Статья:

ПОТЕНЦИАЛ АРТ-ПЕДАГОГИКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(228)

Рубрика: Культурология

Выходные данные
Деменская Т.Б. ПОТЕНЦИАЛ АРТ-ПЕДАГОГИКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 5(228). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/228/123463 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОТЕНЦИАЛ АРТ-ПЕДАГОГИКИ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Деменская Татьяна Борисовна
студент, ФГБОУ ВО Челябинский государственный институт культуры, РФ, г. Челябинск
Богдан Светлана Владимировна
научный руководитель, ФГБОУ ВО Челябинский государственный институт культуры, РФ, г. Челябинск

 

В современном обществе проблема сиротства становится одной из актуальнейших и трудноразрешимых, когда нестабильность социально-экономической или геополитической ситуации порождает множество проблем и негативных последствий для жизнедеятельности отдельно взятых групп людей. Граждане, испытывающие трудности от потери работы, жилья или здоровья, от безысходности или невозможности решить эти проблемы теряют окончательно положительный социальный облик или вследствие умирают. Смерть пострадавших родителей, лишение родительских прав неблагополучных семей, отказ от детей из-за трудностей – это причины сиротства в современной России.

На 2021 г. в России зафиксировано 494 тысячи детей-сирот [2]. И все они составляют процент от будущего рабочего населения страны, ответственного за ее дальнейшее развитие. Проблемы детей-сирот с точки зрения объектов социализации заключаются в недостатке любви из-за отсутствия по-настоящему близкого человека и определенная изолированность от остальных структур общества по причине закрытости той среды, где они проживают и воспитываются. Подобная закрытость и ощущение «представленности себе» обуславливают риск формирования негативного мировоззрения и преступных наклонностей, ведь личность ребенка не способна в силу неопытности отличить «хорошее» от «плохого». А за пределами детдома есть риск встретится с предрассудками со стороны других представителей общества, что также откладывает негатив на желание продуктивной самореализации. Поэтому перед педагогами социальных учреждений стоит задача в создании им возможности для успешной адаптации в обществе как полноправным гражданам своей страны. Предполагается, что достичь данной целей эффективно можно с помощью социокультурной адаптации.

Социокультурная адаптация является формой социальной адаптации при условии рассмотрения общества как носителя культуры, ведь каждое социальное действие обусловлено культурными особенностями. И в повседневности между людьми происходит обмен информацией в социокультурном пространстве. Лондаджим Тьерри пишет о социокультурной адаптации: «Социокультурная адаптация является не только непрерывным, но и дискретным процессом, реализуется через субъективное освоение социокультурной среды в новых, нестандартных ситуациях» [5, с.78]. Инструментом социокультурной адаптации является творческая самореализация, стремление к самодеятельному творчеству в рамках деятельности кружков художественной направленности. Социокультурная адаптация происходит при наличии внутриличностных потребностей, новых условий культурной среды и влияния коллектива. По отношению к детям-сиротам социокультурная адаптация также будет эффективно осуществляться при условии разнообразия воспитательной среды и наличии потребностей в творческой самореализации.

Социокультурная адаптация рассматривается как вид деятельности, заключающийся в приспособлении и выстраивании человеком взаимоотношений с социокультурной средой. Для детей-сирот, которым предстоит покинуть закрытое воспитательное учреждение и направить свои усилия на социализацию в обществе, социокультурная адаптация представляется как возможность знакомства личности из изолированного пространства с внешним миром, ценностями и требованиями общества, чтобы успешно в него интегрироваться. Знакомство происходит через законы эстетики и культурные традиции, усваиваемые во время взаимодействия с искусством. Искусство способствует социальной адаптации как одна из составляющих жизненного информационного пространства.

О роли искусства в жизни общества пишет К. С. Серикова: «Значительную роль в становлении личности человека играет искусство, в частности, изобразительное, как наиболее показательное. Начиная разговор об искусстве, следует предварительно дать его определение. В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие» [8, с. 920]. В процессе творчества личность создает некий продукт для создания образов, которые можно разделить с коллективом. При создании этого продукта у обучающегося развивается воображение, эстетический вкус. Данные процессы входят в основу арт-педагогики.

