Статья:

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИМОТИВИРОВАННЫХ СЛОВ В ШКОЛЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(229)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шабыкова К.И. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИМОТИВИРОВАННЫХ СЛОВ В ШКОЛЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 6(229). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/229/123828 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛИМОТИВИРОВАННЫХ СЛОВ В ШКОЛЕ

Шабыкова Ксения Игоревна
студент, Марийский государственный университет, РФ, г. Йошкар-Ола

 

Основной формой государственной итоговой аттестации по образовательным программам в системе среднего (полного) общего образования является Единый государственный экзамен (ЕГЭ), узаконенный и централизованно проводимый на всей территории Российской Федерации. Основной целью ЕГЭ является формирование объективной и независимой оценки подготовки выпускников образовательного учреждения. Также, посредством сдачи ЕГЭ возможно действительно объективно оценить качество общего образования. Так, по данным Рособрнадзора, выпускники школ в 2022 году продемонстрировали снижение показателей среднего балла на Едином госэкзамене по русскому языку.

Важно понимать, что подготовка к сдаче ЕГЭ должна начинаться заблаговременно, в 10-ом классе, путем целенаправленного повторения. Вероятно, тех теоретических знаний, полученных при изучении материала в 5-9 классах, будет недостаточно, а учитель старших классов испытает нужду в углублении и дополнении пройденных тем.

Так, например, раздел «Морфемика и словообразование» в структуре ЕГЭ представлен всего одним заданием (В1). Тем не менее, все задания части 2 (В1—В8) относятся к высокому уровню сложности, и каждый учитель осознает, на сколько трудным является выполнение этих заданий для ученика. Определим основные причины возникновения данных трудностей. Первое, что хочется отметить, это то, что состав слова (морфемика) в общем виде начинают рассматривать во 2-ом классе при помощи простых упражнений: например, выделение окончания и корня в слове, или определение одной приставки, корня и окончания и т.п. Во-вторых, успешное и действенное усвоение знаний учащихся о морфемике и словообразовании предполагает «наличие у школьников достаточно развитого абстрактного мышления и умения наблюдать факты языка, анализировать их с тем, чтобы делать самостоятельно (при направляющем руководстве учителя) и осознанно выводы и обобщения» [1].

В 5-6 классе изучаются основные способы образования слов в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, а также сложение и переход от одной части речи в другую как способ словообразования. При изучении состава слова и словообразования в разных учебниках русского языка предлагается различный объем словообразовательных упражнений, отличается и глубина наблюдений за словообразовательными процессами в русском языке, словообразовательным значением морфем, словообразовательными связями между образованными друг от друга словами. В статье «Актуальные проблемы методики словообразовательной работы в начальной школе ФГБОУ» [2] Е. Г. Мережко отмечает, что «вместе с тем, словообразовательный анализ как вид языкового анализа в начальной школе еще не введен как обязательный вид разбора. Это приводит к тому, что далеко не все учителя обращаются к данному виду языкового анализа на уроках русского языка».

Нужно также отметить отличие между алгоритмом словообразовательного анализа, представленного учебниках русского языка за 2-6 классы, и алгоритмом словообразовательного анализа, который предлагается в учебном пособии М.Ф. Шацкой «Современные проблемы русского языка» [5, с. 34] для студентов-филологов, преподавателей вузов, лицеев, гимназий и педагогических колледжей. Наблюдается значительное упрощение схемы словообразовательного анализа, предлагаемого в школе. Разумеется раздел «Морфемика и словообразование» в школе составлен с учетом возрастных особенностей младших школьников, т.к. в возрасте 10-12 лет возможно дать самое общее представление о словообразовательной структуре слова в русском языке и рассмотреть наиболее характерные для русского языка наглядные примеры словообразовательного и морфемного разбора слов.

