Статья:

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(331)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Хайбулина Е.А. РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 22(331). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/331/174773 (дата обращения: 18.07.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Хайбулина Евгения Алексеевна
студент, Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда
Сюй-Фу-Шун Наталья Валентиновна
научный руководитель, старший преподаватель, Карагандинский университет имени академика Е.А. Букетова, Казахстан, г. Караганда

 

В современном образовании всё больше внимания уделяется интеллектуальному развитию детей, однако значительная часть учеников сталкивается с трудностями в усвоении учебного материала. Особую категорию составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР) — состоянием, характеризующимся отставанием в развитии психических функций, таких как память, внимание, речь, мышление и самоконтроль. Для таких детей характерны слабая учебная мотивация, низкий уровень саморегуляции и трудности в освоении школьной программы.

Мышление является одним из важнейших когнитивных процессов, обеспечивающих анализ, обобщение и решение задач. У детей с ЗПР наблюдается преобладание наглядно-действенного мышления, в то время как образное и тем более абстрактно-логическое мышление развито слабо. Они испытывают трудности в анализе, синтезе, сравнении, выделении главного и классификации. Мышление этих детей часто фрагментарно, неустойчиво и подвержено импульсивности.

Несмотря на трудности, развитие мышления у детей с ЗПР возможно и крайне важно. Оно способствует формированию самостоятельности, улучшению социальной адаптации и успешному освоению учебной программы. Одним из наиболее эффективных предметов для развития мышления выступает естествознание. Этот курс позволяет формировать представления об окружающем мире на основе реальных объектов и явлений, что особенно важно для детей с ЗПР, у которых лучше развиты практические и наглядные формы познания.

Уроки естествознания включают большое количество наглядного материала (муляжи, макеты, карты, чучела, видеоматериалы), что делает обучение более доступным. Также значительную роль играют эксперименты и наблюдения, которые активизируют познавательную деятельность и развивают наглядно-образное мышление.

Для успешного развития мышления на уроках естествознания необходимо использовать специальные методы, адаптированные под особенности детей с ЗПР. К ним относятся:

  • Наглядные пособия — яркие, крупные, максимально приближённые к реальности;
  • Игры — дидактические («Найди пару», «Что лишнее?»), ролевые («Учёные в лаборатории»), сенсорные (игры с природными материалами), экспериментальные;
  • Практические задания — сравнение растений, классификация животных, объяснение природных явлений, решение простых экологических задач.

Эффективность обучения повышается при многократном повторении материала в разных формах: играх, беседах, практических упражнениях. Это помогает закрепить знания и перенести их в другие учебные и жизненные ситуации.

При организации уроков необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка: уровень развития, темп усвоения информации, интересы. Учитель должен гибко адаптировать задания, методы и подходы, создавая условия для постепенного перехода от простых операций к более сложным формам мышления.

Таким образом, грамотно организованные уроки естествознания способны значительно повлиять на развитие мышления у детей с ЗПР. Они помогают формировать базовые представления о мире, развивают аналитические и практические навыки, способствуют успешной социализации и обучению.

 

Список литературы:
1. Семейный центр неврологии и педиатрии /Задержка психического развития - ЗПР у детей (Дата обращения: 16. 11.2024)URL: https://detmed.ru/
2. Московский институт коррекционной педагогики/ Особенности мышления у детей с диагнозом ЗПР (Дата обращения: 19. 11.2024) URL: https://www.defectologiya.pro/
3. Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования / Типовая учебная программа по учебному предмету «Естествознание» для обучающихся с задержкой психического развития 0-4 классов уровня начального образования по обновленному содержанию/  Приложение 63 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от «5» февраля 2020 года № 51 Приложение 608 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115 // Информационный портал ННПЦ / (Дата обращения: 16. 11.2024) URL: https://special-edu.kz/