Развитие скоростно- силовых способностей волейболистов 13-14 лет
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(69)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(69)
Развитие скоростно- силовых способностей волейболистов 13-14 лет
Актуальность. Средний школьный возраст считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организме ребенка.
В этом возрасте более интенсивно развиваются физические качества. Особое место в развитии двигательных качеств занимают скоростно-силовые, высокий уровень развития которых имеет большое значение как при овладении рядом сложных профессий, так и при достижении высоких результатов в волейболе.
Данные научно-методической литературы и спортивная практика показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелые годы - сложный и малоэффективный процесс, тогда как средний школьный возраст создаёт для этого благоприятные предпосылки.
Известно, что возраст 13-14 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие беговых координаций и вместе с тем на развитие физических качеств, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах прыжка, метания, бега на скорость.
В этой связи становится понятной актуальность исследования, которая состоит в том, чтобы разработать тренировочную программу, рассчитанную на интенсивное развитие скоростных качеств, проявляемых в волейболе, используя которую можно было бы обеспечить быстрый прирост развития этих качеств.
Цель исследования -Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность применения комплексов упражнений для развития скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет.
Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании принимали участия 20 волейболистов, которые были разделены на две группы (экспериментальная и контрольная).
С целью определения показателей скоростно- силовых способностей у волейболистов мы использовали следующие тесты:
- тест «Прыжок в длину с места».
- тест «Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами»
- тест «Подъем туловища из положения лежа».
- тест «Метание набивного мяча 1 кг стоя из-за головы двумя руками».
В начале исследования было проведено тестирование, где были выявлены исходные показатели скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет (таблица 1).
Таблица 1
Исходные показатели развития скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет экспериментальной и контрольной групп
№ п/п |
«Прыжок в длину с места» (см) |
«Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами» (см) |
«Подъем туловища из положения лежа» (количество раз) |
«Бег 30 м» (с) |
«Метание набивного мяча 1 кг стоя из-за головы двумя руками» (м) |
|||||
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
|
1. |
190,2 |
190,1 |
42,0 |
41,9 |
17 |
17 |
6,00 |
6,01 |
13,5 |
13,1 |
2. |
189,9 |
189,3 |
41,8 |
42,0 |
17 |
18 |
6,01 |
6,20 |
12,7 |
12,8 |
3. |
198,1 |
198,2 |
42,2 |
42,1 |
2 |
16 |
6,21 |
6,20 |
12,1 |
11,9 |
4. |
187,5 |
187,0 |
41,9 |
41,8 |
16 |
18 |
6,00 |
6,09 |
12,4 |
12,3 |
5. |
188,0 |
187,4 |
42,1 |
42,2 |
17 |
17 |
6,19 |
6,20 |
13,2 |
13,5 |
6. |
188,2 |
188,0 |
42,4 |
42,3 |
18 |
18 |
6,03 |
6,00 |
13,6 |
13,4 |
7. |
189,0 |
190,1 |
42,3 |
42,3 |
16 |
16 |
6,10 |
6,09 |
13,5 |
13,7 |
8. |
189,2 |
189,0 |
42,5 |
42,2 |
17 |
17 |
6,00 |
6,01 |
13,0 |
12,9 |
9. |
187,0 |
187,5 |
42,0 |
42,5 |
16 |
16 |
6,10 |
6,08 |
13,0 |
12,8 |
10. |
186,5 |
185,9 |
42,6 |
42,3 |
17 |
16 |
6,10 |
6,20 |
13,2 |
13,2 |
Х |
189,4 |
189,25 |
42,18 |
42,16 |
16,9 |
16,9 |
6,07 |
6,11 |
13 |
12,96 |
Sх
|
3,30 |
3,43 |
0,23 |
0,21 |
0,74 |
0,88 |
0,08 |
0,09 |
0,49 |
0,55 |
Примечание: I –контрольная группа, II –экспериментальная группа.
Как видно из таблицы 2, показатели тестируемых в контрольной и экспериментальной группе на первом этапе исследования практически не отличаются.
На протяжении 5 месяцев с октября 2018года по март 2019 года в учебно-тренировочном процессе волейболистов мы применяли 4 разработанных комплексов упражнений, которые применялись в начале основной части учебно-тренировочного занятия по 20-25 минут на четырех из пяти тренировок в неделю, комплексы чередовались.
Первый день микроцикла мы применяли первый комплекс упражнения на развития скоростной силы мышц рук и плечевого пояса.
