, в том числе и судами.

Стоит обратить внимание, что в случаях если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ либо закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющемуся субъектом малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Предупреждение в основном устанавливается в санкциях правовых норм альтернативно с административным штрафом, который в соответствии со ст. 3.5 КоАП РФ определяется как денежное взыскание.

Наиболее распространенным видом административного наказания выступает административный штраф и считается более эффективным, т.к. носит имущественный характер. Штраф является основным административным наказанием и может назначаться судьями, органами, должностными лицами.

Как показывает практика, административный штраф применяется более чем в 95% случаях совершения административных правонарушений. Все другие административные наказания применяются менее чем в 5% случаях (административный арест, лишение специального права, обязательные работы, дисквалификация, административное приостановление деятельности и другие) [2, с. 182].

В соответствии с законодательством РФ сумма административного штрафа в полном объеме зачисляется в бюджет.

Безвозмездным характером обладает конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ). Для нее характерны следующие признаки:

1) мера административного наказания имущественного характера, устанавливаемая только КоАП РФ;

2) имеет своим содержанием принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность либо собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей;

3) наказание распространяется лишь на орудие совершения либо предмет административного правонарушения;

4) применяется как основное, так и дополнительное административное наказание;

5) применяется в отношении и физических и юридических лиц;

6) назначается только судьей.

Такое административное наказание как лишение специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), предоставленного физическому лицу, устанавливается лишь КоАП РФ и назначается:

- как основное административного наказания, кроме права управления транспортным средством;

- как основное, так и дополнительное административное наказание в случае лишения права управления транспортным средством.

При назначении данного вида наказания физическому лицу, совершившему административное правонарушение, запрещается в течение определенного срока пользоваться ранее предоставленным ему специальным правом. Предоставление специального права находится в компетенции уполномоченного на то государственного органа согласно с установленными правилами.

Положения ч. 1 ст. 3.8 КоАП РФ распространяются лишь на физических лиц и юридических лиц не касаются. Срок лишения специального права не может быть менее 1 месяца и более 3 лет. При назначении физическому лицу этого вида наказания размеры срока, на который оно устанавливается, не должны выходить за пределы его нижнего и верхнего размеров, закрепленных санкцией конкретной статьи [4, с. 278]. Для того, чтобы усилить влияние данного вида административного наказания как основного наказания, может быть назначено и дополнительное административное наказание. Например, вместе с лишением права осуществлять охоту может быть наложено и дополнительное наказание в виде конфискации орудий охоты (ст. 8.37 КоАП РФ). Назначение лишения специального права находится только в компетенции судьи.

Одному из самых суровых наказаний - административному аресту отведено значительное место в системе административных наказаний РФ (ст. 3.9 КоАП РФ). Данная мера административного наказания состоит в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества, имеет неимущественный характер, нацелена на ограничение личных прав (свободы, свободы передвижения). Данный вид наказания устанавливается и применяется лишь как основное наказание и назначается судьей.

Административный арест устанавливается на срок до 15 суток (в отдельных случаях  до 30 суток). Стоит отметить, что альтернативно с арестом в санкциях статей Особенной части предусматривается наложение административного штрафа.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест устанавливается и назначается только в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Также оговорено к кому он не может применяться. Постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел незамедлительно после того, как постановление вынесено.

Устанавливаться лишь КоАП РФ и применяться как основное, так и дополнительное административное наказание может административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ). Это принудительное и контролируемое перемещение указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ. К гражданам РФ он не применяется.

Данный вид административного наказания назначается судьей.

Дисквалификация как вид административного наказания в российской правовой системе впервые была закреплена в действующем КоАП РФ (ст. 3.11 КоАП РФ). Ее смысл заключается в лишении физического лица права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью.

На практике довольно часто возникают случаи о возможности применения дисквалификации к лицам, которые осуществляют функции управления в иностранном юридическом лице. Полагаем что, поскольку законодатель никаких ограничений по данному вопросу не указал, судья имеет право назначить дисквалификацию и в отношении названных субъектов.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей, устанавливается и применяется лишь как основное наказание на срок от 6 месяцев до 3 лет. При этом список составов административных правонарушений, за которые предусмотрена данная мера, все время увеличивается.

Административное приостановление деятельности (ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ), состоит во временном прекращении:

- деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;

- эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Этот вид наказания применяется только как основное наказание. Другими словами он выступает самостоятельным, а в случае его назначения иные виды административных наказаний уже не назначаются.

Необходимо отметить, что КоАП РФ установил максимальный срок применения административного приостановления деятельности (до 90 суток), и при этом не определяется минимальным срок. Это отличает его от иных административных наказаний. По общему правилу административное приостановление деятельности назначается судьей.

Обязательные работы (ст. 3.13 КоАП РФ) - новый вид административного наказания для административной ответственности. Они состоят в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы либо учебы время бесплатных общественно полезных работ. Это наказание устанавливается на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более 4 часов в день. Обязательные работы назначаются судьей. Это наказание может устанавливаться и применяться лишь к физическим лицам как основное административного наказания.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения (ст. 3.14 КоАП РФ) устанавливается и применяется как основное, так и дополнительное наказание за административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.31 КоАП РФ.

Применяется лишь к физическому лицу, которое нарушило правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Назначается судьей.

Итак, административные наказания различаются в зависимости от методов их установления и применения. По способам установления выделяются административные наказания, устанавливаемые федеральным законом либо законом субъекта РФ. По процессуальным особенностям назначения выделяются административные наказания, которые назначаются судьей либо иными должностными лицами (органами) административной юрисдикции. Должностные лица могут назначать лишь административные наказания в виде предупреждения, а в отдельных случаях - в виде административного штрафа, административного выдворения и административного приостановления деятельности, остальные административные наказания назначаются только судьями.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ  (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
2. Егупов В.А. Проблемы эффективности применения административного штрафа как административного наказания в Российской Федерации // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. Сборник статей и тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Том 6. - Москва, 2021. - С. 180-184.
3. Официальный сайт Верховного суда Республики Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cdep.ru (дата обращения: 25.01.2023).
4. Стахов А.И. Административное право России: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / А.И. Стахов, П.И. Кононов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2021. – 456 с.