Статья:

Развитие скоростно- силовых способностей волейболистов 13-14 лет

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(69)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шамсутдинова А.М., Данилова Г.Р. Развитие скоростно- силовых способностей волейболистов 13-14 лет // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 18(69). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/69/52056 (дата обращения: 16.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие скоростно- силовых способностей волейболистов 13-14 лет

Шамсутдинова Айзиряк Мунировна
студент, Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма, РФ, г. Казань
Данилова Галина Рауфовна
канд. пед. наук, доцент, Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма, РФ, г. Казань

 

Актуальность. Средний школьный возраст считается одним из наиболее важных периодов в процессе формирования личности человека. Двигательная активность в этом возрасте играет огромную роль в комплексном развитии организме ребенка.

В этом возрасте более интенсивно развиваются физические качества. Особое место в развитии двигательных качеств занимают скоростно-силовые, высокий уровень развития которых имеет большое значение как при овладении рядом сложных профессий, так и при достижении высоких результатов в волейболе.

Данные научно-методической литературы и спортивная практика показывают, что развитие скоростно-силовых качеств в зрелые годы - сложный и малоэффективный процесс, тогда как средний школьный возраст создаёт для этого благоприятные предпосылки.

Известно, что возраст 13-14 лет характеризуется высокой степенью сенситивности в отношении тренирующих воздействий, направленных на развитие беговых координаций и вместе с тем на развитие физических качеств, детерминирующих формирование способности к высокой степени концентрации усилий в разных фазах прыжка, метания, бега на скорость.

В этой связи становится понятной актуальность исследования, которая состоит в том, чтобы разработать тренировочную программу, рассчитанную на интенсивное развитие скоростных качеств, проявляемых в волейболе, используя которую можно было бы обеспечить быстрый прирост развития этих качеств.

Цель исследования -Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность применения комплексов упражнений для развития скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет.

Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании принимали участия 20 волейболистов, которые были разделены на две группы (экспериментальная и контрольная).

С целью определения показателей скоростно- силовых способностей у волейболистов мы использовали следующие тесты:

  1. тест «Прыжок в длину с места».
  2. тест «Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами»
  3. тест «Подъем туловища из положения лежа».
  4. тест «Метание набивного мяча 1 кг стоя из-за головы двумя руками».

В начале исследования было проведено тестирование, где были выявлены исходные показатели скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет (таблица 1).

Таблица 1

Исходные показатели развития скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет экспериментальной и контрольной групп

№ п/п

«Прыжок в длину с места» (см)

«Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами» (см)

«Подъем туловища из положения лежа» (количество раз)

«Бег 30 м» (с)

«Метание набивного мяча 1 кг стоя из-за головы двумя руками» (м)

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

1.

190,2

190,1

42,0

41,9

17

17

6,00

6,01

13,5

13,1

2.

189,9

189,3

41,8

42,0

17

18

6,01

6,20

12,7

12,8

3.

198,1

198,2

42,2

42,1

2

16

6,21

6,20

12,1

11,9

4.

187,5

187,0

41,9

41,8

16

18

6,00

6,09

12,4

12,3

5.

188,0

187,4

42,1

42,2

17

17

6,19

6,20

13,2

13,5

6.

188,2

188,0

42,4

42,3

18

18

6,03

6,00

13,6

13,4

7.

189,0

190,1

42,3

42,3

16

16

6,10

6,09

13,5

13,7

8.

189,2

189,0

42,5

42,2

17

17

6,00

6,01

13,0

12,9

9.

187,0

187,5

42,0

42,5

16

16

6,10

6,08

13,0

12,8

10.

186,5

185,9

42,6

42,3

17

16

6,10

6,20

13,2

13,2

Х

189,4

189,25

42,18

42,16

16,9

16,9

6,07

6,11

13

12,96

 

3,30

3,43

0,23

0,21

0,74

0,88

0,08

0,09

0,49

0,55

Примечание: I –контрольная группа, II –экспериментальная группа.

 

Как видно из таблицы 2, показатели тестируемых в контрольной и экспериментальной группе на первом этапе исследования практически не отличаются.

На протяжении 5 месяцев с октября 2018года по март 2019 года в учебно-тренировочном процессе волейболистов мы применяли 4 разработанных комплексов упражнений, которые применялись в начале основной части учебно-тренировочного занятия по 20-25 минут на четырех из пяти тренировок в неделю, комплексы чередовались.

