МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ КАДРОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ВРЕМЕНИ, ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(235)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(235)
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ КАДРОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОГО ВРЕМЕНИ, ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Аннотация. Существующая в настоящее время тенденция к росту преступности в стране требует нового подхода к профессиональной подготовке кадров органов внутренних дел. Выход на качественно новый уровень их профессиональной работы невозможен без повышения стрелковой подготовленности, которая особенно необходима при задержании преступных групп и вооруженных правонарушителей. Практика показывает, что исход любой операции по пресечению преступных действий зависит от морально-волевых качеств, физической подготовленности сотрудников, их умения в совершенстве владеть табельным оружием и уверенно использовать его в сложной, быстро меняющейся психологической ситуации.
Abstract. The current trend towards an increase in crime in the country requires a new approach to the professional training of law enforcement personnel. Reaching a qualitatively new level of their professional work is impossible without increasing their shooting readiness, which is especially necessary when detaining criminal groups and armed offenders. Practice shows that the outcome of any operation to stop criminal acts depends on the moral and volitional qualities, physical fitness of employees, their ability to master the service weapon perfectly and confidently use it in a complex, rapidly changing psychological situation.
Ключевые слова: профессиональная подготовка кадров, стрелковая подготовленность, физическая подготовка сотрудников, психологическая ситуация, оружие.
Keywords: professional training of personnel, rifle readiness, physical training of employees, psychological situation, weapons.
Самым важным фактором успешного обучения стрелка, является психофизиологическое обучение, целью которого является формирование психического состояния, которое будет способствовать достижению цели, способности переводить непроизвольные эмоциональные реакции в экстремальных регулируемых ситуациях в сознании стрелка, чтобы освоить методы самостоятельной подготовки.
Сотрудники полиции несут ответственность за защиту жизни, здоровья, прав, свобод граждан, собственность, интересы общества и государства от противоправных посягательств Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Кроме того, закон дает им право применять различные меры административного принуждения лица, совершающие преступления и административные нарушения [2].
Особый интерес к теории и практике деятельности внутренних органов представляет собой право на использование огнестрельного оружия. Эта мера ограничения с одной стороны является эффективным средством защиты прав и законных интересов граждан и полицейских, с другой стороны, применение огнестрельного оружия со стороны полицейского может привести к серьезным необратимым последствиям, нанесению вреда человеку или смерть [1].
Для эффективного применения этого права сотрудники полиции обязаны владеть огнестрельным оружием. Подготовка сотрудников к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, выполняется во время огневой подготовки, со следующими задачами:
формирование необходимых навыков сотрудников во время использования оружия, стрельба в различных условиях, быстрое обнаружение цели и определение начальных настроек стрельбы, умелые действия с оружием во время стрельбы.
Способность к саморегуляции и самоуправлению когнитивных процессов подлежат дальнейшему обучению стрелка. В частности, С. Н. Сериков описывает роль саморегуляции при обучении сотрудников внутренних дел, Р. В. Скобликов отмечает баланс и стабильность среди свойств личности, которые способствуют формированию навыков для стрельбы [2].
Психофизиологическое обучение позволяет стрелку развивать способность четко осознавать отдельные элементы техники стрельбы.
Стрельба успешно анализирует возникающие в мышечно-двигательном, визуальном и других восприятиях, а также внимание и скорость реакции. Этот тип подготовки способствует приведению в готовность всего психофизического аппарата стрелка.
Психофизиологический фактор стрельбы приобретает особое значение в процессе обучения. Традиционные формы и методы практических уроков по подготовке стрельбы не полностью способствуют развитию творческой личности, прикладному мышлению, навыкам интеграции знаний в различных областях обучения как в основном направленные на освоение правильных действий с оружием и техникой точного выстрела.
Непосредственный контакт с подозреваемым, преступником, террористом зачастую сопровождается угрозой жизни и здоровью, поэтому полицейскому необходимое умение быстро ориентироваться в нужный момент с подключением возможность моторики организма и успешным использованием огнестрельного оружия.
Отметим, что лучший тренажер-это только оружие. С ростом результатов у стрелка появится уверенность в своих возможностях и возникнет глубокий интерес к освоению тонкостей стрелковой науки, что, в свою очередь, снова даст рост результатов и дополнительную уверенность в своих силах.
Если стрелок не уверен в себе, то можно ли ожидать хороших результатов, а тем более точности в реальном бою.
Овладение, совершенствование, формирование и сохранение навыков безопасного, эффективного и результативного использования огнестрельного оружия требует использования соответствующей методики проведения стрелковой подготовки. Однако реальность полицейских тренировок обычно не позволяет проводить интенсивную тренировочную стрельбу с использованием боеприпасов.
Альтернативным решением является использование современных технологий обучения. Внедрение стимулятора в тренинги полиции позволит полностью подготовить персонал к выполнению своих задач, создав потенциал знаний и опыта во многих областях, намного превышающий возможности обычного обучения.
Основой психологической подготовки стрелка должна являться идеомоторная тренировка – саморегуляция, как один из методов психорегулирующей тренировки. Известно, что самовнушение является формой воздействия стрелка по убеждению себя настраиваться на необходимые действия мотивированными доказательствами.
Для этого можно применять аутогенную тренировку, т. е. метод специальных словесных упражнений по мысленному преодолению нервного и психологического напряжения. Задача идеомоторной тренировки стрелка – мысленное воспроизведение изученных действий и приёмов, направленных на закрепление двигательных навыков, поддерживающих состояние готовности к выполнению упражнения.
Обучающийся, который владеет приёмами и методами идеомоторной тренировки, может поддерживать и совершенствовать в любой стрелковой ситуации технико-тактическую подготовленность. Важным этапом всего психологического учебно-тренировочного процесса считаются контрольные стрельбы, в которых четко проявляются психологические и эмоциональные состояния обучающегося.
Отметим, что боевая стрельба является жизненно важным навыком, который необходимо постоянно поддерживать и развивать сотрудникам правоохранительных органов.
Выделение времени и ресурсов на обучение командиров применению чередующихся методов обучения обеспечит эффективное проведение обучения. Мы должны обеспечить, чтобы при обучении была нацелена производительность для достижения результатов, а не наоборот. Это обеспечит способность сотрудников правоохранительных органов осуществлять оперативные задачи в будущем.
Можно ли добиться идеальной стрельбы и выработать способность абстрагироваться от внешних факторов? С теоретической точки зрения, возможно, но с практической могут возникнуть несколько нюансов. Выделение времени на подготовку должно отводиться равномерно, как и на оттачивание других навыков. Стресс, и прочие факторы влияют на многих людей, но истинные профессионалы способны избегать все внешние факторы и фокусироваться на достижении цели. Различные тренировки должны проводиться в соответствии с нормами, любые переработки могут отрицательно влиять на стрелка, что в дальнейшем будет негативно сказываться в критических ситуациях.
Подводя итоги, можно сказать, что стрельба в условиях ограниченного времени или плохой видимости требует огромных усилий, касаемо времени и самоотдачи стрелка. Безусловно, настоящий профессионал должен быть готов и уметь действовать при любом раскладе событий и в любое время, но чтобы достичь такого навыка владения оружия потребуется большое количество часов. Самовыдержка и самообладание способствуют достижению поставленной цели.