Второй день микроцикла применяли комплекс № 2 на развитие скоростной силы мышц туловища.
Третий день микроцикла, применяли комплекс №3, на развитие прыгучести.
Четвертый день микроцикла применяли комплекс упражнения на развития скоростно- силовых способностей волейболистов.
В конце исследования, измерив скоростно-силовых показателей волейболистов 13-14 лет экспериментальной и контрольной группах, мы провели повторный анализ для проверки эффективности разработанных комплексов упражнений (таблица 2).
Таблица 2.
Показатели скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет в конце эксперимента
№ п/п
|
«Прыжок в длину с места»(см) |
«Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами»(см) |
«Подъем туловища из положения лежа» ( кол-во раз) |
«Бег 30 м.»(с) |
«Метание набивного мяча 1 кг стоя из-за головы двумя руками(м) |
|||||
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
I |
II |
|
1. |
194,3 |
191,0 |
44,6 |
42,2 |
21 |
18 |
5,70 |
6,00 |
14,9 |
13,4 |
2. |
194,0 |
190,5 |
44,3 |
42,6 |
20 |
18 |
5,86 |
6,09 |
13,7 |
13,0 |
3. |
200,9 |
199,0 |
43,9 |
42,4 |
22 |
17 |
6,00 |
6,10 |
13,5 |
12,0 |
4. |
191,5 |
188,5 |
44,7 |
42,2 |
19 |
18 |
5,75 |
6,01 |
13,6 |
12,5 |
5. |
191,6 |
189,0 |
44,5 |
42,5 |
21 |
19 |
5,90 |
6,10 |
14,3 |
13,6 |
6. |
193,5 |
189,3 |
45 |
43,1 |
22 |
19 |
5,70 |
5,95 |
14,0 |
13,5 |
7. |
194,2 |
190,0 |
45,1 |
42,3 |
20 |
17 |
5,85 |
6,00 |
14,2 |
13,7 |
8. |
192,9 |
189,9 |
44,8 |
43 |
20 |
17 |
5,72 |
5,95 |
14,0 |
13,0 |
9. |
192,5 |
189,8 |
45,1 |
43,2 |
19 |
17 |
5,79 |
5,97 |
14,1 |
12,9 |
10. |
189,9 |
184,0 |
45 |
43 |
21 |
18 |
5,80 |
6,00 |
14,2 |
13,4 |
Х |
193,53 |
190,1 |
44,7 |
42,65 |
20,5 |
17,8 |
5,81 |
6,02 |
14,05 |
13,1 |
Sх |
2,95 |
3,68 |
0,39 |
0,40 |
1,08 |
0,79 |
0,10 |
0,06 |
0,40 |
0,54 |
Примечание: I –контрольная группа, II –экспериментальная группа.
После проведенного эксперимента улучшились результаты в упражнении - «Прыжок в длину с места» (см), так показатели ЭГ с 189,4 см до 193,53 см, а в КГ с 189,25 см до 190,1 см.
В тесте «Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами» (см) у волейболистов контрольной группы средний показатель был равен 42,65 см, а у экспериментальной группы 44,7 см.
В тесте «Подъем туловища из положения лежа» в экспериментальной группе средний результат 20,5 раз, в контрольной 17,8 раз.
Анализ результатов упражнения «Метание набивного мяча 1 кг стоя из-за головы двумя руками» у ЭГ в начале эксперимента физические показатели составляли 13 м, в конце эксперимента – 14,05 м. В КГ показатели улучшились с 12,96 метров на 13,1 м.
Как показали наши исследования, за время эксперимента, скоростно- силовые способности волейболистов, задействованных в эксперименте, значительно улучшилось, как в контрольной, так и в экспериментальной группах произошли улучшения результатов, однако в экспериментальной группе они были более высокие.
ВЫВОДЫ
В нашем исследовании экспериментальным путем была проверена эффективность применения комплекса упражнений на развитие скоростно-силовых способностей волейболистов.
Исходные показатели скоростно-силовых способностей у волейболистов13-14 лет экспериментальной и контрольной группы на первом этапе исследования практически не отличаются.
Как показали наши исследования, за время эксперимента, физическая подготовленность волейболистов, задействованных в эксперименте, значительно улучшилась как экспериментальной так и контрольной групп, однако в экспериментальной группе улучшения были более высокими.
Таким образом, можно констатировать, что специальный нами разработанный комплекс упражнений, в наших исследованиях, позволяет улучшить показатели развития скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет.