Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ТИПЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Найн И.Р. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ТИПЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 41(264). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/264/133344 (дата обращения: 24.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ТИПЫ

Найн Инна Романовна
студент, Челябинский государственный университет, РФ, Челябинск

 

Понятие «толерантность» представляет собой актуальный междисциплинарный объект исследования.

Анализируя понятие «толерантность», можно сделать вывод о том, что его очень тесно связывают с понятием «терпимость».

Нередко эту связь подмечают и отечественные исследователи понятия. Например, Г.Д. Дмитриев, рассматривая понятия толерантности и терпимости, отмечает, что терпимость в обществе понимается как явление негативное, вынужденное. Автор отмечает, что, в процессе обучения толерантности «происходит развитие у индивида терпимости культурных различий и либерального отношения к ним».

А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова говорят о более научном подходе к изучению термина «толерантность» и более обыденном – к термину «терпимость», при этом выделяя главное отличие понятий в пассивной и активной жизненной позиции[3;4].

К.А. Абульханова-Славская в контексте исторических и современных особенностей российского менталитета рассматривает христианское принятие страдания как ключевое качество характера русского народа. Однако, по мнению исследователя, в данном случае понятие «терпимость» как принятие страданий тесно связано с понятием «терпение» и наполняется совершенно иным содержанием, которое довольно далеко отстоит от значения понятия «толерантность». Толерантность, согласно мнению учёного, должна, в противовес терпимости, выражать активную позицию субъекта, заключать в себе значение деятельности, а не позицию пассивного страдания [1].

Есть абсолютно противоположное мнение относительно этих двух понятий. М. Б. Хомяков; Г. Л. Бардиер, Е. Ивахненко отмечают, что толерантность в значении терпимость приобретает негативный окрас и скрытый смысл, выраженный в неприятии чужой культуры.

Упомянутый выше междисциплинарный характер термина «толерантность» заключается в том, что изучается этот термин с точки зрения многих наук: социологии, религиоведения, политологии, этнографии, психологии.

При рассмотрении толерантности с точки зрения психологии стоит отметить, что, по мнению А.Г. Асмолова, обратившись к англо-русскому психологическому словарю, можно найти наиболее точное определение понятия «толерантность» с точки зрения психологического смысла: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям [4].

Рассматривая толерантность, как многомерное и сложное явление, стоит отметить, что широким разнообразием отличаются способ типологизации толерантности.

К примеру, выделяют три типа толерантности – личностная, социальная, этническая.

Личностная толерантность основывается на ценностно-смысловых факторах, главный из которых – уважение к человеку. Социальная толерантность рассматривается с точки зрения взаимодействия индивида с другими личностями. Этническая толерантность основывается на отношение индивида к лицам другого этноса

В. А. Лекторский в свою очередь все проявления толерантности делит на активные и пассивные, на основании этого выделяя такие разновидности – безразличие; невозможность взаимопонимания; снисхождение, расширение собственного опыта и критический диалог [2].

Рассматривая толерантность, как систему индивидуально-личностных характеристик, можно выделить когнитивный, эмоциональный, поведенческий компонент.  

Когнитивный компонент опирается на признание сложности и многообразия мира, невозможности сведения многообразия точек зрения к одной прописной истине. Наличие «нормы», «соответствие правильности» рассматривается в данном компоненте как интолерантность.

Эмоциональный компонент отражает одну из самых важных составляющих толерантности – эмпатию. Эмпатия безоценочна, а значит наиболее близко и точно отражает понятие толерантности.

Поведенческий компонент включает поступки, направленные на установление контакта, совместную деятельность и избегание непродуктивных конфликтов с представителями различных групп  общества.

В понимании Г.У. Солдатовой умение человека в кризисных ситуациях выстраивать отношения с окружающим миром так, чтобы не допускать конфронтации и развивать гармоничные отношения с собой и внешней средой, определяет толерантность как «интегральную характеристику индивида».

В психологии личности автор выделяет четыре основных аспекта толерантности:

1) толерантность как психологическая устойчивость;

2) толерантность как система позитивных установок;

3) толерантность как совокупность индивидуальных качеств;

4) толерантность как система личностных и групповых ценностей.

При изучении внутренних механизмов толерантности, необходимо обратиться к особенностям взаимодействия личности и среды, то есть к анализу тех параметров, которые оказывают влияние на становление толерантной личностной структуры. Как отмечает Л.В. Куликов пространство, время и энергию личности следует рассматривать в четырех основных планах ее бытия: физическом (предметном), витальном, социальном, духовном. Личность является высшим интегратором в человеке и одна из сторон его личностной гармонии – согласованность всех планов ее бытия.

Х. Швед отнес к одним из основных, такие личностные качества, присущие творческим личностям в трудных ситуациях, как – толерантность и конструктивность: «…Высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях»

Для объяснения поведения личности К. Стойчева ввела в психологию понятие толерантность к неопределенности и трактовала её «как характеристику индивидуальной саморегуляции в неопределенных ситуациях, базирующуюся на креативных способностях личности».

В ходе анализа мы попытались выделить основные составляющие психологической толерантности. Выяснилось, что психологическая толерантность – это качество присущее гармоничной личности, способной проявлять эмпатию, выстраивать конструктивный диалог и взаимодействовать с другими индивидами, проявляя уважительное отношение к любой точке зрения, даже противоречащей убеждениям и сложившимся мировоззренческим установкам данной личности.

 

Список литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Проблема активности личности: Методология истратегия исследования // Активность и жизненная позиция личности. М., 1988. С. 4-19.
2. Лекторский В. А. Толерантность, плюрализм и критицизм / В. А. Лекторский // Толерантность и полисубъектная социальность: Материалы конференции, Екатеринбург, 18-19 апреля 2001. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. – С. 9-12.
3. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Психодиагностика толерантности личности / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова. – М.: Смысл, 2008. – 172 с.
4. Асмолов Г.А. На пути к толерантному сознанию / А. Г. Асмолов. – Москва : Смысл, 2000. – 255 с.