ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ
С начала действия Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в соответствии с его положениями в российское гражданство принято более 7,3 млн. человек [1]. Федеральный закон с учетом вносившихся в него изменений в целом обеспечивал необходимое регулирование отношений, связанных с приобретением и прекращением гражданства Российской Федерации. Тем не менее изменения, внесенные в Конституцию Российской Федерации по результатам общероссийского голосования, состоявшегося 1 июля 2020 г., обозначив приоритетные направления развития Российской Федерации, более остро поставили вопросы, накопившиеся за прошедшие со дня принятия указанного Федерального закона двадцать лет и касающиеся в том числе приобретения гражданства Российской Федерации лицами, родившимися в период существования СССР, и их детьми, гражданства детей в целом, отмены решений о приеме в гражданство Российской Федерации в связи с совершением преступлений, установления факта наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации.
В рамках современного этапа административной реформы [2, с. 489] идет совершенствование законодательства в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [3, с. 45] и реализации правового положения граждан в РФ. В настоящее время актуализировалась проблема гражданства РФ в связи с обсуждением проекта федерального закона № 49269-8 «О гражданстве РФ» [4]. Данным законопроектом предполагается регулировать отношения в области гражданства РФ, в том числе определять основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ [5, с. 14].
Автором предлагается обновить институт признания гражданином Российской Федерации, распространяющийся на более широкий круг лиц. К ним можно отнести не только граждан бывшего СССР, которые проживали на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 г. Российскими гражданами также могут быть признаны: лица, родившиеся на территории Российской Федерации (территории РСФСР) до 6 февраля 1992 г.; лица, хотя бы один из родителей которых на день рождения таких лиц являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории Российской Федерации (территории РСФСР); военнослужащие, которые принесли присягу на верность СССР или Российской Федерации и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 г. службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией Российской Федерации и располагавшихся на территориях других государств. Наличие у этих лиц иностранного гражданства не должно являться основанием для отказа в признании их гражданами Российской Федерации.
Также автором предлагается вместо отмены решений о приеме в гражданство Российской Федерации ввести институт прекращения гражданства Российской Федерации. Полномочия Президента Российской Федерации по принятию решений о прекращении гражданства Российской Федерации в связи с добровольным волеизъявлением граждан Российской Федерации, проживающих в Российской Федерации, предлагается передать МВД России, что обеспечит применение единого механизма добровольного выхода из гражданства Российской Федерации. В отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, решения о прекращении гражданства Российской Федерации, как и ранее, будут приниматься МИДом России. Прекращение гражданства Российской Федерации по всем иным основаниям (совершение преступления, использование подложных документов и сообщение заведомо ложных сведений) подлежит обязательному согласованию с Президентом Российской Федерации. Это позволит повысить уровень защищенности граждан Российской Федерации в связи с принятием в отношении их решений о прекращении гражданства Российской Федерации и учесть все обстоятельства при принятии таких решений.
Также предлагается расширить перечень преступлений, совершение которых влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Наряду с преступлениями террористической направленности, в перечень необходимо включить некоторые тяжкие преступления против государства, а также преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Таким образом, совершенствование правового регулирования в рассматриваемой области сделает более эффективной деятельность по борьбе с преступностью, реализации целого ряда административно-правовых режимов, а также национальной безопасности в целом. При этом целесообразно расширение сравнительно-правовых исследований в рассматриваемой области [6, с. 58], что позволит получить новые знания, новые практики и расширить тем самым методологические рамки научных исследований, а также сделать более совершенными современные формы и методы государственного управления в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, что является очень важным для деятельности органов внутренних дел.