Статья:

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(235)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Садырбалина А.Ж. ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 12(235). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/235/124846 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Садырбалина Асель Жумабековна
студент, Детский центр «Кайсар», Казахстан, г. Алматы
Хананян Анаит Аркадьевна
научный руководитель, Детский центр «Кайсар», Казахстан, г. Алматы

 

Аннотация. В современном мире, когда жизнь представляет множество вызовов и сложностей, сохранение психологического благополучия личности становится одной из главных задач. Ведь негативное воздействие окружающей среды на психическое здоровье может привести к серьезным последствиям. Особенно важно изучать эмоциональное состояние детей дошкольного возраста и развивать у них навыки социальной адаптации и управления эмоциями. Это помогает им лучше приспосабливаться к изменяющейся среде и сохранять психологическое равновесие. Ведь умение управлять своими эмоциями и адаптироваться к социальным ситуациям является ключом к успеху в жизни. Поэтому необходимо уделять большое внимание развитию этих навыков у детей, чтобы помочь им стать сильными и уверенными в себе взрослыми.

Abstract. In the modern world, when life presents many challenges and difficulties, maintaining the psychological well-being of the individual becomes one of the main tasks. After all, the negative impact of the environment on mental health can lead to serious consequences. It is especially important to study the emotional state of preschool children and develop their skills of social adaptation and emotion management. This helps them to better adapt to a changing environment and maintain psychological balance. After all, the ability to manage your emotions and adapt to social situations is the key to success in life. Therefore, it is necessary to pay great attention to the development of these skills in children in order to help them become strong and self-confident adults.

 

Ключевые слова: психологическое благополучие, негативное влияние окружающей среды, сложности, неопределенности, тревожность, дети дошкольного возраста, эмоциональное состояние, управление эмоциями, социальная адаптация, психическое здоровье, развитие личности.

Keywords: psychological well-being, negative environmental impact, difficulties, uncertainties, anxiety, preschool children, emotional state, emotion management, social adaptation, mental health, personality development.

 

Введение:

Ранний детский период считается одним из самых значимых этапов в жизни человека, ибо именно здесь заложены основы его будущего развития. Однако, чрезмерное беспокойство и тревога могут серьезно повлиять на психологическое состояние детей дошкольного возраста и негативно сказаться на их дальнейшем росте и развитии. Чтобы избежать возможных психологических проблем, необходимо понимать влияние тревожности на психическое состояние детей дошкольного возраста. В данной статье мы рассмотрели обзор литературы на эту тему, что поможет родителям, педагогам и медицинским работникам развивать эффективные методы поддержки и защиты детей в этом важном периоде их жизни.

Литературный обзор:

В работе Бондаревой (2018) выделяется психологическое благополучие как фундаментальный элемент эмоционального и когнитивного равновесия, обеспечивающий позитивные эмоции, удовлетворенность жизнью и способность эффективно управлять стрессом. В свою очередь, Леонтьева (2016) подчеркивает, что психологическое благополучие имеет существенное влияние на общее благополучие личности. Особенно значимо это для дошкольников, поскольку Соломатина и Романенко (2019) выделяют, что у детей дошкольного возраста тревога проявляется по-разному, чем у взрослых, и может повлиять на их социальные отношения и эмоциональную саморегуляцию, превращаясь в поведенческую проблему.

Актуальность и важность:

Дошкольный период является важнейшим этапом в развитии ребенка, и Детский возраст - это критический период в жизни, и любое нарушение психологического состояния может иметь долгосрочные последствия. Тревожность - естественная эмоция, которую испытывают дети дошкольного возраста, но понимание ее влияния на психологическое состояние является важной задачей. Обзор литературы подчеркивает значение психологического благополучия в жизни человека и специфические проблемы тревожности. Эта статья актуальна, так как она предоставляет информацию о влиянии тревоги на психологическое состояние детей, что может помочь родителям, педагогам и медицинским работникам разработать эффективные системы поддержки и вмешательства для преодоления тревожности у дошкольников.

