ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(235)
Рубрика: Безопасность жизнедеятельности
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(235)
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Статистика показывает, что пожары в высших учебных заведениях – далеко не редкость. За последние десятилетия в десятках вузах страны произошли воспламенения. Эти события заставили задуматься о пожарной безопасности в учебных заведениях.
Современный вуз – это специфическое здание, т.к. содержит в себе множество пожароопасных факторов, к которым можно отнести:
- массовое пребывание людей;
- сложную планировку зданий учебных корпусов и общежитий, нередко построенных до принятия современных требований в области пожарной безопасности;
- наличие лабораторных стендов под напряжением;
- наличие кабинетов различных по категории пожарной опасности и расположенных в одном корпусе.
Исходя из вышесказанного, необходимо детально разобраться в причинах пожаров именно в высших учебных заведениях.
1) Большинство зданий крупных вузов страны построены в 19 - первой половине 20 вв. Значительно устаревшие здания имеют много деревянных перекрытий и перегородок с пустотами, нарушение целостности электропроводки, возможные трещины в конструкциях, нетиповой и обветшавший противопожарный инвентарь. Все это может стать причиной возникновения и быстрого распространения пожара.
Год постройки также означает и то, что здание было построено по совершенно другим нормам пожарной безопасности, также изменились и условия эксплуатации здания. Можно также отметить, что постепенная замена коммуникаций и отделочные работы в подобных зданиях ведутся, как правило, без остановки учебного процесса, с нарушениями правил пожарной безопасности при производстве работ.
2) При применении новейших горючих отделочных и теплоизоляционных материалов как внутри, так и снаружи зданий, увеличивается пожарная нагрузка, а вследствие компьютеризации учебного процесса повышается нагрузка на электросети.
Руководители вузов, гонясь за красотой или низкой ценой отделочных материалов, зачастую не задумываются о безопасности таких покрытий.
В век компьютерных технологий большинство вузов гордится своими техническими средствами обучения, не задумываясь при этом об обратной стороне медали. Перегрузка сетей чревата возникновением пожаров (короткое замыкание является одной из самых распространенных причин возникновения пожара).
3) Часто реконструкция и перепланировка помещений и этажей зданий ведутся стихийно, без надлежащих согласований, с привлечением неквалифицированных проектных и строительных бригад.
4) Устарели или отсутствуют необходимые системы противопожарной защиты, прежде всего автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.
Системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре являются обязательными и, на наш взгляд, наиболее действенными с точки зрения защиты людей от опасных факторов пожара. Их наличие – необходимое условие пожарной безопасности в высших учебных заведениях.
5) Так бывает, что помещения сдаются в аренду без проработки соответствующих противопожарных мероприятий. Многие вузы отдают часть своих площадей в аренду предприятиям различного рода деятельности. И нередко бывает, что арендатор не считает нужным выполнять противопожарные мероприятия на данной площади.
6) Учебные заведения недостаточно финансируются для того, чтобы выполнить все требования правил пожарной безопасности. Поэтому чаще всего в высших учебных заведениях довольно много нарушений, которые от проверки к проверке не устраняются.
Не каждый вуз уделяет должное внимание расходам «на противопожарное обеспечение». Однако, в 2011 году была внесена поправка в законодательство, увеличивающая штрафы за невыполнение норм пожарной безопасности в несколько раз. Теперь руководителям вузов придется тратить средства на обеспечение пожарной безопасности своих учреждений, либо платить деньги в виде штрафов.
7) В системе учебных заведений нет надлежащей методики обучения правилам пожарной безопасности, особенно студентов.
На наш взгляд, изменение системы обучения мерам пожарной безопасности в вузах, может стать определяющим фактором безопасности людей. Остановимся поподробнее на данном пункте.
Обучение сотрудников мерам пожарной безопасности более менее отработано и выполняется. Так, обязательным для вновь принимаемого на работу сотрудника является прохождение вводного инструктажа, который, как правило, должностное лицо, ответственное за пожарную безопасность. Далее на местах с сотрудником проводится первичный противопожарный инструктаж, который учитывает особенности непосредственной деятельности сотрудника, в дальнейшем могут проводиться целевые и повторные противопожарные инструктажи.
Обучение же студентов вызывает определенную сложность, так как определенных программ их обучения пожарной безопасности в высших учебных заведениях не существует.
На мой взгляд, при поступлении студентов в высшее учебное заведение их необходимо проинструктировать по мерам пожарной безопасности, рассказать им о планировке здания, о расположении эвакуационных выходов, о нахождении мест и правилам пользования первичными средствами пожаротушения, о телефонах вызова пожарной охраны и др.
При проведении практических, лабораторных, выездных занятий со студентами преподаватель обязан проинструктировать их о возможной опасности и о действиях в случае возникновения пожара. Преподаватель является ответственным лицом за пожарную безопасность на подобных занятиях.
На мой взгляд, информация о пожарной безопасности до студента должна доводиться из различных источников, тем самым есть вероятность, что она будет более эффективной.
К информированию и обучению студентов пожарной безопасности можно подключить студенческие СМИ, кураторов групп, комендантов общежитий, студенческий профсоюз. Если информация о пожарной безопасности будет разноплановой, ненавязчивой, систематичной, легкой для восприятия, она твердо закрепится у студентов, и, возможно, в экстремальной ситуации поможет спасти чьи-то жизни.
На мой взгляд, в настоящее время административный ресурс в сфере пожарной безопасности используется не в полной мере. Необходимо разработать пособия, программы подготовки или учебные фильмы для кураторов академических групп, комендантов общежитий.