ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(234)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(234)
ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Аннотация. В статье рассматриваются понятия «каллиграфия», «графический навык», «каллиграфический навык». В статье описаны подходы изучения детьми каллиграфических навыков, принципы, на которые необходимо опираться, для создания системы упражнений по формированию каллиграфических навыков в период обучения грамоте.
Ключевые слова: каллиграфия, графический навык, каллиграфический навык, младший школьник.
Одной из образовательных проблем в современной начальной школе является задача формирования каллиграфических навыков в период обучения грамоте. Каллиграфическое письмо рассматривается как основа графической грамотности письма, ребенок учится писать не только четко, но и грамотно. Следовательно, на первом этапе обучения ребенка главная задача педагога и родителей своевременно увидеть и предотвратить возможные его ошибки.
Проблеме формирования каллиграфических навыков у детей посвятили свои труды методисты, педагоги и психологи, такие как: К.Д. Ушинский, В.А. Илюхина, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.Г. Агаркова, Е.А. Потапова и др. Под определением «каллиграфия» они подразумевают умение писать устойчивым и правильным почерком.
В процессе обучения каллиграфии, человек формирует в себе каллиграфические навыки. Изучением данного понятия занимались следующие авторы: Н.Г. Агаркова, Л.Я. Желтовская, Е.В. Пивоварова.
Л.Я. Желтовская понимает под каллиграфией сложное речевое и рукодвигательное действие, требующее высокого уровня усвоения [2, с.52].
По мнению Е.В. Пивоваровой, каллиграфия – это сенсорные умения человека, связанные с учебными действиями во время письменной речи [3, с.107].
Определение «графический навык» и «каллиграфический навык» мы определяем по Н.Г. Агарковой.
Автором установлено, что «графический навык» - это совокупность содержания графики в разделе лингвистики. В свою очередь, понятие «каллиграфический навык», определяется автором как умение человека в написании правильного и стабильного текста, т.е. почерк человека не изменяется и не нарушается структура написания букв (высота, ширина, углы наклона и способ соединения букв) [1, с.14].
В своей работе мы выделили систему упражнений по формированию каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста в период обучения грамоте.
В нашей работе под системой мы будем понимать совокупность взаимосвязанных упражнений, которые направлены на формирование каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста в период обучения грамоте.
Для формирования каллиграфических навыков в период обучения грамоте важным будет являться разработка и применение системы упражнений, которая учитывает возрастные особенности учащихся и включает в себя работу над навыками каллиграфии в период обучения грамоте.
В методике обучения начальному письму выделяют два подхода изучения детьми каллиграфических навыков:
- первый подход предполагает показ учителем способов написания букв и соответствующих им элементов. Дети учатся сначала писать элементы, а после сами буквы и их соединения в слова;
- второй подход выделен в исследовательских работах В.А. Сухомлинского: учитель также производит показ буквы, но без отдельных элементов, а как целостный элемент, после дети учатся писать сразу буквы и слова. Следует понимать, что данный подход также учитывает объяснение учителем правил написания букв по установленным нормам и структурам.
Наиболее целесообразным подходом мы считаем второй, так как дети в процессе его реализации сразу формируют представления о буквах, структуре их написания, соединение нескольких букв в определенные слова. Учатся понимать соотношение звуков и букв, тем самым процесс формирования письма у детей будет протекать более эффективно, что позволит быстрее выработать у детей автоматизированное написание букв и соответственно слов.
Изучая психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, мы выявили некоторые принципы, на которые необходимо опираться, для создания системы упражнений по формированию каллиграфических навыков в период обучения грамоте:
- принцип наглядности (наглядное представление учебного материала, используя наглядные методы);
- принцип доступности (учениками должна прослеживаться точность и доступность изучаемого материала);
- принцип повторности (детям следует давать упражнения, в которых требуется множество раз повторять написание букв и их отдельных элементов, чтобы выработать мышечную память при письме);
- принцип прочности (процесс обучения каллиграфии должен быть непрерывным, чтобы избежать регрессии каллиграфических навыков у учащихся).
Соблюдение вышеперечисленных принципов по проведению и организации учебного процесса по каллиграфии, позволит качественно и эффективно сформировать систему упражнений по формированию каллиграфических навыков у младших школьников.
Чтобы помочь учащимся в формировании каллиграфических навыков нами были выделены следующие оптимальные упражнения, которые могут быть использованы как на уроках русского языка, так и в домашних условиях:
- «Графический диктант» – цель данного упражнения это совершенствовании следующих навыков: развитие моторики рук, глазомера, внимания, умения ориентироваться;
- «Рисование линий» – цель упражнения заключается в формировании умения координации движений и четкости устойчивости письма;
- «Контур фигуры» – при выполнении данного упражнения у учащихся будет формироваться и развиваться устойчивость письма;
- «Основные элементы письма» - суть упражнения заключается в практической проверке и совершенствовании основных элементов письма;
- «Буква спряталась» - данное упражнение сформирует у учащихся умение находить буквы в простых символах, а также развить навык отличий одних букв от других при их написании.
Таким образом, работа по формированию каллиграфических навыков у учащихся должна проводиться постоянно, начиная с первого года обучения в школе, так как в этот период происходит формирование представлений об элементах написания букв, соединений в словах и т.д. Нами были подобраны упражнения, выполнение которых поможет в формировании каллиграфических навыков в период обучения грамоте. Анализируя представленные упражнения, мы пришли к выводу о том, что каждое из них связано не только с развитием каллиграфических навыков, но и способствуют развитию мелкой моторики рук, умению правильно держать ручку в руке, а также развивает глазомер и композиционные навыки.