Статья:

Законодательные оговорки по КоАП РФ на примере административных правонарушений в сфере ЖКХ

Конференция: XXXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Грачева П.С. Законодательные оговорки по КоАП РФ на примере административных правонарушений в сфере ЖКХ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(37). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/8(37).pdf (дата обращения: 13.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 35 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Законодательные оговорки по КоАП РФ на примере административных правонарушений в сфере ЖКХ

Грачева Полина Сергеевна
магистрант, юридический факультет, Астраханский Государственный Технический Университет, РФ, г. Астрахань
Тарасова Наталья Владиславовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доц., декан юридического факультета Астраханского Государственного Технического Университета, РФ, г. Астрахань

 

Законодательная оговорка имеет широкое распространение в качестве составляющей инструментария законодательной техники. Использование в нормах законов оговорок является специфическим методом (приемом) уточнения тех или иных положений закона, и встретиться с таким методом можно абсолютно в любом законодательном акте. Не исключением является и Кодекс РФ об административных правонарушениях, который, к тому же, является одним из самых нестабильных кодексов Российской Федерации.

Исходя из вышесказанного, можно подчеркнуть особую роль законодательных оговорок, их необходимость для более четкой регламентации правовых норм.

Так как оговорок в КоАП РФ встречается достаточно много, сузим круг их рассмотрения на примере норм об административных правонарушениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Для начала следует уяснить, что под законодательной оговоркой понимается технико-юридическое средство (прием) выражения понятий, используемое в законотворчестве для конкретизации содержащегося в нормах права объема прав и обязанностей, восприятия истинного их назначения. Раскрывая смыслы своих предписаний, законодатель как бы уточняет истинную суть или направленность тех или иных нормативных велений. Лексические формы, используемые при этом, весьма многообразны [1]. Например, для уточнения объема нормативного содержания, оговорка может быть сконструирована в виде вводных слов (выражений), таких как: «включая», «в том числе», «в случае», «в частности», «а также», «за исключением случаев» и другие.

В нормах КоАП РФ, касаемых сферы ЖКХ, есть оговорки, которые сопровождаются такими вводными словами: «а также», «а равно», «если».

Для удобства классифицируем такие оговорки по назначению на:

1)  Условные, т.е. оговоренные каким-либо условием. Такие оговорки чаще всего сопровождаются вводным словом «если». Например, диспозиция статьи 7.19 КоАП РФ содержит такое административное правонарушение, как «самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, … если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния» [2]. То есть, если они не квалифицируются по УК РФ как кража (ст. 158), мошенничество (ст. 159), присвоение или растрата (ст. 160), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285) и т.п. Таким преступлением, например, может считаться выставление поддельных счетов за коммунальные услуги.

Также можно привести в пример диспозицию статьи 7.22, а именно «нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, … а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением» [2]. Под существенным изменением условий пользования можно понимать нарушения проекта переустройства или перепланировки, такие значительные изменения, как перенос дверных проемов, ликвидация каких-либо помещений, переоборудования ванных комнат и т.п.

2)  Дополняющие, т.е. предоставляющие дополнительные сведения. Такие оговорки сопровождаются вводными словами «а равно», «а также». Приведем такие примеры: диспозиция статьи 6.5 КоАП РФ, где закреплено «нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению» или диспозиция статьи 7.21 «порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению» [2]. После соответствующих вводных слов мы видим, как раз дополняющую норму оговорку в виде перечня дополнительных объектов или противоправных действий.

3)  Индивидуально-обозначенные, т.е. вынесенные за рамки одной нормы. Как правило, такие оговорки представлены в виде отдельной нормы, зависящей от предыдущей. К ним можно отнести норму части 2 статьи 13.19.2 КоАП РФ. Если в первой части этой статьи говорится о наложении административного штрафа за «неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства … либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации», то во второй части оговорено наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет за это же правонарушение, но «совершенное должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение» [2].

Приведем еще один пример такой оговорки. Так, в ч. 1 ст. 28.3 сказано, что «протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа». В ч. 2 этой же статьи мы видим оговорку, что «помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять …» и далее в пункте 1 – «должностные лица органов внутренних дел (полиции) – об административных правонарушениях, предусмотренных … статьями 7.3–7.6, статьей 7.7 (в части повреждения объектов и систем водоснабжения), статьями 7.9, 7.11–7.15.1, 7.17, 7.19, статьей 7.20 (в части самовольного подключения к централизованным системам водоснабжения), … настоящего Кодекса» [2].

Таким образом, из приведенной выше классификации, основанной на примере статей об административных правонарушениях в сфере ЖКХ из КоАП РФ, мы видим, какие разные могут быть законодательные оговорки. При этом их назначение остается единым – уточнить правовые нормы, что должно помочь приблизить их к наиболее совершенному состоянию, уменьшить пробелы в праве и конкретизировать ответственность, права и обязанности субъектов, в данном случае, административного права. Без данного приема не обошелся бы ни один законотворческий процесс, поэтому, представляется, что применение законодательных оговорок в качестве инструмента законодателя в юридической технике имеет весомое значение.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 03. 07. 2016 г.) // СЗ РФ. 2002. №1. Ст. 1; СЗ РФ. 2016. № 65. Ст. 215.
2. Словари и энциклопедии на Академике // Сайт «Академик» – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elementary_law.academic.ru/122 (Дата обращения: 06.07.2016).