ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(234)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(234)
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ
Стремление изучить эмоциональные процессы не ослабевает на протяжении всего периода существования науки психологии. Обращаясь к истории, мы заметим, что с древнегреческого периода и до первой половины ХХI века, насчитывается 20 направлений в понимании эмоционального состояния человека. [Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д., 1991]
Выготский выделяет одно из главных функциональных значений эмоций « в выделении в образе окружающей среды личностно значимых элементов и побуждении субъекта деятельности по отношению к этим объектам. Отдельным подклассам эмоциональных явлений оценка свойственна не в одинаковой степени, что определяет функции эмоций в целом».[1,c.48-49]
Основным свойством эмоции является «окрашивание», субъективное «оценивание» различной формы содержания, что делает её уникальным специфическим психологическим явлением.
Особо пристальное внимание изучение эмоциональных явлений приходится на вторую половину ХХ века. Такие учёные как Г.А. Фортунатов, А.Г. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Запорожец исследовали роль эмоций в жизни человека, в становлении и развитие его личности, в его социализации.
О.А. Орехова выделяет целый ряд факторов, позволяющих определить сущность понятия эмоций[6,c.10]
- Эмоции – осложнение нервного процесса, начало собственного психического отражения. Всё. Что без эмоций.- высшая нервная деятельность или болезнь.
- Развитие эмоций человека не ограничиваются окультуриванием эмоциональных проявлений. Развиваются (или не развиваются) новые высшие социальные эмоции, сопровождающие человека на жизненном пути.
- Социальные эмоции направляют развитие личности человека, структурируют личностные новообразования, определяют его поступки и деятельность, в том числе-отклоняющиеся.
Е.П. Ильин предлагает рассматривать эмоцию как дифференцированную оценку различных ситуаций. « В отличие от эмоционального тона, который даёт общественную оценку (нравится-не нравится, приятно - неприятно), эмоции более тонко показывают значение той или иной ситуации» [2,с.52]. В.Н.Мясищев предлагал определять эмоцию как форму отношения к миру, принимать тот факт, что у эмоции есть своя история и путь развития [5]. А высшие социальные эмоции, подлинные чувства при определённых условиях закладываются уже в пятилетнем возрасте и становятся основанием для закладывания личностных установок. Это подчёркивает особую значимость развития эмоциональных процессов в становлении личности, особенно в раннем детском возрасте.
В самом начале жизненного пути у ребёнка проявляются базовые, полученные наследственным путём, эмоции гнева и обиды, а уже ко второму месяцу жизни присоединяются эмоции радости и страха. К концу первого года жизни – удивление и возмущение. Эти фундаментальные эмоции составляют основу для формирования в дальнейшем развитой эмоциональной системы. Дальнейшее развитие новых эмоциональных состояний зависит от индивидуального переноса на новые жизненные ситуации.
Начальный опыт оценочного отношения к внешнему миру ребёнок заимствует у окружающих его взрослых. Позже, присоединяя к ним собственные ощущения и базовые эмоции, он закладывает собственную систему аффективных оценок. Л.С. Выготский выделил основополагающим принципом регуляции психических процессов именно связь между интеллектом и аффектом. «…Детерминистический анализ мышления необходимо предполагает вскрытие движущихся мотивов мысли, потребностей и интересов, побуждений и тенденций , которые направляют движение мысли в ту или иную сторону[1,с.21]. А.Н. Леонтьев в своих работах рассматривал мышление как деятельность, имеющую «аффективную регуляцию, непосредственно выражающую её пристрастность» [3,с.21]. О.К. Тихомиров в своей работе « Психология мышления» развивает эту тему в рамках деятельного подхода и смысловой теории мышления.
По мере того как происходит развитие ребёнка, появляется новая социальная целесообразность. Она диктует не только варианты внешнего проявления переживаний, становление проявления культуры, но приобретённое умение контроля своих переживаний. Культура и ментальность общества транслирует человеку доступные нормы поведения, регуляцию проявления своих истинных чувств и эмоций. По мере социализации эмоции возникают новые сложные человеческие чувства- патриотизм, честь, эмпатия, справедливость, чувство прекрасного, ответственность. солидарность. Все эти высшие социальные эмоции присущи только человеку и не возможны в животном мире.
Четких границ между эмоциями и чувствами не всегда можно выявить. В разных научных подходах эти термины имеют различную трактовку. Со стороны педагогики и психологии эмоции и чувства рассматриваются через призму воспитания, идеологии, деятельности человека. Со стороны физиологии высшей неровной деятельности А.Н. Лук определяет различие между эмоциями и чувствами как «степень участия корковых и особенно второсигнальных процессов» [4,с.17]. Он говорит о тесном проникновении некоторых чувств в умственную деятельность человека, об их полном симбиозе. В связи с этим Лук предлагает классификацию эмоций и чувств по физиологическому признаку.
Таблица 1.
Классификация эмоций и чувств по А.Н. Луку
Высшие эмоции |
||
Социальные чувства |
Эстетические чувства |
Чувства, связанные с понятием собственности |
Справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, трудовой энтузиазм, творческое вдохновение |
Чувства: прекрасного, возвышенного, трагического, комического. |
Чувства собственности (обладания), чувство лишения, стяжательство, бескорыстие |
Эмоции промежуточного этажа |
||
Положительные |
Отрицательные |
Нейтральные |
Злорадство |
Сострадание |
Удивление |
Низшие эмоции |
||
Голод, жажда |
Боль |
Усталость |
Данная классификация затрагивает только физиологические параметры и не рассматривает моральные и нравственные стороны.
Другая классификация берёт за основу сферу социальных явлений, которые становятся объектом высших чувств человека. К.К. Платонов и П.А. Рудик предлагают разделить чувства на три группы: нравственные, интеллектуальные и эстетические. В этой классификации также представлены положительные и отрицательные чувства. Положительные чувства (дружба, жалость, нежность, патриотизм, долг и т.д.) и отрицательные чувства (эгоизм, зависть, злорадство, ненависть и т.д.) определяются через призму нравственности и моральных принципов общества.
Выделяют так же интеллектуальные чувства, к которым К.К. Платонов относит любознательность, любопытство, заинтересованность, удивление, сомнение, чувство уверенности. Все эти чувства связаны с познавательной деятельностью человека и рассматриваются с психолого - педагогической направленности
Все перечисленные подходы свидетельствуют о том, что вопрос о едином составе чувств и эмоций остаётся открытым. Сложным остаётся и дифференциация понятий чувств и эмоций, так как одно и то же психическое явление может выступать как кратковременная эмоция, так и устойчивое социально обусловленное чувство, которое отражает значение объекта с связи с конкретными мотивами и требованиями.