Статья:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Рябинин И.А. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 13(236). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/236/124989 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Рябинин Илья Александрович
магистрант, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Москва

 

Являясь одним из важнейших направлений государственной культурной политики, киноиндустрия, к сожалению, не лишена недостатков в правовом регулировании отбора, производства, проката и кинопоказа российских фильмов. В большинстве случаев эти недостатки проявляются в неурегулированности законодателем некоторых процедурных вопросов.

Первый – это состав экспертного совета[9], используемого для отбора проектов для получения государственного финансирования. Нередко в состав экспертного совета входят сами заявители конкурса. В таких условиях высока вероятность конфликта интересов, что может повлиять на объективность оценки проектов и полноту принятия решений.

Анализ законодательства также показал, что не предусмотрено сохранение бюллетеней и других документов, являющихся окончательными результатами отбора конкурсных работ. Это делает невозможным анализ информации оценку полноты и объективности бюллетеней.

Таким образом, отсутствие правил, касающихся процедур отбора экспертов и их замены, может существенно повлиять на объективность конкурса в целом и требует государственного внимания, а следовательно, существующие положения должны быть улучшены или дополнены этими правилами.

Второй - процедура оценки заявок экспертным советом. Данная процедура является трудоемкой, так как на субсидирование проектного производства подается около 600 заявок [9]. Несмотря на то, что каждый член экспертного совета должен лично рассмотреть и проголосовать по поданным заявкам, законодатель не предусмотрел никаких положений, регулирующих вопрос передачи указанных заявок членам экспертного совета, что способствует риску объективной оценки и целостности рассмотрения заявок, проголосованных членами экспертного совета. Поэтому в качестве положения о порядке передачи заявок в Экспертный совет можно было бы предусмотреть некий механизм передачи заявок между экспертными группами для более углубленного рассмотрения.

Кроме того, поскольку порядок отбора и внутренний регламент Министерства культуры РФ не содержат требований по сохранению результатов голосования или оценки конкурсных работ экспертной комиссией, отсутствует информация, позволяющая сделать выводы об объективности оценки конкурсных работ и установить честность итогового протокола голосования. Это требование важно, поскольку этап оценки является завершающим этапом конкурса поддержки неигрового анимационного кино.

Что касается художественных фильмов и специальных проектов, следует отметить, что в случае с художественными фильмами обязательным условием является представление проекта непосредственно перед членами экспертного совета, поэтому каждый представитель, входящий в состав экспертного совета, должен обязательно оценить представленный проект в соответствующем бюллетене для голосования. Однако, как и в вышеописанном случае, невозможно установить соблюдение результатов голосования в итоговым протоколе голосования, поскольку обязанность хранить бюллетени не предусмотрена законодательством.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что процедура отбора заявок, т.е. процедура выбора проекта для финансирования, неадекватно определяет оценку публичных заявок. Таким образом, отсутствие данной нормы может привести к тому, что процедуры отбора будут в целом неполными и непрозрачными.

Третий - критерии отнесения художественных фильмов к соответствующим категориям[5], которые будут служить основой для отбора поданных заявок на финансирование. Поскольку Законодательство устанавливает конкретные категории, такие как национальные фильмы для детей, национальные фильмы режиссеров-дебютантов, авторские фильмы, экспериментальные фильмы и т.д., критерии отнесения проекта к той или иной категории должны быть четко определены. Следует также отметить, что в подзаконных актах Министерства культуры не указаны критерии, которые позволили бы более объективно оценивать проекты и повысить качество процесса отбора, например, успешность предыдущих работ участников или отзывы зрителей. Выделение средств кино-организациям на производство работ, на продукцию которых нет зрительского спроса, создаст риск неэффективного использования средств, выделенных из федерального бюджета на поддержку организаций.

Таким образом, участие представителей организаций, являющихся участниками конкурса, в экспертных советах может вызвать конфликт интересов и повлиять на объективность оценки проекта и целостность принятия решений, что может быть улучшено путем установления норм требований к отбору представителей для включения в экспертные советы и частоты их ротации.

Кроме того, отсутствие обязанности сохранять документацию о результатах оценки и отбора заявок затрудняет установление объективности самого конкурса на получение финансирования, что приводит к неполноте и непрозрачности процесса в целом. Дополнительные и, можно сказать, существенные критерии в правилах обеспечения соответствия проектов определенным категориям фильмов повысили бы качество процесса отбора заявок и привели бы к более эффективному использованию средств федерального бюджета.

Поэтому целесообразно установить в нормативно-правовых актах следующие положения:

1. Порядок избрания и замены представителей-членов экспертного совета;

2. Регулирующие гарантийные обязательства для оценочной документации проекта;

3. Процедуры подачи заявки в экспертную группу и формирования внутренней экспертной группы для более углубленной экспертизы;

4. Дополнительные критерии для классификации кино-организаций.

 

Список литературы:
1. О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации / федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 августа 1996 г. N 35, ст. 4136 
2. О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации / постановление Правительства РФ от 8 октября 2020 года №1634 /[Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74653322/ 
3. Об экспертных советах Министерства культуры Российской Федерации / приказ Министерства культуры РФ от 09.07.2020 года №755 /[Электронный ресурс]. URL: https://culture.gov.ru/documents/ob-ekspertnykh-sovetakh-ministerstva-kultury-rossiyskoy-federatsii25042010801/