Статья:

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(227)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Агасарян Д.К. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 4(227). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/227/123366 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Агасарян Диана Кареновна
студент, кафедра теории и методики преподавания филологических дисциплин, Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки
Бурова Галина Петровна

 

FEATURES OF USING PROJECT TECHNOLOGIES IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN ELEMENTARY SCHOOL

 

Diana Aghasaryan

Student, Department of Theory and Methodology of Teaching Philological Disciplines, Branch of SSPI in Essentuki, Russia, Essentuki

 

Аннотация. Исследование посвящено проблеме использования проектных технологий на уроках русского языка в начальной школе в психолого-педагогической литературе.

Abstract. The research is devoted to the problem of using project technologies in Russian language lessons in primary school in psychological and pedagogical literature.

 

Концепция модернизации российского образования рассматривает способность обучающихся к самостоятельному решению проблем в самых разнообразных сферах жизнедеятельности одним из важнейших показателей качества образования, при этом на данный фактор ориентируются не только в России, но и во всем мире.[3]

Наряду с этим показателем обучающиеся должны владеть функциональной грамотностью, социальными и когнитивными компетенциями, способностью к широким обобщениям и развитым умением решать практические задачи, опираясь на интуицию и здравый смысл.[3] Все эти критерии входят в перечень  международных сравнительных исследований уровня подготовки обучающихся (TIMSS, CIVIC).

Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь. В практической деятельности образовательных учреждений это означает, что в настоящее время обучающихся необходимо ориентировать на «…развитие способности приобретать знания и формирования умения использовать приобретённые знания на практике».[3]

Как показывают результаты международного исследования образовательных достижений российских учащихся, именно эти ключевые компетенции недостаточно полно сформированы у наших школьников. Анализируя результаты этих исследований, мы сделали выводы о том, что современным российским школьникам зачастую довольно сложно проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.

Школьное  образование имеет необходимые ресурсы для решения поставленных задач, решение которых является метод проектов [2].

В современной школе метод проектов достаточно широко используется педагогами, позволяя решать самые разнообразные образовательные и воспитательные задачи, в число которых входит привлечение интереса к изучаемому предмету, развитие учебной мотивации, углубление знаний по изучаемой теме.

Использование метода в практике обучения любому предмету способствует всестороннему развитию ребенка. Проектная методика помогает претворять в жизнь главные идеи личностно-ориентированного обучения.

Это способствует не только развитию коммуникативных особенностей личности школьника, но и обогащению знаний по предмету, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка. У учащихся появляется возможность больше работать и на уроке и во внеурочное время, развивать свои творческие способности, проявлять себя в лидерстве. Становится явной личная ответственность за свои знания, умения включать их  в реальную деятельность. При работе над проектом школьникам приходится пользоваться различными источниками, они учатся добывать необходимую информацию. Совместная работа сплачивает коллектив. Каждый участник проекта несет ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы[1].

Чтобы выполнить проект, дети должны обладать определенными коммуникативными, творческими, интеллектуальными умениями. Обучая различным видам речевой деятельности, я стараюсь формировать умение работать с  текстом (выделять главную мысль, извлекать конкретную информацию, анализировать факты, делать выводы, обобщения, предвосхищать содержание. Очень важным является умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения и, не вступая в спор, находить компромисс [3].

Применение проектной методики в пространстве урока русского языка в начальной школе таит свои сложности, одна из которых заключается в том.

Что порой трудно бывает разграничить проектную деятельность и самостоятельные задания. В попытках найти ответ на этот вопрос, мы обратились к трудам Н.О. Пахомова, который считает, что «…начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта». Необходимо разграничивать понятия «тема учебного плана» и «тема проекта». Исследователь полагает, что «Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. 

Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники».

На следующем этапе погружения в проект педагог должен четко обозначить проблему, над которой детям необходимо работать.

Из проблемы, в свою очередь, вытекают цель и задачи каждого конкретного проекта. Так, под задачами проекта Н.О. Пахомов предлагает понимать «организацию и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта.[3] Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на обучающихся».

Второй этап характеризуется организацией самостоятельной деятельности детей. Если на уроке реализуется групповой проект, то школьников необходимо организовать в группы, четко определив цели и задачи для каждой из них.[5] На данном этапе определяется уровень конкретного участия каждого из членов группы, планируется работа по решению задачи проекта.

Третий этап – это этап конкретных действий, который предполагает максимальную «отстраненность» педагога, ограничение его роли ролью наблюдателя.

На этом этапе школьникам необходимо проявить самостоятельность мышления, умение работать в команде, справляться с задачами проекта, находя для этого креативные решения.

Как показывает наш опыт практического применения проектной методики, этот этап напрямую зависит от того, насколько хорошо педагог подготовил класс к самостоятельной деятельности.[5] Кроме того, на этом этапе учитель имеет возможность объективно оценить, насколько школьники готовы к самостоятельной деятельности, каких конкретных знаний или навыков им не хватает, и дать им недостающие знания.

Этап презентации является обязательным для завершения работы, для анализа проделанного, для оценки деятельности товарищей и собственной самооценки.

Поскольку «… результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы», то о нем и необходимо доказательно рассказать, подробно объясняя  «как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа».

Для успешной работы на этапе презентации педагогу необходимо научить своих учеников кратко излагать свои мысли, уметь обобщать материал, логически выстраивая свое сообщение.[3]

На этом этапе учитель дает оценку самостоятельной деятельности школьников, максимально используя ее учебный и воспитательный потенциал.

Занимаясь нашим исследованиям, мы пришли к выводу о том, что метод проектов – это реальная возможность перейти от теории воспитания к его практике, реализуя творческий потенциал младших школьников. Мы наблюдали, что проектная деятельность соединяет в себе теорию с практикой самым естественным образом, что приводит к активности детей, их самостоятельности, укрепляет у них чувство социальной ответственности, дает им ощущение радости от самостоятельного выполненного проекта.

 

Список литературы:
1. Балина. Т. И. Как можно применять метод проектов на уроках русско-го языка и литературы  // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1189-1192. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9872/  (дата обраще-ния:25.10.2022г.)
2. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов – тех-нология компетентностно-ориентированного образования // мет. Пособие под ред. профессора Когана Е. Я. – М. Высшая школа, 2006. – 178 с.
3. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследова-нию. – Ростов н/Д., 2005. – 108 с.
4. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности уча-щихся в школьном научном обществе / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. – 2005. - №5. - С. 82-87.