Статья:

Уголовная ответственность за налоговые преступления

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Белова В.А. Уголовная ответственность за налоговые преступления // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Уголовная ответственность за налоговые преступления

Белова Валерия Александровна
студент 2 курса «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г.Саратов
Жутаев Алексей Сергеевич
научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент, «Саратовская государственная юридическая академия», РФ, г.Саратов

 

Проанализирована динамика налоговых преступлений по отраслям экономики и видам правонарушений. Рассмотрены последние изменения Уголовного кодекса относительно налоговых преступлений и данные из судебной практики.

В настоящее время налоговые правонарушения, являющиеся разновидностью экономических преступлений, приобрели в РФ настолько массовый характер, что создают реальную угрозу экономической безопасности страны. Уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов приводит к непоступлению в бюджеты всех уровней огромных денежных сумм и, как следствие, к невыполнению государством своих обязанностей по отношению к гражданам (выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, пособий отдельным категориям населения, индексация пенсий), сокращению и сворачиванию программ по развитию науки, здравоохранения, инфраструктуры и к другим негативным последствиям. По данным ФНС, собираемость налогов в России составляет 70%, а повышение этого показателя до европейского стандарта (85%) позволит дополнительно получить в бюджет 1,5 трлн. руб.

Несмотря на то, что в период 2012-2016 гг. наблюдается положительная динамика собираемости налогов и снижение совокупной задолженности в бюджетную систему РФ с 1,3 до 0,9 млрд. руб., значительно возросло количество налоговых правонарушений [1]. По оценкам экспертов, не менее 40% предприятий могут подозреваться в недоплате налогов.

Согласно статистическим данным, наибольшее количество правонарушений в крупных и особо крупных размерах выявлено в промышленности (топливно-энергетический комплекс, деревообработка, черная и цветная металлургия), торговле, строительстве, сельском хозяйстве, а также на транспорте и в кредитно-финансовой сфере (рис. 1).

 

Рисунок 1. Динамика налоговых преступлений в различных отраслях экономики

 

К основным способам совершения налоговых преступлений относятся занижение объема реализованной продукции (41,3% от всех налоговых преступлений), сокрытие выручки от реализации продукции (18%), завышение себестоимости (17%), и, кроме того, осуществление коммерческой деятельности без лицензии, без регистрации в налоговой инспекции, финансовые операции с использованием счетов других предприятий.

В период 2012-2016 гг. наблюдается устойчивая тенденция роста количества налоговых преступлений (табл. 1).

Таблица 1.

Динамика налоговых преступлений в Российской Федерации в 2012–2016 гг.

Год

Зарегистрировано

Расследовано

Направлено

в суд

Приостановлено

Ущерб, тыс.руб.

2012

8818

6818

4392

1055

29234713

2013

12682

9687

7051

2396

37599973

2014

14449

11017

5837

1815

44230497

2015

20270

16854

7373

1825

49373696

2016

22316

18608

9956

2229

61182915

 

При этом, например, в 2015 г. количество понесших ответственность правонарушителей в области финансов, налогов и сборов составило 407 045 лиц (рис. 2).

 

Рисунок 2. Число лиц, подвергнутых наказаниям за налоговые преступления

 

Столь высокий уровень налоговых преступлений в последние годы обусловлен, в частности, спадом экономики в России под влиянием санкционной политики США и стран Европы, так как в условиях экономического кризиса налогоплательщики в большей мере и в большем количестве стремятся к сокрытию прибыли и доходов от своей деятельности. В то же время, эксперты считают сложившуюся ситуацию следствием гуманизации уголовного законодательства в сфере налоговых преступлений, произошедшей в рассматриваемый период [3; 5–9].

Так, в 2009 г. был принят Федеральный закон № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому были внесены следующие поправки в Уголовный кодекс: в ст. 198–199-1 УК РФ возвращены положения о том, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и соборов, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимок, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством; введена новая статья 28.1, которая предусматривает возможность прекращения уголовного преследования ответственных лиц по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах в случае возмещения этими лицами причиненного вреда. Также в шесть раз был увеличен размер суммы неуплаченных налогов и сборов, которая образует преступность деяния состав преступления [2; 8–12].

По нашему мнению, отказ от обеспечения принципа неотвратимости наказания за налоговые преступления может вызвать тотальную криминализацию этой области, и, кроме того, укоренение в правосознании налогоплательщиков представлений о допустимости уклонения от уплаты налогов.

В то же время, уже несколько лет действует Федеральный Закон №308-ФЗ, принятый 22.10.2014 г., согласно которому следователь по собственной инициативе, а не только с подачи налоговой службы по итогам налоговых проверок, имеет право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям (этот порядок действовал до 01.01.2011, затем был отменен и вновь введен в 2014 г.).

Наиболее эффективным способом снижения количества налоговых преступлений, совершаемых в России, является, по нашему мнению, улучшение налогового климата в стране, при котором без повышения существующих и введения новых налогов, удастся снизить их размер за счет улучшения качества административного управления и контроля. Также необходимо дальнейшее совершенствование налогового законодательства для выявления и исключения так называемых «дыр», на основании которых налогоплательщики могут легально уклоняться от уплаты налогов.

 

Список литературы:
1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. Налоговая аналитика. URL:www.nalog.ru. 
2. Соловьев И.Н. Борьба с уклонением от уплаты налогов как глобальная объединительная идея // Налоговый вестник. – 2013. – №11. – С.8–12. 
3. Чулкова Л. Мероприятия налогового контроля. Судебная практика // Налоговый вестник. – 2014. – № 4. – С. 5–9.