Статья:

Основные проблемы правового регулирования международных связей муниципальных образований в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(55)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Плесунова Н.Ю. Основные проблемы правового регулирования международных связей муниципальных образований в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 4(55). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/55/46915 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные проблемы правового регулирования международных связей муниципальных образований в Российской Федерации

Плесунова Надежда Юрьевна
магистрант, Волгоградский институт управления, РФ, г. Волгоград

 

Компетенция субъектов РФ в области осуществления международных связей наряду с вопросами, касающихся разграничения полномочий между РФ и ее субъектами определяются, во первых, Конституцией РФ (ст. 71, 72, 79), далее - федеральным законодательством [6], в третьих, соглашениями между Федерацией и субъектами [11] и, наконец, законами субъектов РФ[7].

Однако же не смотря на наличие данных нормативных актов существует ряд проблем правового регулирования международной деятельности субъектов РФ. Важность данной проблемы приобретает всё большую актуальность и неотложность поиска путей её разрешения.

Вопросы международной деятельности субъектов РФ и проблемы ее правового регулирования нашли своё отражение в трудах Г.В. Игнатенко [5], В.В. Пустогарова [8], В.Я. Суворовой [12], Ю.И. Федорова [14 c. 3-20] и др.

Здесь, в первую очередь, основными моментами неясности являются не освещённость ряда вопросов в федеральном законодательстве в сфере осуществления международного сотрудничества органами МСУ, а также неоднозначность понятийного аппарата, применяемого в правовых внутригосударственных актах различных уровней.

Право на осуществление международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления Российской Федерации закреплено на международном и национальном уровне.

Обращаясь к Европейской хартии местного самоуправления от 15.10.1985 г. [4], видим, что в соответствии с п. 3 ст. 10 «органы местного самоуправления могут сотрудничать с органами местного самоуправления других государств на условиях, устанавливаемых законом». Следует отметить важный нюанс. Если рассматривать этот вопрос применительно к субъектам РФ, закрепленный в специальном законодательстве, в отношении муниципальных образований имеется ощутимый пробел. Так как ни один федеральный закон не урегулировал порядок и условия осуществления органами местного самоуправления международных связей.

В законодательстве имею место быть лишь определенные положения отсылочного характера. Такие отдельные положения, которые касаются внешних связей муниципальных образований, содержатся в нескольких федеральных законах. Например, ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9] от 6 октября 2003 г. оговаривает, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов вправе самостоятельно осуществлять международные и внешнеэкономические связи в соответствии с федеральными законами. В ст. 11 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. сказано, что «муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами».

При подробном рассмотрении указанных норм, возникают вопросы, связанные с несогласованностью отдельных положений. Норма, указанная первой, носит диспозитивный характер и утверждает, что муниципальные образования имеют возможность осуществлять международные и внешнеэкономические связи в отсутствие специального федерального закона, если оно делает это не самостоятельно.

Норма, под условным номером два, имеет императивный характер и поясняет: во внешнеторговой деятельности муниципальные образования (независимо от права на самостоятельность такой деятельности) не могут осуществлять свои действия без специального федерального закона.

Исходя из приведенных примеров, видно, что даже в рассмотренных отсылочных нормах можно наблюдать явное противоречие в вопросе о праве муниципальных образований осуществлять внешнеторговую деятельность.

Также требуют толкования и сами понятия «внешнеэкономические связи» и «внешнеторговая деятельность». Если конкретизировать предписания указанных законов в части прав на такую деятельность, следует, что внешнеторговую деятельность нельзя отнести к внешнеэкономическим связям. Это означает, что данные законы в требуют изменений.

В ходе анализа нормативно-правовой базы в этой же сфере на уровне муниципальных образований, в частности Волгограда, можно констатировать, что органы местного самоуправления стараются решить эту проблему самостоятельно. К слову, в городе реализуется порядок осуществления органами местного самоуправления Волгограда международных, региональных и внешнеэкономических связей, утверждённый решением Волгоградской городской Думы от 25 сентября 2014 г. N 18/541 [3].

Порядок также определяет содержание этих связей (когда на федеральном уровне для муниципалитетов содержание не определено) и круг мероприятий по осуществлению международных и внешнеэкономических связей. Здесь возникает другой вопрос – имеют ли право муниципальные образования самостоятельно определять виды таких связей и порядок их осуществления? Законодательство на федеральном уровне весьма противоречиво в регламентации этого вопроса.