Психологическое благополучие личности является одним из показателей успешной и счастливой жизни. Однако, в современном мире люди сталкиваются с множеством обстоятельств, которые могут оказывать негативное воздействие на психологическое состояние. Эти факторы могут препятствовать достижению психологической стабильности у детей в частности дошкольников. Изучение тревожности у детей является важным аспектом психологического благополучия, так как детский возраст является критическим периодом для формирования личности.

Одним из аспектов, которые следует учитывать при создании условий, обеспечивающих психологическое благополучие детей, является изучение и снижение уровня тревожности. В этом возрасте формируются основные характеристики личности и психическое здоровье, поэтому любые проблемы, связанные с тревожностью, могут привести к серьезным последствиям в будущем.

Тревожность у детей может проявляться как физические симптомы (головная боль, боли в животе, неспокойный сон), так и психологические (беспокойство, страх, нервозность). Она может быть вызвана различными факторами, такими как смена места жительства, рождение младшего брата или сестры, развод родителей, переход в новую школу или детский сад, и другие.

Важно отметить, что некоторая тревожность у детей, готовящихся к школе является нормальным явлением и может быть связана с развитием психики и личности. Однако, если тревожность начинает приводить к серьезным проблемам, таким как отсутствие сна или потеря интереса к играм и занятиям, то необходима помощь со стороны психолога или педагога.

Существует несколько методов, которые могут помочь в борьбе с тревожностью у детей. Один из них - это создание спокойной и безопасной обстановки в доме и в детском саду. Родители и педагоги могут помочь ребенку освоить новую среду и понять, что он может чувствовать себя в безопасности.

Также важно общаться с ребенком, спрашивать и слушать о его чувствах. Родители и педагоги могут помочь ребенку выразить свои эмоции и чувства, а также научить его способам релаксации и саморегуляции. Это может включать в себя игры и упражнения, которые помогут ребенку расслабиться и успокоиться.

Еще один метод, который может помочь бороться с тревожностью, - это социализация ребенка. Взаимодействие с другими детьми и взрослыми поможет ребенку развивать навыки коммуникации, уверенности в себе и уменьшать степень тревожности. [2]

Изучение тревожности у детей дошкольного возраста важно не только для обеспечения их психологического благополучия в настоящем, но и для предотвращения возможных проблем в будущем. Тревожность, которая не получает должного внимания и не лечится вовремя, может привести к более серьезным психическим расстройствам, таким как депрессия или тревожные расстройства во взрослом возрасте.

Одним из путей решения этой проблемы является укрепление сети психологической поддержки для детей дошкольного возраста. Педагоги и родители могут сотрудничать с психологами и другими специалистами, чтобы обеспечить детям необходимую помощь в борьбе с тревожностью и другими психическими проблемами.

Также необходимо обратить внимание на проблемы, связанные с психологическим благополучием родителей. Работа над собственной психической стабильностью и забота о своем здоровье могут помочь взрослым лучше понимать и поддерживать детей в их психологическом развитии. Важность изучения тревожности у детей была отмечена, так как это необходимо для их психологического благополучия в настоящем и предотвращения возможных проблем в будущем. Одним из путей решения этой проблемы является укрепление сети психологической поддержки, которую могут обеспечить педагоги и родители в сотрудничестве с психологами и другими специалистами.

Существует несколько методик, которые могут помочь в борьбе с тревожностью и другими психическими проблемами. Одним из них является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ): КПТ — это психотерапевтический подход, направленный на то, чтобы помочь детям дошкольного возраста изменить свои мысли и поведение, связанные с тревогой. Он включает в себя выявление негативных мыслей и замену их позитивными. КПТ также включает в себя обучение детей методам релаксации, таким как глубокое дыхание, прогрессивная мышечная релаксация и управляемое воображение.

Игровая терапия. Игровая терапия — это метод, который использует игру, чтобы помочь ребенку выражать свои эмоции и развивать навыки преодоления трудностей. В игровой терапии детям даются игрушки и игры, с которыми они могут играть, что может помочь им выразить свои эмоции и чувства. Игровая терапия также может помочь детям дошкольного возраста развить социальные навыки и улучшить общение.

