Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(234)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Знаменщикова В.В., Шалыгина М.С. ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 11(234). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/234/124655 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Знаменщикова Виктория Владимировна
студент, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова, (филиал) Тюменский государственный университет, РФ, г. Ишим
Шалыгина Маргарита Сергеевна
студент, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова, (филиал) Тюменский государственный университет, РФ, г. Ишим

 

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «каллиграфия», «графический навык», «каллиграфический навык». В статье описаны подходы изучения детьми каллиграфических навыков, принципы, на которые необходимо опираться, для создания системы упражнений по формированию каллиграфических навыков в период обучения грамоте.

 

Ключевые слова: каллиграфия, графический навык, каллиграфический навык, младший школьник.

 

Одной из образовательных проблем в современной начальной школе является задача формирования каллиграфических навыков в период обучения грамоте. Каллиграфическое письмо рассматривается как основа графической грамотности письма, ребенок учится писать не только четко, но и грамотно. Следовательно, на первом этапе обучения ребенка главная задача педагога и родителей своевременно увидеть и предотвратить возможные его ошибки.

Проблеме формирования каллиграфических навыков у детей посвятили свои труды методисты, педагоги и психологи, такие как: К.Д. Ушинский, В.А. Илюхина, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.Г. Агаркова, Е.А. Потапова и др. Под определением «каллиграфия» они подразумевают умение писать устойчивым и правильным почерком.

В процессе обучения каллиграфии, человек формирует в себе каллиграфические навыки. Изучением данного понятия занимались следующие авторы: Н.Г. Агаркова, Л.Я. Желтовская, Е.В. Пивоварова.

Л.Я. Желтовская понимает под каллиграфией сложное речевое и рукодвигательное действие, требующее высокого уровня усвоения [2, с.52].

По мнению Е.В. Пивоваровой, каллиграфия – это сенсорные умения человека, связанные с учебными действиями во время письменной речи [3, с.107].

Определение «графический навык» и «каллиграфический навык» мы определяем по Н.Г. Агарковой.

Автором установлено, что «графический навык» - это совокупность содержания графики в разделе лингвистики. В свою очередь, понятие «каллиграфический навык», определяется автором как умение человека в написании правильного и стабильного текста, т.е. почерк человека не изменяется и не нарушается структура написания букв (высота, ширина, углы наклона и способ соединения букв) [1, с.14].

В своей работе мы выделили систему упражнений по формированию каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста в период обучения грамоте.

В нашей работе под системой мы будем понимать совокупность взаимосвязанных упражнений, которые направлены на формирование каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста в период обучения грамоте.

Для формирования каллиграфических навыков в период обучения грамоте важным будет являться разработка и применение системы упражнений, которая учитывает возрастные особенности учащихся и включает в себя работу над навыками каллиграфии в период обучения грамоте.

В методике обучения начальному письму выделяют два подхода изучения детьми каллиграфических навыков:

-  первый подход предполагает показ учителем способов написания букв и соответствующих им элементов. Дети учатся сначала писать элементы, а после сами буквы и их соединения в слова;

- второй подход выделен в исследовательских работах В.А. Сухомлинского: учитель также производит показ буквы, но без отдельных элементов, а как целостный элемент, после дети учатся писать сразу буквы и слова. Следует понимать, что данный подход также учитывает объяснение учителем правил написания букв по установленным нормам и структурам.

Наиболее целесообразным подходом мы считаем второй, так как дети в процессе его реализации сразу формируют представления о буквах, структуре их написания, соединение нескольких букв в определенные слова.  Учатся понимать соотношение звуков и букв, тем самым процесс формирования письма у детей будет протекать более эффективно, что позволит быстрее выработать у детей автоматизированное написание букв и соответственно слов.

Изучая психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, мы выявили некоторые принципы, на которые необходимо опираться, для создания системы упражнений по формированию каллиграфических навыков в период обучения грамоте:

- принцип наглядности (наглядное представление учебного материала, используя наглядные методы);

- принцип доступности (учениками должна прослеживаться точность и доступность изучаемого материала);

- принцип повторности (детям следует давать упражнения, в которых требуется множество раз повторять написание букв и их отдельных элементов, чтобы выработать мышечную память при письме);

- принцип прочности (процесс обучения каллиграфии должен быть непрерывным, чтобы избежать регрессии каллиграфических навыков у учащихся).

Соблюдение вышеперечисленных принципов по проведению и организации учебного процесса по каллиграфии, позволит качественно и эффективно сформировать систему упражнений по формированию каллиграфических навыков у младших школьников.

Чтобы помочь учащимся в формировании каллиграфических навыков нами были выделены следующие оптимальные упражнения, которые могут быть использованы как на уроках русского языка, так и в домашних условиях:

  1. «Графический диктант» – цель данного упражнения это совершенствовании следующих навыков: развитие моторики рук, глазомера, внимания, умения ориентироваться;
  2. «Рисование линий» – цель упражнения заключается в формировании умения координации движений и четкости устойчивости письма;
  3. «Контур фигуры» – при выполнении данного упражнения у учащихся будет формироваться и развиваться устойчивость письма;
  4. «Основные элементы письма» - суть упражнения заключается в практической проверке и совершенствовании основных элементов письма;
  5. «Буква спряталась» - данное упражнение сформирует у учащихся умение находить буквы в простых символах, а также развить навык отличий одних букв от других при их написании.

Таким образом, работа по формированию каллиграфических навыков у учащихся должна проводиться постоянно, начиная с первого года обучения в школе, так как в этот период происходит формирование представлений об элементах написания букв, соединений в словах и т.д. Нами были подобраны упражнения, выполнение которых поможет в формировании каллиграфических навыков в период обучения грамоте. Анализируя представленные упражнения, мы пришли к выводу о том, что каждое из них связано не только с развитием каллиграфических навыков, но и способствуют развитию мелкой моторики рук, умению правильно держать ручку в руке, а также развивает глазомер и композиционные навыки.

 

Список литературы:
1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк: программа для начальной школы // Начальная школа. – 1995. – № 12. – С. 12-22.
2. Желтовская Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: пособие для учителя начальных классов / Л.Я. Желтовская, Е.Н. Соколова. – Москва: Просвещение, 1987. – 225 с.
3. Пивоварова В.Е. Методические основы формирования каллиграфических навыков у младших школьников // Проблемы и перспективы науки и образования: мат. Всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием (Санкт-Петербург, 20 апр. 2015 г.). – Санкт-Петербург, 2016. – С. 107-113.