Своевременное изучение сложных случаев словообразования (на примере полиструктурных слов) в средних и старших классах формирует необходимые знания и умения для успешного решения задания ЕГЭ по теме «Морфемика и словообразование», относящегося к высокому уровню сложности.

Каким образом мы можем внедрить идею изучения полимотивированных слов в школе? 

  1. Метод проектов.

В рамках перехода на ФГОС начального и основного общего образования нового поколения особую актуальность приобретает формирование у обучающихся метапредметной компетенции и универсальных учебных действий, а также достижение определенного набора личностных результатов. Одним из эффективных инструментов, которые помогут учителю успешно реализовать данные требования на уроках русского языка, является внедрение проектной работы в образовательный процесс. Русский язык как учебный предмет – плодотворная почва для проектной деятельности.

Примерные темы проектных работ для 7-11 класса по русскому языку (выполняются индивидуально, в паре или группе):

  1. «Бабушкин сундучок» – поиск слов с множественной мотивацией в произведениях народного творчества.
  2. «Книжка-малышка» – создание книги с рисунками, загадками, ребусами по теме словообразования.
  3. «Мой словарик ошибок» – словарь-справочник трудных для словообразовательного анализа слов.
  1. Внеклассные мероприятия.

Как показывает практика, учитель бывает ограничен в учебном процессе рамками времени, плана, формы урока и не всегда может уделить должное внимание коммуникативной составляющей. Поэтому внеклассная работа по предмету – это ключ к развитию творческих и коммуникативных способностей обучающихся. Она позволяет им совершенствовать свои навыки общения, культуру речи; активизирует их мыслительные и творческие способности.

Внеклассные мероприятия по русскому языку, проводимые в школе и за ее пределами, пробуждают у обучающихся интерес к изучению явления множественной мотивации слов, воспитывают у них любознательность, зоркость к элементам языка, повышают речевую культуру школьников, в целом развивая их коммуникативную компетенцию.

Примерные темы внеклассных мероприятий по русскому языку:

  1. «Самое сильное звено» – интеллектуальная игра по теме словообразования. Цель мероприятия: выявление знатоков русского языка по теме «Морфемика и словообразование».
  2. «День словаря». Цель: познакомить обучающихся со «Школьным словообразовательным словарём русского языка» [4] и словарём-справочником «Все трудности русского словообразования» А. Н. Тихонова [3]; показать их назначение, выработать навыки работы со словарями.
  3. Диспут «Трудности словообразовательного анализа». Цель: выявление современных проблем изучения русского языка на примере полиструктурных слов; определение путей решения проблем.

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение полиструктурных слов в школе возможно с помощью метода проектов, а также на внеклассных мероприятиях. Метод проектов обеспечивает активную позицию обучающихся в учении, формирует общественные умения, навыки и компетенции, развивает познавательный интерес обучающихся, проводит связь обучения с жизнью. Внеклассные мероприятия по русскому языку, проводимые в школе и за ее пределами, пробуждают у обучающихся интерес к изучению явления множественной мотивации слов, воспитывают у них любознательность, зоркость к элементам языка, повышают речевую культуру школьников, в целом развивая их коммуникативную компетенцию.

 

Список литературы:
1. Агаркова Н. Г. Обучение письму как основа для речевого развития младшего школьника. М.: Академкнига / Учебник, 1990. 208 с. - с. 12
2. Мережко Е. Г. Актуальные проблемы методики словообразовательной работы в начальной школе ФГБОУ ВО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского» (Россия, Саратов) // Тенденции развития науки и образования, 2020. – С. 61-64.
3. Тихонов А. Н. Все трудности русского словообразования. Словарь-справочник : ок. 10 000 словарных ст. / А. Н. Тихонов, Т. Л. Беркович. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 814, [2] 366 с.
4. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Издательство: Цитадель, 2012. – 576 с.
5. Шацкая М. Ф. Современные проблемы русского языка. Словообразование и морфология: учеб. пособие – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА : Наука, 2014. – 152 с.