Статья:

Исследование ценностей подростков с нарушением слуха

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(55)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Соколова Е.А. Исследование ценностей подростков с нарушением слуха // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 4(55). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/55/46754 (дата обращения: 30.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование ценностей подростков с нарушением слуха

Соколова Елена Александровна
магистрант, КГУ, РФ, г. Кострома

 

Одна из методик нашего исследования посвящена выявлению ценностных ориентаций. Мы считает, что в данной работе она уместна потому, что подростковый возраст является кризисным, отличается глубокими изменениями в сознании, деятельности, формировании межличностных отношений. Старший подростковый возраст становиться переломным перед тем, как стать взрослым, самостоятельным, определиться со своими целями, жизненными планами на будущее.

Система ценностей становится определяющим фактором направленности личности, ценности в семье оказывают влияние на воспитание и т.д. Влияние ценностей в более ранние периоды обязательно оставят отпечаток на выборе жизненных планов, постановку целей на будущее. Ценностные ориентации будут задавать направленность как личности, так и деятельности в целом.

Данные семнадцати респондентов были усреднены. Они показали нам общее представление о ценностных ориентациях подростков. Проведенное нами исследование позволило установить следующие результаты, которые отражены в Таблице 1. В таблице представлены средние показатели значимости ценностей в жизни подростков с нарушением слуха и с типичным развитием.

Для подростков с нарушением слуха было трудно выполнять данную методику, так как не все предложенные противоположные пары выражений были понятны респондентам, даже после того, как выражения были переформулированы в более простом варианте.

Таблица 1.

Средние показатели значимости ценностей среди подростков с нарушением слуха и типичным развитием

Ценности:

(профиль личности)

Подростки с нарушением слуха

Подростки с типичным развитием

Комфортность

14,1

12,8

Традиции

9,5

9,8

Доброта

11,8

11,7

Универсализм

16,2

18

Самостоятельность

10,7

10,8

Стимуляция

7,2

7,5

Гедонизм

10,8

11,7

Достижения

10,5

10,9

Власть

5,3

7,4

Безопасность

14,8

14,8

 

Из таблицы видно, как распределяются средние значения значимости ценностных ориентаций для подростков с нарушением слуха и подростков с типичным развитием на уровне индивидуальных приоритетов.

Наглядно результаты представлены на рис 1.

 

Рисунок 1. Средние показатели значимости ценности на уровне индивидуальных приоритетов

 

На пьедестал подростки с нарушением слуха ставят ценности, такие как комфортность, универсализм, безопасность. Следовательно, для них защищенность от опасностей, сдерживание склонностей, которые могут принести вред, благополучие, стабильность в обществе имеют высокую ценность. Подростки стремятся находится в комфортных условиях. Стоить отметить, что комфортность у подростков с нарушением слуха является более значимой, чем для нормально развивающихся сверстников, возможно это связанно с тем, что в школе для детей с нарушением слуха, созданы комфортные условия для развития, проживания, обучения, а также со стилем семейного воспитания.

Низкозначимыми ценностями для подростков с нарушением слуха являются власть, стимуляция. Центральной целью власти по Шварцу является достижение социального статуса, престижа, контроля над людьми. Для подростков с нарушением слуха власть не является значимой, они не чувствуют на себе уважение со стороны социума, контроля за собственной жизнью. Стремление к новизне, познанию нового не представляет большого интереса для глухих.

Среднезначимы для подростков с нарушением слуха являются ценности – доброта, традиции, самостоятельность, гедонизм, достижения. Быть доброжелательным, уважать обычаи и традиции для подростков с нарушением слуха являются ценностями на уровне нормы социума. По данным направлениям в школе ведется внеклассная работа на протяжении всего обучения. Следует отметить то, что средние показатели, полученные в результате исследования, по многим ценностям находятся на одном уровне значимости для подростков обеих групп

При использовании критерия Манна-Уитни среди ценностей на уровне индивидуальных приоритетов были выявлены статистически значимые различия. Результаты представлены в Таблице 2.

Таблица 2.

Статистические данные значимых типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов

Ценности

Дети нормы

(n=17)

Дети с наруш.слуха

(n=17)

U

p≤0,05

Mean

Std.Dev

Mean

Std.Dev

Комфортность

12,8

3,5

14,1

3

119,5

0,386

Традиции

9,8

3,7

9,5

2,6

142

0,930

Доброта

11,7

2,2

11,8

2,6

142

0,929

Универсализм

18

4

16,2

4,9

110,5

0,234

Самостоятельность

10,8

2,8

10,7

3,9

135,5

0,752

Стимуляция

7,5

2,3

7,2

2,4

129

0,584

Гедонизм

11,7

1,4

10,8

2

134,5

0,714

Достижения

10,9

2,2

10,5

3

129,5

0,599

Власть

7,4

2,4

5,3

2,2

82,5

0,027*

Безопасность

14,8

2,6

14,8

3,04

135,5

0,754

 

По данной таблице видно, что значимые различия в ходе математического анализа получились по одному типу ценностей – власть (p=0.027).

По Шалому Шварцу ценность «власть» - влияние посредством осуществления контроля над людьми [1, с.48]. Мотивационная цель для власти – это контроль над человеком.

Власть наиболее ярко выражена у подростков с типичным развитием, то есть самовозвышение, владение ситуацией, контроль над ситуацией наиболее значимы чем у подростков с нарушением слуха.

Мы считаем, что полученные результаты закономерны, так как подростки с нарушением слуха, обучаются и воспитываются в школе-интернате, как правило, они ограниченны в контактах, в выборе профессии, мест посещения и т.д. В условиях школьного обучения они всегда находятся под контролем воспитателей, учителей.

Мы можем сделать вывод о том, что социум, родительское воспитание, образовательные учреждения влияют на подростков, закладывая и воспитывая в них ценности примерно на одном уровне.

 

Список литературы:
1. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России/ Ш.Шварц, Т.П. Бутенко, Д.С.Седова./ Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – №1. С.43-70