ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ТИПЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОСТИ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ТИПЫ
Понятие «толерантность» представляет собой актуальный междисциплинарный объект исследования.
Анализируя понятие «толерантность», можно сделать вывод о том, что его очень тесно связывают с понятием «терпимость».
Нередко эту связь подмечают и отечественные исследователи понятия. Например, Г.Д. Дмитриев, рассматривая понятия толерантности и терпимости, отмечает, что терпимость в обществе понимается как явление негативное, вынужденное. Автор отмечает, что, в процессе обучения толерантности «происходит развитие у индивида терпимости культурных различий и либерального отношения к ним».
А. Г. Асмолов, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова говорят о более научном подходе к изучению термина «толерантность» и более обыденном – к термину «терпимость», при этом выделяя главное отличие понятий в пассивной и активной жизненной позиции[3;4].
К.А. Абульханова-Славская в контексте исторических и современных особенностей российского менталитета рассматривает христианское принятие страдания как ключевое качество характера русского народа. Однако, по мнению исследователя, в данном случае понятие «терпимость» как принятие страданий тесно связано с понятием «терпение» и наполняется совершенно иным содержанием, которое довольно далеко отстоит от значения понятия «толерантность». Толерантность, согласно мнению учёного, должна, в противовес терпимости, выражать активную позицию субъекта, заключать в себе значение деятельности, а не позицию пассивного страдания [1].
Есть абсолютно противоположное мнение относительно этих двух понятий. М. Б. Хомяков; Г. Л. Бардиер, Е. Ивахненко отмечают, что толерантность в значении терпимость приобретает негативный окрас и скрытый смысл, выраженный в неприятии чужой культуры.
Упомянутый выше междисциплинарный характер термина «толерантность» заключается в том, что изучается этот термин с точки зрения многих наук: социологии, религиоведения, политологии, этнографии, психологии.
При рассмотрении толерантности с точки зрения психологии стоит отметить, что, по мнению А.Г. Асмолова, обратившись к англо-русскому психологическому словарю, можно найти наиболее точное определение понятия «толерантность» с точки зрения психологического смысла: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям [4].
Рассматривая толерантность, как многомерное и сложное явление, стоит отметить, что широким разнообразием отличаются способ типологизации толерантности.
К примеру, выделяют три типа толерантности – личностная, социальная, этническая.
Личностная толерантность основывается на ценностно-смысловых факторах, главный из которых – уважение к человеку. Социальная толерантность рассматривается с точки зрения взаимодействия индивида с другими личностями. Этническая толерантность основывается на отношение индивида к лицам другого этноса
В. А. Лекторский в свою очередь все проявления толерантности делит на активные и пассивные, на основании этого выделяя такие разновидности – безразличие; невозможность взаимопонимания; снисхождение, расширение собственного опыта и критический диалог [2].
Рассматривая толерантность, как систему индивидуально-личностных характеристик, можно выделить когнитивный, эмоциональный, поведенческий компонент.
Когнитивный компонент опирается на признание сложности и многообразия мира, невозможности сведения многообразия точек зрения к одной прописной истине. Наличие «нормы», «соответствие правильности» рассматривается в данном компоненте как интолерантность.
Эмоциональный компонент отражает одну из самых важных составляющих толерантности – эмпатию. Эмпатия безоценочна, а значит наиболее близко и точно отражает понятие толерантности.
Поведенческий компонент включает поступки, направленные на установление контакта, совместную деятельность и избегание непродуктивных конфликтов с представителями различных групп общества.
В понимании Г.У. Солдатовой умение человека в кризисных ситуациях выстраивать отношения с окружающим миром так, чтобы не допускать конфронтации и развивать гармоничные отношения с собой и внешней средой, определяет толерантность как «интегральную характеристику индивида».
В психологии личности автор выделяет четыре основных аспекта толерантности:
1) толерантность как психологическая устойчивость;
2) толерантность как система позитивных установок;
3) толерантность как совокупность индивидуальных качеств;
4) толерантность как система личностных и групповых ценностей.
При изучении внутренних механизмов толерантности, необходимо обратиться к особенностям взаимодействия личности и среды, то есть к анализу тех параметров, которые оказывают влияние на становление толерантной личностной структуры. Как отмечает Л.В. Куликов пространство, время и энергию личности следует рассматривать в четырех основных планах ее бытия: физическом (предметном), витальном, социальном, духовном. Личность является высшим интегратором в человеке и одна из сторон его личностной гармонии – согласованность всех планов ее бытия.
Х. Швед отнес к одним из основных, такие личностные качества, присущие творческим личностям в трудных ситуациях, как – толерантность и конструктивность: «…Высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях»
Для объяснения поведения личности К. Стойчева ввела в психологию понятие толерантность к неопределенности и трактовала её «как характеристику индивидуальной саморегуляции в неопределенных ситуациях, базирующуюся на креативных способностях личности».
В ходе анализа мы попытались выделить основные составляющие психологической толерантности. Выяснилось, что психологическая толерантность – это качество присущее гармоничной личности, способной проявлять эмпатию, выстраивать конструктивный диалог и взаимодействовать с другими индивидами, проявляя уважительное отношение к любой точке зрения, даже противоречащей убеждениям и сложившимся мировоззренческим установкам данной личности.