Медитация осознанности. Медитация осознанности включает в себя обучение тому, как сосредоточить свое внимание на настоящем моменте и наблюдать за своими мыслями и чувствами без осуждения. Медитация осознанности может помочь развить чувство спокойствия и улучшить их эмоциональную регуляцию. Это также может помочь им развить самосознание и сочувствие к другим.

Социальная поддержка. Социальная поддержка включает в себя создание благоприятной среды для детей дошкольного возраста, включая позитивное взаимодействие с членами семьи, друзьями и учителями. Социальная поддержка может помочь детям чувствовать себя в безопасности, что может снизить уровень их беспокойства. Это также может помочь дошкольникам развивать позитивные отношения и улучшать свои социальные навыки. Тревожность может оказывать существенное влияние на психологическое состояние детей. Однако, используя такие методы, как когнитивно-поведенческая терапия, игровая терапия, медитация осознанности и социальная поддержка, родители, учителя и медицинские работники могут помочь детям дошкольного возраста справиться с тревогой и способствовать их психологическому благополучию. Дети часто испытывают тревогу, что может привести к различным психологическим проблемам.

Итак, существует множество методов помощи в преодолении тревоги и развитии эмоциональной регуляции. Когнитивно-поведенческая терапия, игровая терапия, медитация осознанности и социальная поддержка - все они предлагают различные подходы и стратегии, но все направлены на одну цель: помочь детям развивать навыки, необходимые для преодоления трудностей и достижения лучшего качества жизни. Каждый ребенок уникален, и выбор подходящего метода помощи должен основываться на индивидуальных потребностях и особенностях каждого ребенка. Чем раньше мы начнем помогать детям в их эмоциональном развитии, тем лучше будут их шансы на успешную адаптацию к жизни и достижение своих целей.

Тревога – слово, которое может стать настоящим препятствием на пути к психологическому благополучию взрослых. Это чувство, несмотря на свою неопределенность и абстрактность, может оказывать серьезное влияние на наше состояние духа, нашу уверенность и самооценку. Ведь когда тревога захватывает наш разум, она диктует нам свои правила и устанавливает свои границы.

Но что происходит, когда эту тревогу переносят наши дети? Необходимо понимать, что у детей тревога может проявляться по-разному, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Младенцы и маленькие дети могут быть тревожными, когда они остаются без присмотра родителей, или, когда их привычный образ жизни нарушается. Более старшие дети могут испытывать тревогу из-за школьных задач, социальных отношений или переживаний в связи с тем, что родители находятся в разводе.

Однако, несмотря на все трудности, связанные с тревогой, есть мост, который может помочь взрослым и детям справиться с этим чувством. Этот мост – это понимание, что тревога является нормальным человеческим чувством, которое может проявляться у всех нас. Она не должна стать препятствием на пути к нашей цели, но может служить сигналом, что необходимо обратить внимание на свои эмоции и заботиться о себе.

Важно помнить, что дети могут получать поддержку и помощь от взрослых, которые понимают их чувства. Родители и учителя могут помочь детям разобраться в их тревоге, научить их техникам релаксации и дать им инструменты для управления своими эмоциями. Кроме того, родители могут помочь детям построить здоровые отношения и создать безопасную и поддерживающую среду, где они могут выражать свои чувства и получать поддержку и понимание.

Таким образом, хотя тревога может мешать достижению психологического благополучия у взрослых и детей, она также может служить мостиком, который помогает нам понимать и управлять своими эмоциями. Важно помнить, что тревога является нормальным человеческим чувством, и что каждый из нас может научиться управлять ею, чтобы достичь своих целей и оставаться здоровым и счастливым. Помощь от окружающих и понимание чувств детей могут помочь им справиться с тревогой и построить здоровые отношения, что в конечном итоге приведет к улучшению их психологического благополучия. [3]

 

Список литературы:
1. Бондарева, Е. А. (2018). Современное психологическое благополучие: содержание, факторы, условия достижения. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 8(6), 56-65.
2. Леонтьева, Л. А. (2016). Психологическое благополучие личности: сущность и особенности. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 9(3), 38-44.
3. Соломатина, Е. И., & Романенко, Т. В. (2019). Особенности тревожности у детей дошкольного возраста. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психология, 4(48), 1-8.