Законодательные оговорки по КоАП РФ на примере административных правонарушений в сфере ЖКХ
Секция: Юриспруденция
XXXVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Законодательные оговорки по КоАП РФ на примере административных правонарушений в сфере ЖКХ
Законодательная оговорка имеет широкое распространение в качестве составляющей инструментария законодательной техники. Использование в нормах законов оговорок является специфическим методом (приемом) уточнения тех или иных положений закона, и встретиться с таким методом можно абсолютно в любом законодательном акте. Не исключением является и Кодекс РФ об административных правонарушениях, который, к тому же, является одним из самых нестабильных кодексов Российской Федерации.
Исходя из вышесказанного, можно подчеркнуть особую роль законодательных оговорок, их необходимость для более четкой регламентации правовых норм.
Так как оговорок в КоАП РФ встречается достаточно много, сузим круг их рассмотрения на примере норм об административных правонарушениях в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Для начала следует уяснить, что под законодательной оговоркой понимается технико-юридическое средство (прием) выражения понятий, используемое в законотворчестве для конкретизации содержащегося в нормах права объема прав и обязанностей, восприятия истинного их назначения. Раскрывая смыслы своих предписаний, законодатель как бы уточняет истинную суть или направленность тех или иных нормативных велений. Лексические формы, используемые при этом, весьма многообразны [1]. Например, для уточнения объема нормативного содержания, оговорка может быть сконструирована в виде вводных слов (выражений), таких как: «включая», «в том числе», «в случае», «в частности», «а также», «за исключением случаев» и другие.
В нормах КоАП РФ, касаемых сферы ЖКХ, есть оговорки, которые сопровождаются такими вводными словами: «а также», «а равно», «если».
Для удобства классифицируем такие оговорки по назначению на:
1) Условные, т.е. оговоренные каким-либо условием. Такие оговорки чаще всего сопровождаются вводным словом «если». Например, диспозиция статьи 7.19 КоАП РФ содержит такое административное правонарушение, как «самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, … если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния» [2]. То есть, если они не квалифицируются по УК РФ как кража (ст. 158), мошенничество (ст. 159), присвоение или растрата (ст. 160), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285) и т.п. Таким преступлением, например, может считаться выставление поддельных счетов за коммунальные услуги.
Также можно привести в пример диспозицию статьи 7.22, а именно «нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, … а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением» [2]. Под существенным изменением условий пользования можно понимать нарушения проекта переустройства или перепланировки, такие значительные изменения, как перенос дверных проемов, ликвидация каких-либо помещений, переоборудования ванных комнат и т.п.
2) Дополняющие, т.е. предоставляющие дополнительные сведения. Такие оговорки сопровождаются вводными словами «а равно», «а также». Приведем такие примеры: диспозиция статьи 6.5 КоАП РФ, где закреплено «нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению» или диспозиция статьи 7.21 «порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению» [2]. После соответствующих вводных слов мы видим, как раз дополняющую норму оговорку в виде перечня дополнительных объектов или противоправных действий.
3) Индивидуально-обозначенные, т.е. вынесенные за рамки одной нормы. Как правило, такие оговорки представлены в виде отдельной нормы, зависящей от предыдущей. К ним можно отнести норму части 2 статьи 13.19.2 КоАП РФ. Если в первой части этой статьи говорится о наложении административного штрафа за «неразмещение информации в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства … либо размещение информации не в полном объеме, размещение заведомо искаженной информации», то во второй части оговорено наказание в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет за это же правонарушение, но «совершенное должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение» [2].
Приведем еще один пример такой оговорки. Так, в ч. 1 ст. 28.3 сказано, что «протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа». В ч. 2 этой же статьи мы видим оговорку, что «помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять …» и далее в пункте 1 – «должностные лица органов внутренних дел (полиции) – об административных правонарушениях, предусмотренных … статьями 7.3–7.6, статьей 7.7 (в части повреждения объектов и систем водоснабжения), статьями 7.9, 7.11–7.15.1, 7.17, 7.19, статьей 7.20 (в части самовольного подключения к централизованным системам водоснабжения), … настоящего Кодекса» [2].
Таким образом, из приведенной выше классификации, основанной на примере статей об административных правонарушениях в сфере ЖКХ из КоАП РФ, мы видим, какие разные могут быть законодательные оговорки. При этом их назначение остается единым – уточнить правовые нормы, что должно помочь приблизить их к наиболее совершенному состоянию, уменьшить пробелы в праве и конкретизировать ответственность, права и обязанности субъектов, в данном случае, административного права. Без данного приема не обошелся бы ни один законотворческий процесс, поэтому, представляется, что применение законодательных оговорок в качестве инструмента законодателя в юридической технике имеет весомое значение.