К слову, вопрос о сущности термина «осуществление международных и внешнеэкономических связей» органами МСУ остается актуальным.

Необходимо толкование не только термина «осуществление», но и формулировки «международные и внешнеэкономические связи». Эти понятия отсутствуют в федеральных законах, регламентирующих аналогичные вопросы на уровне субъектов РФ. В Федеральном законе «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» также нет формулировки данного понятия .

Федеральный закон от 04.01.1999 N 4-ФЗ неоднозначно толкует понятия «международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации». Следует отметить, что термины «международные» и «внешнеэкономические» связи не разграничиваются. Отсюда вытекает предположение о наличии подмены понятий в данном толковании.

Необходимо обратить внимание на то, что термины «международные и внешнеэкономические связи» применять на уровне муниципальных образований не совсем логично. По мнению Борисова И.А., «...вряд ли осуществление международных и внешнеэкономических связей органами местного самоуправления можно отнести к решению вопросов местного значения» [1], ведь в Европейской хартии местного самоуправления речь идет о сотрудничестве органов местного самоуправления.

Данный факт не остался без внимания и Министерством юстиции РФ были предложены свои идеи по совершенствованию законодательства в этой части [2] . Речь идёт о внесении изменения в п. 8 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9] в части замены формулировки «международные и внешнеэкономические связи органов местного самоуправления» на «осуществление сотрудничества с органами местного самоуправления иностранных государств», что соответствует Европейской хартии .

Как мы видим, проблема необходимости правового регулирования данного вопроса существует и даёт о себе знать. Остаётся лишь вопрос - каким способом это делать. Либо посредством принятия специального закона, либо же внесение изменений и дополнений в законодательство.

В заключении, отмечу, что наша страна в постсоветский период вышла на новый уровень развития – возросла роль субъектов на этапе формирования и осуществления внешней политики РФ. Был принят Указ Президента России от 15.11.1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Что явило собой значимый прорыв в урегулировании внешнеэкономической деятельности страны и ее регионов.

Однако существует явная проблема правового регулирования данной сферы, которая даёт о себе знать.

 

Список литературы:
1. Борисов И.А. Проблемы правового регулирования внешних связей муниципальных образований и органов местного самоуправления: учебник для вузов /И. А. Борисов ; под ред. И. А. Борисова. — М. : Юрайт, 2013.
2. Борисова И.А Проблемы правового регулирования внешних связей муниципальных образований и органов местного самоуправления: доклад заместителя начальника отдела Министерства юстиции РФ И.А. Борисова // URL: http://www.uncm.ru. 22.01.2019
3. Волгоград. Администрация. Об утверждении положений об управлении зарубежных и региональных связей администрации Волгограда и его отделах: постановление от 4 августа 2015 г. N 1121./ Информационно-правовой портал : URL http://www.garant.ru/.
4. Европейская хартия местного самоуправления ETS № 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 36. — Ст. 4466.
5. Игнатенко Г.В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Рос. юрид. журн. 1995. N 1.
6. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 4 января 1999 г. // СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 231; О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации: Указ Президента РФ от 12 марта 1996 г. // Там же. 1996. N 12. Ст. 1061.
7. О международных и внешнеэкономических связях Волгоградской области: Закон Волгоградской области от 4 декабря 2002 г. N 762-ОД // СПС-Консультант плюс.
8. Пустогаров В.В. Международная деятельность субъектов федерации // Московский журн. междунар. права. 1992. N 2. С. 3 – 18
9. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.03 N 131-ФЗ/ Российская Федерация. Законы. 4-е изд.- М.: Ось-89, 2005. – 96 с.
10. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.03 N 131-ФЗ/ Российская Федерация. Законы. 4-е изд.- М.: Ось-89, 2005. – 96 с.
11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Свердловской области о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей от 12 января 1996 г. // Обл. газ. 1996. 2 февр.
12. Суворова В.Я. Международно-правовое регулирование участия субъектов РФ в международных и внешнеэкономических связях // Рос. юрид. журн. 2006. N 3. С. 28 – 36
13. Федоров Ю.И. О правосубъектности членов федерации в международном праве // Московский журн. междунар. права. 1994. N 4. С. 108 - 114