Уголовная ответственность за налоговые преступления
Секция: Юриспруденция
XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Уголовная ответственность за налоговые преступления
Проанализирована динамика налоговых преступлений по отраслям экономики и видам правонарушений. Рассмотрены последние изменения Уголовного кодекса относительно налоговых преступлений и данные из судебной практики.
В настоящее время налоговые правонарушения, являющиеся разновидностью экономических преступлений, приобрели в РФ настолько массовый характер, что создают реальную угрозу экономической безопасности страны. Уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов приводит к непоступлению в бюджеты всех уровней огромных денежных сумм и, как следствие, к невыполнению государством своих обязанностей по отношению к гражданам (выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы, пособий отдельным категориям населения, индексация пенсий), сокращению и сворачиванию программ по развитию науки, здравоохранения, инфраструктуры и к другим негативным последствиям. По данным ФНС, собираемость налогов в России составляет 70%, а повышение этого показателя до европейского стандарта (85%) позволит дополнительно получить в бюджет 1,5 трлн. руб.
Несмотря на то, что в период 2012-2016 гг. наблюдается положительная динамика собираемости налогов и снижение совокупной задолженности в бюджетную систему РФ с 1,3 до 0,9 млрд. руб., значительно возросло количество налоговых правонарушений [1]. По оценкам экспертов, не менее 40% предприятий могут подозреваться в недоплате налогов.
Согласно статистическим данным, наибольшее количество правонарушений в крупных и особо крупных размерах выявлено в промышленности (топливно-энергетический комплекс, деревообработка, черная и цветная металлургия), торговле, строительстве, сельском хозяйстве, а также на транспорте и в кредитно-финансовой сфере (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика налоговых преступлений в различных отраслях экономики
К основным способам совершения налоговых преступлений относятся занижение объема реализованной продукции (41,3% от всех налоговых преступлений), сокрытие выручки от реализации продукции (18%), завышение себестоимости (17%), и, кроме того, осуществление коммерческой деятельности без лицензии, без регистрации в налоговой инспекции, финансовые операции с использованием счетов других предприятий.
В период 2012-2016 гг. наблюдается устойчивая тенденция роста количества налоговых преступлений (табл. 1).
Таблица 1.
Динамика налоговых преступлений в Российской Федерации в 2012–2016 гг.
Год |
Зарегистрировано |
Расследовано |
Направлено в суд |
Приостановлено |
Ущерб, тыс.руб. |
2012 |
8818 |
6818 |
4392 |
1055 |
29234713 |
2013 |
12682 |
9687 |
7051 |
2396 |
37599973 |
2014 |
14449 |
11017 |
5837 |
1815 |
44230497 |
2015 |
20270 |
16854 |
7373 |
1825 |
49373696 |
2016 |
22316 |
18608 |
9956 |
2229 |
61182915 |
При этом, например, в 2015 г. количество понесших ответственность правонарушителей в области финансов, налогов и сборов составило 407 045 лиц (рис. 2).
Рисунок 2. Число лиц, подвергнутых наказаниям за налоговые преступления
Столь высокий уровень налоговых преступлений в последние годы обусловлен, в частности, спадом экономики в России под влиянием санкционной политики США и стран Европы, так как в условиях экономического кризиса налогоплательщики в большей мере и в большем количестве стремятся к сокрытию прибыли и доходов от своей деятельности. В то же время, эксперты считают сложившуюся ситуацию следствием гуманизации уголовного законодательства в сфере налоговых преступлений, произошедшей в рассматриваемый период [3; 5–9].
Так, в 2009 г. был принят Федеральный закон № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому были внесены следующие поправки в Уголовный кодекс: в ст. 198–199-1 УК РФ возвращены положения о том, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и соборов, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимок, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством; введена новая статья 28.1, которая предусматривает возможность прекращения уголовного преследования ответственных лиц по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах в случае возмещения этими лицами причиненного вреда. Также в шесть раз был увеличен размер суммы неуплаченных налогов и сборов, которая образует преступность деяния состав преступления [2; 8–12].
По нашему мнению, отказ от обеспечения принципа неотвратимости наказания за налоговые преступления может вызвать тотальную криминализацию этой области, и, кроме того, укоренение в правосознании налогоплательщиков представлений о допустимости уклонения от уплаты налогов.
В то же время, уже несколько лет действует Федеральный Закон №308-ФЗ, принятый 22.10.2014 г., согласно которому следователь по собственной инициативе, а не только с подачи налоговой службы по итогам налоговых проверок, имеет право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям (этот порядок действовал до 01.01.2011, затем был отменен и вновь введен в 2014 г.).
Наиболее эффективным способом снижения количества налоговых преступлений, совершаемых в России, является, по нашему мнению, улучшение налогового климата в стране, при котором без повышения существующих и введения новых налогов, удастся снизить их размер за счет улучшения качества административного управления и контроля. Также необходимо дальнейшее совершенствование налогового законодательства для выявления и исключения так называемых «дыр», на основании которых налогоплательщики могут легально уклоняться от уплаты налогов.