Статья:

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(235)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Трапезников В.А. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 12(235). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/235/124831 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СКАНДИНАВСКИХ СТРАН

Трапезников Вадим Андреевич
магистрант Национально-Исследовательского Университета им. Н.И. Лобачевского, РФ, г. Нижний Новгород

 

FEATURES OF THE SOCIAL POLICY OF THE SCANDINAVIAN COUNTRIES

 

Vadim Trapeznikov

Master, National Research University. N. I. Lobachevsky, Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности социальной политики скандинавских стран. Как они связаны с учебно-образовательной деятельностью студентов и как положительно влияет на развитие молодёжи.

Abstract. the article discusses the features of the social policy of the Scandinavian countries. How they are related to the educational activities of students and how they positively affect the development of youth.

 

Ключевые слова: социальная политика, Скандинавские страны, социальное государство.

Keywords: social policy, Scandinavian countries, welfare state.

 

В настоящее время в российской общественности бытует мнение о социальной привлекательности Скандинавских стран – Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и Исландии. Действительно, социальная политика данных стран учёными и экспертами, а также гражданами этих государств оценивается достаточно высоко. В связи с этим, важно проанализировать особенности социальной политики указанных государств.

Интересно отметить социальную политику Скандинавских стран в отношении  молодёжи. С целью развить потенциал молодых людей, социальная политика направлена на доступность и качество образования. Данное направление представляется достаточно актуальным, особенно учитывая проблематику: рост уровня безработицы среди молодёжи, уменьшение уровня доступности образования и т. д. Определёно, это, косвенно, может негативно сказаться на темпах экономического развития всей страны. Желая избежать данных последствий, Скандинавские страны тратят большое количество средств на образование, более пяти процентов от ВВП (при этом, траты на обучение в других государствах Европейского союза значительно ниже) [1, С. 786]. Высокие траты на образование в Скандинавских странах, по итогу, окупаются – уровень детской преступности в указанных государствах очень низкий, таких негативных социальных явлений, как алкоголизм и наркомания в детском возрасте практически нет [2, С. 126]. Кроме того, важно отметить принцип равенства студентов в доступе к обучению, посредством чего образование приобретает черту эгалитарности, прослеживающуюся во всем в социальных моделях Скандинавских стран.    

Говоря о социальных возможностях студентов, в Финляндии, Норвегии и Швеции все граждане Евросоюза могут учиться в государственных высших учебных заведениях бесплатно, при этом, для студентов предусмотрены гранты, размер которых обычно зависит от общегодового дохода студента, жилищные пособия на проживание, дополнительную стипендию при наличии детей и т. д.  

Серьёзным испытанием для стран, в том числе Скандинавских, стала пандемия короновируса, внесшая свои коррективы в социальную политику, изменив её курс в сторону проблем в сфере здравоохранения. В связи с этим, также нельзя не отметить рост объёма социальных пособий пострадавшим от пандемии по отношению к ВВП скандинавских стран.

Исходя из изложенного, прослеживается следование Скандинавскими странами в их социальной политике концепции «социального государства», общую суть которого сформулировал шведский экономист, социал-демократ, Гуннар Мюрдаль, во второй половине двадцатого века [3, С. 88]. Она заключается в создании государства всеобщего благосостояния, стремящегося к ликвидации социального неравенства. Для этого государство, как регулятор, должно создать соответствующие условия, позволяя гражданам своим трудом удовлетворять потребности, а также обеспечивать защиту гражданских прав и свобод. Таким образом, социальная политика Скандинавских стран также направлена на обеспечение высокого уровня занятости, которая достигается посредством переподготовки рабочей силы, создания новых рабочих мест, субсидий для занятых лиц с инвалидностью и т. д. Это позволяет обеспечить высокий уровень социального страхования, в том числе в случае достижения пенсионного возраста, болезни, получения статуса безработного и т. п. При этом, предусмотрены дополнительные пенсии, пособия для родителей, льготы для многодетных семей и иные социальные выплаты, размер которых, по отношению к средней заработной плате в Скандинавских странах, весьма значителен. На качественно ином уровне находится и законодательство об охране труда, развивающееся длительное время и постепенно распространившееся на большинство развитых стран.     

Таким образом, можно прийти к заключению, что социальная политика Скандинавских стран полностью соответствует принципам равенства, справедливого распределения национальных благ, недопущения высокого уровня социального расслоения, а также стремления к обеспечению максимально высокого уровня жизни для всех граждан, что является более чем достойным примером для подражания и адаптации в России.

 

Список литературы:
1. Карагулян, Е. А. Социально-экономическая поддержка молодёжи, получающей высшее образование: опыт Скандинавских стран / Карагулян Е. А., Тепляков Д. О. // Экономика труда. – 2021. – № 8. – С. 785 – 802.  
2. Риэккинен, М. А. Обеспечение равенства в образовании: анализ опыта Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции / Риэккинен М. А. // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 9 (77). – С. 124 – 128. 
3. Туарменский, В. В. Социальная политика стран северной Европы / Туарменский В. В., Фирсова Д. Н. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 2 (36). – С. 86 – 96.