Статья:

Исследование адаптации иностранных студентов к обучению в вузе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(23)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Муртазина Р.И., Шагивалеева Г.Р. Исследование адаптации иностранных студентов к обучению в вузе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 2(23). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/23/30403 (дата обращения: 30.06.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование адаптации иностранных студентов к обучению в вузе

Муртазина Румия Ильдаровна
студент, Елабужский институт КФУ, РФ, г. Елабуга
Шагивалеева Гузалия Расиховна
канд. психол. наук, доцент, Елабужский институт КФУ, РФ, г. Елабуга

 

Относительно недавно Россия вошла во всемирную торговую организацию, что не могло не сказаться и на системе образования. Данный факт нацеливает на использование потенциальных возможностей системы образования с целью повышения мирового рейтинга. Это обеспечивает повышение конкурентоспособности российского образования, следовательно, вызывает приток иностранных студентов для обучения в российский вузах.

Адаптация к новому образовательному пространству и к новой иноязычной среде – это актуальные проблемы иностранных студентов, с которыми они сталкиваются с вхождением в новое общество, имеющий свои культурно-детерминированные реалии. Процесс адаптации первокурсников является процессом активного включения в новую образовательную среду, в результате которого решаются задачи формирования интереса у студентов к обучению, развитие способностей личности к самоорганизации своей деятельности

С началом обучения в высшем учебном заведении связано много трудностей. Причина этого ‒ процесс адаптации иностранного студента к другой культуре и условиям проживания, акклиматизация. Со временем иностранные студенты адаптируются, но многие студенты на протяжении всего дальнейшего обучения продолжают жаловаться на усталость, плохое самочувствие, депрессию. Считается, что это может быть связано: а) с проблемами в изучении русского языка; б) с другой системой образования; в) с эмоционально-психологическим состоянием студентов. Процесс профессионального становления и личностного самоопределения зависит от того, насколько быстро и успешно адаптируются студенты. Иностранные студенты нуждаются в особой помощи в преодолении трудностей, возникающих у них при обучении в контексте российской системы образования. Оказавшись в условиях новой среды, молодые люди испытывают чувство одиночества, чувство беспомощности, чувство тревоги из-за неспособности справиться с ситуацией. Новые условия часто вызывают эмоциональный и физический дискомфорт [1, с. 276].

Адаптация иностранного студента − это сложный, динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно-мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми для него условиями. Для этого требуется огромные затраты физических и психологических ресурсов человека [2, с. 56-58].

Одной из причин адаптации первокурсников является их тревожность. Тревожность часто рассматривается как фактор, системообразующий признак дезадаптации, как одна из причин социальной дезадаптации, как характеристика протекания процесса адаптивности. С другой стороны, социальная адаптация изучается как важное обстоятельство благополучия личности, в частности влияющее на формирование тревожности. Все это обосновывает выявленную нами тесную взаимосвязь  этих двух аспектов.

Целью нашего исследования является выявление адаптации иностранных студентов к обучению в вузе. Выборку составили иностранные студенты − юноши и девушки первого курса в количестве 50 человек.

В ходе эмпирического исследования нами были использованы следующие методики: опросник К.Роджерса и Р.Даймонда «Шкала социально - психологической адаптированности», тест Ч.Д. Спилбергера - Ханина «Определение уровня тревожности».

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что существуют различия показателей социально-психологической адаптации иностранных студентов – юношей и девушек:

Адаптация (A). Девушки адаптируются лучше (70 %), чем юноши (50 %). Девушки более коммуникабельны и быстрее идут на контакт, что заметно упрощает процесс приспособления к обучению. Профессор педагогики и психологии С.И. Самыгин говорит о том, что: «Женское начало (в рамках человеческой популяции) призвано обеспечивать неизменность потомства от поколения к поколению, т.е. оно ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков. Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики» [3, с. 35].

Самоприятие (S). Самоприятие у девушек хорошее (70 %). Это значит, что они удовлетворены собой, своей личностью, они уверены, что могут понравиться окружающим, интересны и привлекательны для других как личность. Показатели самоприятия у юношей невысокие (60%). Это означает, что не все удовлетворены собой, не уверены в своих возможностях.

Приятие других (R). У девушек и юношей (60 %). У них присутствует критичность к окружающим. Они склонны давать как положительные, так и отрицательные оценки их личности и особенности поведения.

Эмоциональная комфортность (E). И у юношей, и у девушек низкие показатели (60%). Это связано с тем, что они тревожны, обеспокоены и напряжены. Они обладают некоторой эмоциональной неуравновешанностью. Возможно, они не удовлетворены окружающей действительностью и пессимистично воспринимают окружающую действительность [4, c. 77].

Интернальность (I). Девушки имеют более высокий показатель интернальности (60%), чем юноши (50 %) тем самым показывая, что они более требовательны к себе. Это означает, что все происходящие явления они пропускают сквозь призму собственных возможностей.