Первый день микроцикла мы применяли первый комплекс упражнения на развития скоростной силы мышц рук и плечевого пояса.

Второй день микроцикла применяли комплекс № 2 на развитие скоростной силы мышц туловища.

Третий день микроцикла, применяли комплекс №3, на развитие прыгучести.

Четвертый день микроцикла применяли комплекс упражнения на развития скоростно- силовых способностей волейболистов.

В конце исследования, измерив скоростно-силовых показателей волейболистов 13-14 лет экспериментальной и контрольной группах, мы провели повторный анализ для проверки эффективности разработанных комплексов упражнений (таблица 2).

Таблица 2.

Показатели скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет в конце эксперимента

№ п/п

 

«Прыжок в длину с места»(см)

«Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами»(см)

«Подъем туловища из положения лежа» ( кол-во раз)

«Бег 30 м.»(с)

«Метание набивного мяча 1 кг стоя из-за головы двумя руками(м)

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

1.

194,3

191,0

44,6

42,2

21

18

5,70

6,00

14,9

13,4

2.

194,0

190,5

44,3

42,6

20

18

5,86

6,09

13,7

13,0

3.

200,9

199,0

43,9

42,4

22

17

6,00

6,10

13,5

12,0

4.

191,5

188,5

44,7

42,2

19

18

5,75

6,01

13,6

12,5

5.

191,6

189,0

44,5

42,5

21

19

5,90

6,10

14,3

13,6

6.

193,5

189,3

45

43,1

22

19

5,70

5,95

14,0

13,5

7.

194,2

190,0

45,1

42,3

20

17

5,85

6,00

14,2

13,7

8.

192,9

189,9

44,8

43

20

17

5,72

5,95

14,0

13,0

9.

192,5

189,8

45,1

43,2

19

17

5,79

5,97

14,1

12,9

10.

189,9

184,0

45

43

21

18

5,80

6,00

14,2

13,4

Х

193,53

190,1

44,7

42,65

20,5

17,8

5,81

6,02

14,05

13,1

2,95

3,68

0,39

0,40

1,08

0,79

0,10

0,06

0,40

0,54

Примечание: I –контрольная группа, II –экспериментальная группа.

 

После проведенного эксперимента улучшились результаты в упражнении - «Прыжок в длину с места» (см), так показатели ЭГ с 189,4 см до 193,53 см, а в КГ с 189,25 см до 190,1 см.

В тесте «Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами» (см) у волейболистов контрольной группы средний показатель был равен  42,65 см, а у экспериментальной группы 44,7 см.

В тесте «Подъем туловища из положения лежа» в экспериментальной группе средний результат 20,5 раз, в контрольной 17,8 раз.

Анализ результатов упражнения «Метание набивного мяча 1 кг стоя из-за головы двумя руками» у ЭГ в начале эксперимента физические показатели составляли 13 м, в конце эксперимента – 14,05 м. В КГ показатели улучшились с 12,96 метров на 13,1 м.

Как показали наши исследования, за время эксперимента, скоростно- силовые способности волейболистов, задействованных в эксперименте, значительно улучшилось, как в контрольной, так и в экспериментальной группах произошли улучшения результатов, однако в экспериментальной группе они были более высокие.

ВЫВОДЫ

В нашем исследовании экспериментальным путем была проверена эффективность применения комплекса упражнений на развитие скоростно-силовых способностей волейболистов.

Исходные показатели скоростно-силовых способностей у волейболистов13-14 лет экспериментальной и контрольной группы на первом этапе исследования практически не отличаются.

Как показали наши исследования, за время эксперимента, физическая подготовленность волейболистов, задействованных в эксперименте, значительно улучшилась как экспериментальной так и контрольной групп, однако в экспериментальной группе улучшения были более высокими.

Таким образом, можно констатировать, что специальный нами разработанный комплекс упражнений, в наших исследованиях, позволяет улучшить показатели развития скоростно-силовых способностей волейболистов 13-14 лет.

 

Список литературы:
1. Акимова М.К. Психофизиологические особенности. – М.: Физкультура и спорт, 1999.- 378 с.
2. Ашмарин Б.А. Педагогика физической культуры. – СПб: ЛГОУ, 1999. – 523 с.
3. Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1990 г. - 235с.
4. Блинов Н.Г., Игишева JI.H., Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 200с.
5. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1997. – 216 с.