Арт-педагогика в России находится на стадии становления и считается перспективным направлением в области коррекционно-развивающего поведения. Арт-педагогика, как совокупность методов развития личности через творчество, учитывает принципы искусства, и обладает огромным аксиологическим потенциалом. Арт-педагогика затрагивает эмоционально-эстетические и нравственные стороны личности. Она позволяет достичь удовольствия и удовлетворения духовных потребностей, что способствует успешной интеграции в единое информационное пространство, где люди выстраивают коммуникацию на основе общих культурных знаков и символов. Следующие функции aрт-терaпии выделяет Т. Кoлoшинa:

«1) диaгнoстическaя: рисунoк - oсoбый дoкумент и сoдержит oчень мнoгo инфoрмaции oб aвтoре (рисунoк всегдa симвoличен, всегдa вырaжaет нaличнoе сoстoяние aвтoрa, кaк бы тoт ни стaрaлся егo скрыть);

2) терaпевтическaя: сoбственнo исцеление личнoсти с пoмoщью искусствa, вoзврaщение личнoсти к психoлoгическoй целoстнoсти;

3) гумaнистическaя: рaзвитие сбaлaнсирoвaннoй личнoсти, кoтoрaя мoжет держaть рaвнoвесие между пoлярнoстями (нaпример, любoвь-ненaвисть, слaбoсть-силa, уединеннoсть-близoсть, кooперaция-сoстязaние, зaвисимoсть-незaвисимoсть, дoминирoвaние-пoдчинение, нaдеждa-oтчaяние и пр.)» [3]. Последние две функции являются основными направлениями социокультурной адаптации, и особенно актуальны для сирот в силу их социальных особенностей.

Далее рассмотрим технологии и принципы работы объединений художественной направленности, где имеются все необходимые условия для социокультурной адаптации детей-сирот. При анализе будет произведена интеграция технологий арт-педагогики (или арт-терапии) в программы воспитания детей-сирот, направленные на социокультурную адаптацию в том числе. Это позволит проследить и убедиться в огромном потенциале арт-педагогики в данном процессе.

Арт-педагогические технологии подразделяются на два типа: активная и пассивная. Рассмотрим далее их подробно.

К пассивному типу относятся такие формы социально-культурной деятельности как выставки, концерты, спектакли, вечера поэзии и пр. Т.е. в них обучающийся является объектом культурной деятельности, созерцателем художественных процессов или созданных объектов культуры. Через знакомство с искусством происходит эмоциональное исцеление. В пример можно привести музей искусств. Как субъект социокультурной адаптации сирот он решает творческо-досуговые и эстетические задачи. И. А. Макеева характеризует эти задачи так: «Творческо-досуговая задача направлена на использование музейной работы в качестве одного из направлений в организации культурного досуга детей. Эстетическая задача предполагает удовлетворение потребностей в приобщении к красоте, изяществу, что способствует созданию положительного эмоционального фона в образовательно-воспитательном процессе» [7, с. 116]. Через пассивные формы у детей-сирот развивается эстетический взгляд на мир, удовлетворяются их духовные интересы, формируется культура личности. Социокультурная адаптация производится в форме приобщения к искусству и развития художественного вкуса.

Активный подход в свою очередь предусматривает самостоятельную творческую активность, и включает следующие технологии:

• игровые. Обучение через игровые ситуации, квесты и кейсы. Эти ситуации также помогут сиротам познакомиться и освоить модель поведения в обществе за стенами детдома;

• изобразительные. Имеются ввиду занятия декоративно-прикладным творчеством. Рисование, лепка или создание аппликации позволяют осмыслить проблемы и переживания, высказаться о них, развить художественный вкус, воображение, открыть в себе новые таланты через освоение художественно-эстетических и культурных ценностей;

• музыкальные. Игра на инструменте и пение также способствует снятию эмоционального напряжения, что способствует психологически легкой социализации. Тексты песен это также носители культуры, транслирующие через вечные понятные образы приемлемые модели поведения;