Доминирование (D). У всех опрошенных первокурсников умеренное стремление влиять на других (50 %). Они умеют  убеждать в своем мнении, отстаивать свои позиции, но это может сочетаться и с определенной уступчивостью и податливостью внешнему миру.

Исходя из полученных результатов по методике Спилбергера - Ханина «Определение уровня тревожности», мы можем отметить, что уровни тревожности у иностранных студентов - юношей и девушек различны: у 57% юношей высокий уровень ситуативной тревожности и у 52% - личностный, в то время как 19% девушек имеют высокий уровень ситуативной тревожности, и у 19% - личностный уровень тревожности. Таким образом, имеются различия в показателях уровня тревожности между юношами и девушками. Студентам с высоким уровнем тревожности намного сложнее приспособиться к окружающей их новой среде и к новому коллективу. Первокурсники с высоким показателем уровня тревожности могут быть не удовлетворены собой, не уверены в себе, склонны к стрессовым состояниям или могут просто замкнуться. Несомненно, все это неблагополучно влияет на их адаптацию в высшем учебном заведении.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) имеется тесная взаимосвязь между уровнем адаптации и уровнем тревожности, то есть чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень адаптации;

2) существуют различия показателей социально-психологической адаптации иностранных студентов – юношей и девушек;

3) уровни тревожности у иностранных студентов - юношей и девушек различны.

Полученные результаты говорят о необходимости применения психолого-педагогическими службами дифференциированного подхода в работе с иностранными студентами.

Учитывая опыт российских педагогов в работе с зарубежными студентами и с учетом проведенного психологического исследованания, можно предложить следующие рекомендации по преодолению иностранными первокурсниками барьеров на этапе учебно-дидактической адаптации:

1) преподавателям и службам психолого-педагогической поддержки следует:

• прибегать к форме обучения в виде микрогрупп из студентов-соотечественников, разделяя учебные функции среди студентов в соответствии с уровнем знаний того или аспекта изучаемого явления, способностями к устному или письменному изложению освоенного учебного материала членам микрогруппы;

• беря во мнимание этнопсихологические особенности иностранных студентов включать в совместную работу русскоязычного студента, владеющего прочными знаниями по предмету и организаторскими способностями, контролирующего успешность деятельности иностранных студентов при изучении темы, освоение ими терминологического аппарата с учетом родного языка студентов и формирования индивидуальных словарей с накоплением запаса профессионального понятийного аппарата [5, c. 267-283];

• применять дифференцированный подход в ходе работы с иностранными студентами;

• обогащать социально-культурную сферу жизнедеятельности иностранных студентов за рамки учебного процесса в пределах учебного заведения [6, c. 45-49];

2) иностранным студентам следует:

• использовать толковые и этимологические словари иностранных слов;

• использовать параллельно расположенные учебные тексты, изложенные на двух языках, один из которых русский, другой родной язык студента или язык-посредник;

• практиковать переводы учебных, профессиональных текстов как эффективный метод семантизации содержания;

• пользоваться методиками по самообучению и самовоспитанию студентов для преодоления коммуникативных и социальных барьеров [7, c. 296-298].

Таким образом, процесс адаптации важен для студента. Важность проблемы адаптации иностранных учащихся в российских вузах определяется задачами их дальнейшего эффективного обучения как будущих специалистов. Успешная и быстрая адаптация помогает быстро включиться в учебный процесс и способствует повышению качества подготовки студентов в вузе. Следовательно, для повышения конкурентоспособности российских вузов в сфере международного процесса обучения иностранных граждан необходима положительная динамика в социальной адаптации иностранных студентов, как в процессе обучения, как и в процессе жизнедеятельности.

 

Список литературы:
1. Соколова И.М. Методы исследования адаптации студентов /И.М. Соколова. – Харьков: 2001. – С. 276.
2. Италиазова А., Еремина Н.К. Проблема адаптации иностранных студентов в российских вузах / А. Италиазова, Н.К. Еремина //2 межвузовская научно – практическая конференция иностранных студентов. – 2013. –  С. 56-58.
3. Самыгин С. И. Психология и педагогика /С.И Самыгин. – М.: Кнорус, 2016. – С. 35.
4. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и проблемы социальной адаптации студенто // Материалы X Международной научно-практической конференции. « Современные научные достижения» - Прага, Чешская Республика: «Education and Science». - 2014. – 96 c.
5. Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН) /М.И Витковская, И.В. Троцук //Вестник РУДН. – 2005. – № 6/7. – С. 267-283.
6. Тихонова Е.Г. Особенности адаптации иностранных студентов в вузе региона /Е.Г. Тихонова // Регионология. – 2010. – № 2. – С. 45-49.
7. Мифтахова Н.Ш., Газизов М.Б. Педагогические наблюдения за учебной деятельностью иностранных студентов и рекомендации по их адаптации к обучению в исследовательском университете /Н.Ш. Мифтахова, М.Б. Газизов //Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – № 14 – С. 296-298.