ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОД
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(228)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(228)
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОД
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы законодательного регулирования охраны и рационального использования водных ресурсов РФ. Вносятся приоритетные правовые способы защиты вод.
Аbstract. The article deals with some problematic issues of legislative regulation of the protection and rational use of water resources of the Russian Federation. Priority legal methods of water protection are introduced.
Ключевые слова: охрана водных ресурсов, загрязнение и засорение водной среды, правовые условия и способы защиты.
Keywords: protection of water resources, pollution and clogging of the aquatic environment, legal conditions and methods of protection.
«Воды» и «водные объекты» как в целом природные объекты понимаются в качестве объективного состояния окружающей природной среды и не используются до тех пор, пока не отделяются от нее при эксплуатации, преобразуюясь в водные ресурсы, приносящие прибыль и доходы. Сегодня понятие «рациональное использование водных ресурсов» означает неистощимость, экономность, эффективность, благоразумность, включая организованные способы извлечения полезных свойств водных объектов» [9, С. 25]. Отметим, что в Законе об охране окружающей среды [4] вопросам рационального использования охраны окружающей среды посвящена глава 7, которая закрепляет требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Водные объекты искусственного происхождения могут иметь различные природные характеристики, а также обладать всеми признаками объекта негативного воздействия, предполагающими необходимость квалификации таких объектов не в качестве объекта охраны, а в режиме объекта негативного воздействия на окружающую среду. Таким образом, необходимо дать в ВК РФ законодательное определение понятий отдельных разновидностей водотоков и водоемов (река, ручей, озеро, водохранилище, пруд, русловой пруд, обводненный карьер). Это в свою очередь, обеспечит однозначное толкование положений закона, позволит избежать злоупотребления. Следует согласиться с Е.В. Луневой, что «в водном законодательстве не проведено разграничения рационального водопользования от «просто» водопользования, не приводящего к нарушению законодательства, не выделены правовые критерии рациональности водопользования, не проведено отличий между не-истощительным и рациональным водопользованием» [6, С. 65]. Рациональное водопользование следовало бы признавать наиболее эффективным пользованием водными ресурсами, то есть такое их использование, которое приводит к увеличению устойчивости водных экологических систем (п.14.1 ст. 1 ВК РФ). В отдельной проработке нуждается и правовое обеспечение инвестиций в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений [7]. Бесспорно, нуждается в совершенствовании правовая модель договора водопользования, предметом которого выступает акватория водного объекта. В законодательстве должны быть установлены конкретные виды деятельности, связанные с использованием акватории водного объекта. Необходимо также внести изменения в подп. 2 п. 2 ст. 11 ВК РФ, изложив данный пункт в следующей редакции: «использование акватории водного объекта в целях эксплуатации расположенных в границах водного объекта линейных и иных сооружений, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 11 Водного кодекса РФ». Передача прав по договору водопользования при реорганизации юридического лица предполагает получение согласия органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Представляется необходимым дополнить статью 19 ВК РФ пунктом 5 следующего содержания: «Передача прав по договору водопользования при реорганизации возможна по соглашению сторон. Условия пользования водным объектом при реорганизации юридического лица пересмотру не подлежат». Введение данной нормы позволит исключить переход прав в силу закона в порядке правопреемства без учета профиля деятельности образованного юридического лица. Также в законе не предусмотрены требования по проведению технико-экономического обоснования для преодоления договорных условий и ограничений водопользования. Представляется целесообразным закрепить в п.2 ст13 ВК РФ в составе обязательного перечня информации, представляемой для участия в аукционе:
– сроки и объем инвестиций в освоение водного объекта;
– обязанности водопользователя по охране водного объекта;
– условия распределения экологических рисков при осуществлении права водопользования.
Как отмечал А.С. Степаненко, «в настоящее время слабо развит механизм неотвратимого наказания за каждое нарушение водного законодательства, даже малозначительное. Между тем неоднократные малозначительные нарушения влекут за собой серьезную угрозу для водного объекта в целом» [8, С. 35]. Возникает необходимость введения нового вида наказания, который предлагается многими учеными - возложение обязанности загладить причиненный вред в натуре [5]. Для чего внести поправки в статьи УК РФ, связанные с загрязнением водной и морской среды (ст.ст. 250, 252). Представляется, что к данным статьям необходимо примечание следующего содержания: «Обязать виновного непосредственно устранить причиненный вред своими силами и возместить вред и нанесенный ущерб за свой счет».
Таким образом, современное водное законодательство является хорошей правовой базой для регулирования вопросов водопользования, однако в условиях постоянно меняющегося современного мира необходимо эту базу совершенствовать, а также принимать меры для наиболее полной реализации одного из главных принципов водного законодательства — приоритета охраны водных объектов перед их использованием.