• танцевальные. Танец, как и музыка, выразитель эмоционального состояния. В танце заложен нравственный потенциал. Чурашов А. Г., Клыкова Л. А., Юнусова Е. Б. пишут о танце: «В своих исследованиях мы выявили, что многие специалисты рассматривают сущность танца как неотъемлемую и одну из важных составляющих народной художественной культуры. Сторонники теории функционализма определяют танцевальную культуру как отражение и демонстрацию определённых социальных отношений в обществе, например, статуса, занимаемого человеком в обществе. Если рассматривать танец как форму коммуникации, то, несомненно, это одна из начальных и определяющих функций, в которой отражаются связи между представителями разных этносов или категорий традиционного общества» [9, c. 195]. Через танец дети-сироты также познают особенности традиций общества, в котором они проживают;

• театрализованные. Театрализация и участие в инсценировках позволяет человеку воплотится в образ, отыгрывая ту или иную историю со своими посылами. При проработке образов также усваиваются культурные ценности в соответствии с разыгрываемой эпохой, особенностями сообщества и меняются социальные позиции.

Таким образом, творческая активность позволяет обучающемуся найти мотивацию к социализации через простой наглядный способ усвоения информации и создание коммуникационной среды, повышает настроение. Это актуально и для детей-сирот. Данные условия позволяют не только приобщится к культуре, но учат воспроизводить действительность через культурные образы, но и совершенствовать их. Воспроизведение культурного опыта учит приспособлению к окружающему миру, вырабатывает привычки коммуникационного и общественного характера, необходимые для поведения в тех или иных одинаковых ситуациях. Поскольку человек - существо биосоциальное, то ему свойственно развитие с годами в определенной мере. А развитие связано не только с воспроизведением опыта, но и созданием нового, что обуславливает работа мозга, мышления и воображения. О роли творчества в развитии человека писал Л. С. Выготский: «Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее» [1, с.5].

Анализ технологий позволил выявить, что потенциал арт-педагогики в социокультурной адаптации детей-сирот заключается в создании социокультурной педагогической среды, транслирующей культурные, традиционные ценности общества и модели поведения через абстрактные метафорические образы, через которые изолированные от привычной жизни дети сумеют успешно адаптироваться в обществе, стать полноценным субъектом культуры.

 

Список литературы:
1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
2. Если быть точным. Платформа с проверенными данными о масштабах социальных проблем в России и методами их решения. Официальный сайт. – URL: https://tochno.st/materials/rossiyane-stali-rezhe-usynovlyat-detey-i-chashche-vozvrashchat-ikh-v-detdoma-kak-vyglyadit-portret-sotsialnogo-sirotstva-v-rossii-v-issledovanii-esli-byt-tochnym?utm_medium=partner&utm_source=ebt_tg
3. Кoлoшинa, Т. Ю. Aрт-терaпия. Метoдические рекoмендaции. – URL: http://www.vashpsixolog.ru/correctional-work-school-psychologist/171 psixoterapiya/1473- dramaterapiya
4. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии: учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] . – URL: https://studme.org/359422/pedagogika/lechebnaya_pedagogika_v_doshkolnoy_defektologii
5. Лондаджим, Т. Социокультурная адаптация: сущность и функции // Всероссийский журнал научных публикаций. - 2011. - No 8 (9). - С. 76–78.
6. Мазур, Д. Н. Проблема социального сиротства в современном обществе / Д. Н. Мазур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 227-229.
7. Макеева, И.А. Музей как фактор социализации детей-сирот: теоретические и прикладные аспекты / И.А. Макеева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. – № 139. – С. 113-120
8. Серикова, К. С. Роль изобразительного искусства в жизни современного человека/ Bulletin of Medical Internet Conferences. -  2017. - Т. 7. - № 6. – с. 920-921
9. Чурашов, А. Г. Танец как социокультурное явление в парадигме гуманизации высшего образования / А. Г. Чурашов, Л. А. Клыкова, Е. Б. Юнусова // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2020. – № 4(157). – С. 192- 208.