Исследование ценностей подростков с нарушением слуха
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(55)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(55)
Исследование ценностей подростков с нарушением слуха
Одна из методик нашего исследования посвящена выявлению ценностных ориентаций. Мы считает, что в данной работе она уместна потому, что подростковый возраст является кризисным, отличается глубокими изменениями в сознании, деятельности, формировании межличностных отношений. Старший подростковый возраст становиться переломным перед тем, как стать взрослым, самостоятельным, определиться со своими целями, жизненными планами на будущее.
Система ценностей становится определяющим фактором направленности личности, ценности в семье оказывают влияние на воспитание и т.д. Влияние ценностей в более ранние периоды обязательно оставят отпечаток на выборе жизненных планов, постановку целей на будущее. Ценностные ориентации будут задавать направленность как личности, так и деятельности в целом.
Данные семнадцати респондентов были усреднены. Они показали нам общее представление о ценностных ориентациях подростков. Проведенное нами исследование позволило установить следующие результаты, которые отражены в Таблице 1. В таблице представлены средние показатели значимости ценностей в жизни подростков с нарушением слуха и с типичным развитием.
Для подростков с нарушением слуха было трудно выполнять данную методику, так как не все предложенные противоположные пары выражений были понятны респондентам, даже после того, как выражения были переформулированы в более простом варианте.
Таблица 1.
Средние показатели значимости ценностей среди подростков с нарушением слуха и типичным развитием
Ценности: (профиль личности) |
Подростки с нарушением слуха |
Подростки с типичным развитием |
Комфортность |
14,1 |
12,8 |
Традиции |
9,5 |
9,8 |
Доброта |
11,8 |
11,7 |
Универсализм |
16,2 |
18 |
Самостоятельность |
10,7 |
10,8 |
Стимуляция |
7,2 |
7,5 |
Гедонизм |
10,8 |
11,7 |
Достижения |
10,5 |
10,9 |
Власть |
5,3 |
7,4 |
Безопасность |
14,8 |
14,8 |
Из таблицы видно, как распределяются средние значения значимости ценностных ориентаций для подростков с нарушением слуха и подростков с типичным развитием на уровне индивидуальных приоритетов.
Наглядно результаты представлены на рис 1.
Рисунок 1. Средние показатели значимости ценности на уровне индивидуальных приоритетов
На пьедестал подростки с нарушением слуха ставят ценности, такие как комфортность, универсализм, безопасность. Следовательно, для них защищенность от опасностей, сдерживание склонностей, которые могут принести вред, благополучие, стабильность в обществе имеют высокую ценность. Подростки стремятся находится в комфортных условиях. Стоить отметить, что комфортность у подростков с нарушением слуха является более значимой, чем для нормально развивающихся сверстников, возможно это связанно с тем, что в школе для детей с нарушением слуха, созданы комфортные условия для развития, проживания, обучения, а также со стилем семейного воспитания.
Низкозначимыми ценностями для подростков с нарушением слуха являются власть, стимуляция. Центральной целью власти по Шварцу является достижение социального статуса, престижа, контроля над людьми. Для подростков с нарушением слуха власть не является значимой, они не чувствуют на себе уважение со стороны социума, контроля за собственной жизнью. Стремление к новизне, познанию нового не представляет большого интереса для глухих.
Среднезначимы для подростков с нарушением слуха являются ценности – доброта, традиции, самостоятельность, гедонизм, достижения. Быть доброжелательным, уважать обычаи и традиции для подростков с нарушением слуха являются ценностями на уровне нормы социума. По данным направлениям в школе ведется внеклассная работа на протяжении всего обучения. Следует отметить то, что средние показатели, полученные в результате исследования, по многим ценностям находятся на одном уровне значимости для подростков обеих групп
При использовании критерия Манна-Уитни среди ценностей на уровне индивидуальных приоритетов были выявлены статистически значимые различия. Результаты представлены в Таблице 2.
Таблица 2.
Статистические данные значимых типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов
Ценности |
Дети нормы (n=17) |
Дети с наруш.слуха (n=17) |
U |
p≤0,05 |
||
Mean |
Std.Dev |
Mean |
Std.Dev |
|||
Комфортность |
12,8 |
3,5 |
14,1 |
3 |
119,5 |
0,386 |
Традиции |
9,8 |
3,7 |
9,5 |
2,6 |
142 |
0,930 |
Доброта |
11,7 |
2,2 |
11,8 |
2,6 |
142 |
0,929 |
Универсализм |
18 |
4 |
16,2 |
4,9 |
110,5 |
0,234 |
Самостоятельность |
10,8 |
2,8 |
10,7 |
3,9 |
135,5 |
0,752 |
Стимуляция |
7,5 |
2,3 |
7,2 |
2,4 |
129 |
0,584 |
Гедонизм |
11,7 |
1,4 |
10,8 |
2 |
134,5 |
0,714 |
Достижения |
10,9 |
2,2 |
10,5 |
3 |
129,5 |
0,599 |
Власть |
7,4 |
2,4 |
5,3 |
2,2 |
82,5 |
0,027* |
Безопасность |
14,8 |
2,6 |
14,8 |
3,04 |
135,5 |
0,754 |
По данной таблице видно, что значимые различия в ходе математического анализа получились по одному типу ценностей – власть (p=0.027).
По Шалому Шварцу ценность «власть» - влияние посредством осуществления контроля над людьми [1, с.48]. Мотивационная цель для власти – это контроль над человеком.
Власть наиболее ярко выражена у подростков с типичным развитием, то есть самовозвышение, владение ситуацией, контроль над ситуацией наиболее значимы чем у подростков с нарушением слуха.
Мы считаем, что полученные результаты закономерны, так как подростки с нарушением слуха, обучаются и воспитываются в школе-интернате, как правило, они ограниченны в контактах, в выборе профессии, мест посещения и т.д. В условиях школьного обучения они всегда находятся под контролем воспитателей, учителей.
Мы можем сделать вывод о том, что социум, родительское воспитание, образовательные учреждения влияют на подростков, закладывая и воспитывая в них ценности примерно на одном уровне.