Роль и значение обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(120)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №27(120)
Роль и значение обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
Аннотация. Основной чертой оперативно-розыскной деятельности является применяемые ею гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, некоторые из которых связаны с ограничением конституционных прав граждан. Рассматривая оперативно-розыскную деятельность, связанную с ограничением конституционных прав и свобод гражданина, с позиций этики, необходимо отметить, что не существует плохих или хороших с позиций морали оперативно-розыскных мероприятий. Они всегда являются необходимыми в той или иной ситуации
Ключевые слова: нравственность, мораль, оперативно-розыскная деятельность, столкновение интересов, конституционные права и свободы.
Проблема соблюдения прав человека в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями правоохранительных органов довольно часто возникает в связи со спецификой оперативно-розыскной деятельности и проводимыми в ходе ее осуществления оперативно-розыскными мероприятиями, проведение ряда которых связано с ограничениями конституционных прав граждан. В связи с этим повысились роль и значение прокурорского надзора за исполнением законов при ее осуществлении
Любая деятельность человека всегда сопровождается различными моральными категориями. Не исключением является и деятельность правоохранительных органов, а в частности, оперативно-розыскная деятельность. Данный вид деятельности можно отнести к одному из компонентов обеспечения внутренней безопасности РФ. Она занимает особое положение в контроле за действиями людей и в восстановлении нарушенных прав и свобод личности. Главной её задачей является предотвращение и пресечение преступлений и правонарушений через реакцию на уже совершенные деяния [3]
Главной чертой оперативно-розыскной деятельности является применяемые ею гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия, некоторые из которых связаны с ограничением конституционных прав граждан. Именно здесь и возникает вопрос о наличии компонента нравственности в оперативно-розыскной деятельности. В связи с этим статья 3 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» включает в себя следующие компоненты нравственности: определяет цель деятельности (защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств), задачи и следующие принципы. [4]
Во-первых, принцип законности. Это означает, что оперативно-розыскная деятельность строго регламентирована законом и любое отступление от него будет наказуемо [1].
Во-вторых, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина признается высшей ценностью, первоочередным условием осуществления деятельности.
В-третьих, конспирация и сочетание гласных и негласных методов и средств, правовую основу и положения, устанавливающие обязанность государства по соблюдению прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД.
Рассматривая оперативно-розыскную деятельность, связанную с ограничением конституционных прав и свобод гражданина, с позиций этики, необходимо отметить, что не существует плохих или хороших с позиций морали оперативно-розыскных мероприятий. Они всегда являются необходимыми в той или иной ситуации. Здесь каждый сотрудник должен осознавать, что цель не должна оправдывать средства, она должна их определять.
Но зачастую случается так, что происходит столкновение интересов общества и сотрудника, осуществляющего оперативно-розыскные мероприятия. В данной ситуации важно избежать момента, когда за счет использования интересов лиц, в отношении которых проводятся ОРМ, реализовываются интересы сотрудника. Именно в этом случае и формируется негативная оценка работников, проводящих ОРМ. Несомненно, выходом из этой ситуации будет являться полное совпадение требований государства и личности [5].
В частности, ставя перед оперативно-розыскной деятельностью задачу защиты общества от преступных посягательств, население должно обеспечить использование данной возможности. В противном случае наступает ситуация, в ходе которой государству приходится обеспечивать безопасность общества теми методами, которые они не принимают, либо ничего не предпринимать, тем самым ставя под угрозу безопасность России. Данная специфика оперативно-розыскной деятельности подтверждает необходимость её четкого правового регулирования, которое не позволит в ходе деятельности выйти за рамки дозволенного.
Но одной правовой регламентацией деятельности здесь не обойтись. Необходимым средством регулирования будет и мораль. Именно поэтому необходима выработка таких критериев, которые бы помогли осуществлять оперативно-розыскную деятельность без нарушения требований нравственности [2].
Во-первых, ОРМ, которые затрагивают права и свободы гражданина необходимо проводить только в случае невозможности применения других средств.
Во-вторых, необходимо оценивать последствия проведения определённых ОРМ как с позиций морали, так и законности.
В-третьих, это анализ действенности, эффективности и достаточности, проводимых ОРМ.
В-четвёртых, стоит учитывать характер и степень общественной опасности содеянного, и, отталкиваясь от этого, выбирать способы осуществления оперативно-розыскной деятельности.
Таким образом, при осуществлении ОРД необходимо правильно выбрать средства, чтобы негативные последствия имели верх над положительными итогами.
Подводя промежуточный итог, необходимо отметить, что компонент нравственности в оперативно-розыскной деятельности присутствует и важным способом его функционирования при проведении ОРМ является правильный выбор правовых средств. Данное решение о проведении тех или иных мероприятий должно основываться на оценке последствий, к которым оно может привести, и на моральном выборе каждого сотрудника в отдельности.