Статья:

ВОИНСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(229)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Трыков Д.Е. ВОИНСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 6(229). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/229/123766 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОИНСКИЙ УЧЕТ В ОРГАНИЗАЦИИ

Трыков Денис Евгеньевич
студент, филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА, РФ, г. Калининград
Панькина Инга Юрьевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА, РФ, г. Калининград

 

Введение

В каждой российской организации, в штате которой числятся военнообязанные граждане, обязан вестись военный учет. Так как к таким компаниям можно отнести большинство российских компаний, данный вопрос имеет для них довольно высокую значимость. Каким образом организация обязана вести военный учет и какие правила соблюдать, - этим вопросам посвящена настоящая научная статья.

Организация и назначение ведения учета военнообязанных

Военный учет определяется, как совокупность методик и правил, которые обеспечивают учет граждан, имеющих призывной возраст в какой-либо объединенной базе информации, последующее изменение в ней информации о регистрируемом лице, постоянное и непрерывное, последующее уточнение и поддержание актуальности данной информации. Благодаря системе военного учета компетентные органы могут отслеживать, как правильно военнообязанные граждане исполняют свой военный долг, а также выявлять случаи его неисполнения, возможно и противозаконного.

Ведение военного учета регламентировано следующими нормативно-правовыми актами:

- ФЗ «О военной обязанности и военной службе» N 53-ФЗ от 28.03.1998;

- постановлением Правительства РФ N 719 от 27.11.2006 «Положение о военном учете».

Так каково же назначение военного учета и зачем он нужен? На данный вопрос ответ можно найти в пункте 2 положения N 719, в котором формулируется цель военного учета:

- в периоды спокойной обстановки в стране, основная задача военного учета — обеспечение выполнения военного долга каждым призывником, то есть своевременное отслеживание наполняемости армии и препятствование случаям незаконного уклонения от службы;

в случаях военного конфликта или возникновения реальной угрозы безопасности государства, при помощи военного учета наделенные полномочиями органы вовремя мобилизуют военнообязанных лиц и обеспечивают потребность государственных структур в работниках;

Для того, чтобы военный учет выполнял своё предназначение, о котором сказано выше, государство должно владеть актуальной информацией о всех призывниках. В указанных целях военные комиссариаты обеспечивают учет всех призывников, запасников и лиц, которым дано право на отсрочку до достижения возраста 27 лет, а также женщин, которые получили военно-учетные специальности.

Важность данного вопроса была подтверждена, когда была объявлена частичная мобилизация в России 21.09.2022.

В указанных целях закон обязывает всех мужчин в году, когда достигают возраста 17 лет, являться в военный комиссариат для прохождения первой регистрации на военный учет. В процессе регистрации специально назначенная комиссия определяет, в какой степени (без ограничения или с ограничением) пригоден человек к прохождению военной службы в армии.

За функционирование данного механизма военного учета отвечают крупные ведомства (Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности), а также органы власти субъектового и местного уровней управления и организации.

Так кем же конкретно осуществляется ведение военного учета по военнообязанным гражданам? Как мной было сказано ранее, этим занимаются военные комиссариаты (или, если таковые отсутствуют на определенной территории, местные органы управления). Если гражданин призывного возраста работает в какой-нибудь организации, то данная организация должна осуществлять военный учет.

Замечу, что организовать ведение военного учета необходимо по всем военнообязанным лицам, а не только по гражданам призывного возраста, которые работают в организации. Законом N 53-ФЗ к таким категориям отнесены:

лица, которые были уволены из армии (в запас);

лица, которые имеют отсрочку, или по каким-нибудь причинам не успели пройти военную службу до достижения 27 лет;

лица, прошедшие альтернативную службу;

женщины, которым присвоены военно-учетные специальности.

Генеральным штабом Минобороны России 11.07.2017 утверждены Методические рекомендации по осуществлению военного учета в организациях. Данными рекомендациями определены правила и порядок, которыми должны руководствоваться организации.

Для ведения военного учета организации, как и военные комиссариаты, получают, обобщают и постоянно актуализируют информацию о военнообязанных работниках в рамках исполнения ими своего военного долга. Также, одной из основных целей военного учета является понимание, насколько организация будет обеспечена работниками в случае возникновения военного конфликта или объявления мобилизации.

Ведение военного учета в организации осуществляется специалистами, количество которых зависит от числа учитываемых военнообязанных граждан. Если в организации работает менее полутора тысяч граждан, то учет осуществляется одним специалистом, и то по совместительству.

Для документального закрепления ведения военного учета в организации, издается приказ (распоряжение) о порядке военного учета, в котором определяется, на кого возлагается обязанность ведения военного учета.

Ведение военного учета в организациях

Подробный перечень функционала, который вменяется работникам, занимающимся учетом военнообязанных работников в организации, закрепляется с помощью издания инструкции по осуществлению военного учета.

Данная инструкция устанавливает требования к должностному лицу, которое занимается ведением учета военнообязанных, в том числе, требования к знанию конкретного законодательства. Одновременно, инструкцией устанавливаются обязанность и право работника, ведущего военный учет в организации, а также меры ответственности за возможные нарушения учета.

В целях правильного осуществления военного учета организация должна утвердить план работ на период (согласуется с военным комиссариатом), в котором, в том числе, необходимо отразить все мероприятия по учету работников и срок их исполнения.

Документы, которыми оформляется ведение военного учета военнообязанных граждан в организациях, их форму и критерии составления и хранения установлены Минобороны России в пункте 27 Положения N 719. Основанием являются следующие документы:

приписное св-во — для граждан, не прошедших военную службу;

военный билет — для военнообязанных граждан, находящихся в запасе.

При приеме на работу должностное лицо, отвечающее за учет, осуществляет контроль полноты наличия и правильности оформления документов. В случае обнаружения недостатков сообщает в военный комиссариат.

Уполномоченное должностное в организации должно отслеживать полноту и актуальность сведений о работниках, которые подлежат военному учету. Для этого на каждого военнообязанного работника заводится индивидуальная карточка, в которой указываются все данные: семейное семья, должность, образование, регистрация и т. п.

В случае, когда работнику приходит повестка из военного комиссариата, организация оповещает его, а также способствует своевременной явке в военный комиссариат. В случае устройства на работу женщины, имеющей военно-учетную специальность, организация направляет ее в военный комиссариат для первичного учета.

Помимо этого, организация разъясняет своим работникам порядок действий при объявлении мобилизации, а также ответственность за неисполнение данных обязанностей.

Также важным пунктом действий должностных лиц, осуществляющих военный учет, является закрепление (бронирование) требуемых специалистов за организацией на период военных действий.

Организация отчитывается перед военным комиссариатом путем направления сведений о приеме на работу или увольнении военнообязанных работников, изменениях в информации о них, сообщения числа работников 15-16 летнего возраста.

Сверка с военным комиссариатом проводится не реже, чем один раз в году.

Ответственность организации за нарушение порядка военного учета

Ведение военного учета в организации является обязанностью, за неправильного исполнение которой законодателем предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа.

Заключение

Организация качественного и достоверного военного учета в Российской Федерации является важнейшим аспектом обеспечения обороноспособности государства. Объявленная в 2022 году частичная мобилизация наглядно доказала данный факт. Те недостатки, которые были выявлены при ее проведении, лишь показывают необходимость осуществления постоянного, возможно с применением более строгих мер за допущенные нарушения, контроля за осуществлением ведения военного учета.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон N 53-ФЗ от 28.03.1998 
2. Постановление Правительства РФ N 719 от 27.11.2006 
3. КоАП РФ