Статья:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Демидова И.А. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 38(217). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/217/119232 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ

Демидова Ирина Александровна
магистрант, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

С начала действия Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в соответствии с его положениями в российское гражданство принято более 7,3 млн. человек [1]. Федеральный закон с учетом вносившихся в него изменений в целом обеспечивал необходимое регулирование отношений, связанных с приобретением и прекращением гражданства Российской Федерации. Тем не менее изменения, внесенные в Конституцию Российской Федерации по результатам общероссийского голосования, состоявшегося 1 июля 2020 г., обозначив приоритетные направления развития Российской Федерации, более остро поставили вопросы, накопившиеся за прошедшие со дня принятия указанного Федерального закона двадцать лет и касающиеся в том числе приобретения гражданства Российской Федерации лицами, родившимися в период существования СССР, и их детьми, гражданства детей в целом, отмены решений о приеме в гражданство Российской Федерации в связи с совершением преступлений, установления факта наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации.

В рамках современного этапа административной реформы [2, с. 489] идет совершенствование законодательства в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [3, с. 45] и реализации правового положения граждан в РФ. В настоящее время актуализировалась проблема гражданства РФ в связи с обсуждением проекта федерального закона № 49269-8 «О гражданстве РФ» [4]. Данным законопроектом предполагается регулировать отношения в области гражданства РФ, в том числе определять основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ [5, с. 14].

Автором предлагается обновить институт признания гражданином Российской Федерации, распространяющийся на более широкий круг лиц. К ним можно отнести не только граждан бывшего СССР, которые проживали на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 г. Российскими гражданами также могут быть признаны: лица, родившиеся на территории Российской Федерации (территории РСФСР) до 6 февраля 1992 г.; лица, хотя бы один из родителей которых на день рождения таких лиц являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации (территории РСФСР); военнослужащие, которые принесли присягу на верность СССР или Российской Федерации и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 г. службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией Российской Федерации и располагавшихся на территориях других государств. Наличие у этих лиц иностранного гражданства не должно являться основанием для отказа в признании их гражданами Российской Федерации.

Также автором предлагается вместо отмены решений о приеме в гражданство Российской Федерации ввести институт прекращения гражданства Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации по принятию решений о прекращении гражданства Российской Федерации в связи с добровольным волеизъявлением граждан Российской Федерации, проживающих в Российской Федерации, предлагается передать МВД России, что обеспечит применение единого механизма добровольного выхода из гражданства Российской Федерации. В отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, решения о прекращении гражданства Российской Федерации, как и ранее, будут приниматься МИДом России. Прекращение гражданства Российской Федерации по всем иным основаниям (совершение преступления, использование подложных документов и сообщение заведомо ложных сведений) подлежит обязательному согласованию с Президентом Российской Федерации. Это позволит повысить уровень защищенности граждан Российской Федерации в связи с принятием в отношении их решений о прекращении гражданства Российской Федерации и учесть все обстоятельства при принятии таких решений.

Также предлагается расширить перечень преступлений, совершение которых влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Наряду с преступлениями террористической направленности, в перечень необходимо включить некоторые тяжкие преступления против государства, а также преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Таким образом, совершенствование правового регулирования в рассматриваемой области сделает более эффективной деятельность по борьбе с преступностью, реализации целого ряда административно-правовых режимов, а также национальной безопасности в целом. При этом целесообразно расширение сравнительно-правовых исследований в рассматриваемой области [6, с. 58], что позволит получить новые знания, новые практики и расширить тем самым методологические рамки научных исследований, а также сделать более совершенными современные формы и методы государственного управления в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, что является очень важным для деятельности органов внутренних дел.

 

Список литературы:
1. Статистические сведения по миграционной ситуации // Официальный сайт МВД РФ. // URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/dejatelnost/statistics/migracionnaya/1/ (дата обращения: 01.05.2022 г.).
2. Кобзарь-Фролова М.Н. Публичная власть: система, компетенции: монография. Воронеж, 2021.
3. Редкоус В.М. О содержании административной реформы в РФ // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 14 мая 2021 г.)  / отв. ред. А.И. Каплунова. СПб., 2021.
4. Законопроект «О гражданстве Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/49269-8 (дата обращения: 16.09.2022).
5. Кобзарь-Фролова М.Н. Административно-правовое регулирование в сфере экономики (современные формы и методы): монография. Воронеж, 2021.
6. Редкоус В.М. Институт административной ответственности в обеспечении национальной безопасности (опыт России и государств-участников СНГ) // Право и государство: теория и практика. 2010. № 3 (63).