Статья:

ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА СТУДЕНТОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Криволапова В.В., Халапханова А.Г. ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА СТУДЕНТОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 13(236). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/236/125041 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА СТУДЕНТОВ

Криволапова Виктория Вадимовна
студент ФГБОУ ВО Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России, РФ, Иркутск
Халапханова Алтана Георгиевна
студент ФГБОУ ВО Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России, РФ, Иркутск
Ненахова Елена Витальевна
научный руководитель, канд. мед. наук, доцент кафедры общей гигиены, ФГБОУ ВО Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России, РФ, Иркутск

 

ASSESSMENT OF STUDENTS' NEED FOR SUCCESS

 

Victoriya Krivolapova

Student of Irkutsk State Medical University of the Ministry of Healthcare of Russia, Russia, Irkutsk

Altana Khalapkhanova

Student of Irkutsk State Medical University of the Ministry of Health Care of Russia, Russia, Irkutsk

Elena Nenakhova

Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Chair of General Hygiene Irkutsk State Medical University of the Ministry of Healthcare of Russia, Russia, Irkutsk

 

Аннотация. В ходе исследования установлено, что свойства личности влияют на особенности мотивации достижения успеха, причем имеется значительная разница между качествами студентов ИГМУ и БРИТ. По результатам теста-опросника  «Шкала оценки потребности в достижении успеха» Ю.М. Орлова установлено, что влияние оказывают следующие личностные качества: высокая нацеленность на успех, ответственность в решении задач, вера в себя, а также достаточный уровень самодисциплины.  Показано, что большинство учащихся в ИГМУ и БРИТ, имеют одинаковый «средний уровень» потребности в достижении успеха и лишь 9,83% обладает «высоким уровнем» , а 7,23% «низким уровнем» потребности.

Abstract. The study found that personality traits influence the peculiarities of motivation to achieve success, and there is a significant difference between the qualities of students of IGMU and BRIT. According to the results of the test-questionnaire "Scale of evaluation of the need to achieve success" by Y. M. Orlov, it was established that the following personal qualities have an influence: high focus on success, responsibility in solving tasks, belief in oneself, as well as sufficient level of self-discipline.  It was shown that the majority of students at IGMU and BRIT, have the same "average level" of need to achieve success and only 9.83% has a "high level" and 7.23% have a "low level" of need.

 

Ключевые слова: мотивация, успех, потребность, студент.

Keywords: motivation, success, need, student.

 

В современном мире потребность в успехе является одной из наиболее важных социальных целей. В настоящее время происходит высокий темп роста развития общества, и наблюдается высокая конкуренция в самореализации. При этом, успешность, можно рассматривать как определенное состояние, имеющее свое психическое содержание и являющееся результатом достижения успеха во многих видах деятельности. Для того чтобы реализовать её, необходим достаточный уровень мотивации. Желание достижения успеха представляет собой психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задает его направленность, организует и активизирует его. Установлено, что основными ее компонентами являются когнитивные, эмоционально–оценочные и поведенческие особенности, которые включают креативность, познавательные потребности, саморазвитие, оценку, уважение и уверенность в себе, а также способность к дисциплине и поддержке [6]. Положительные ожидания имеют более выраженную эмоциональную окраску и специфику, и наоборот. Причем, высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим, и, в конечном счете, могут привести к негативным эмоциональным реакциям — стресс, волнение, сомнение, напряжение [8, 10]. Также избыток мотивации может вызвать увеличение уровня активности и напряжения, к определенным разногласиям в деятельности и поведении человека, за счет чего ухудшается эффективность работы. Для получения высшего образования студенты в процессе обучения должны иметь высокую степень потребности в успехе.

Для оценки необходимости в достижении успеха молодежи проведен опрос студентов Иркутского государственного медицинского университета (ИГМУ) и учащихся Бурятского республиканского индустриального техникума (БРИТ), в котором участвовали 224 студента: первая группа - студенты ИГМУ (51,8%), вторая группа - студенты БРИТ (48,2%). Распределение по гендерным признакам: девушек (47,8%): БРИТ-30,5%; ИГМУ-43,9%, юношей (52,2%): БРИТ-69,4%; ИГМУ-56,03%. С поддержкой Google –формы (По требованию Роскомнадзора информируем, что иностранное лицо, владеющее информационными ресурсами Google является нарушителем законодательства Российской Федерации – прим. ред)

 применялся анализ «Шкала оценки потребности в достижении успеха» (Ю.М. Орлов, 1978 год), в котором в качестве ответов на вопросы имеется только два варианта ответов – «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключом, суммировались по баллу за каждый ответ. Степень необходимости в достижениях определялась по балльной шкале и пяти категориям: 0–6 баллов – «низкая потребность в достижениях»; 7–9 баллов – «пониженная потребность в достижениях»; 10–15 баллов – «средняя потребность в достижениях»; 16–18 баллов – «повышенная потребность в достижениях»; 19–23 баллов – «высокая потребность в достижениях». Обработка материала  производилась с применением с использованием программ Microsoft (Excel, Word).

Установлено, что все обучающиеся в 82,14% случаев имеют «средний» уровень потребности в достижении успеха, при этом, только малозначительная часть попадает в категории с «высоким» и «низким» уровнем потребности в достижении успеха в 9,83 и 7,23% случаев соответственно. Чуть больше половины студентов БРИТ (54,63%) считают, что успех в жизни больше зависит от случая, чем от расчета, в то время как респонденты ИГМУ придерживаются мнения, что успех зависит от расчета (62,93%). На этом основании можно сделать вывод и охарактеризовать, что большинство учащихся медицинского вуза, целеустремленные, имеют чёткие намерения, стремления, продуманный план и достаточную мотивацию для достижения успеха, в отличие от студентов техникума. Успех не может быть случаен, он приходит в соответствии со способностями и трудом человека и зависит от высокого уровня ответственности и упорядоченности. Он рационально просчитан, проведены методичные, системные и волевые усилия. Хотелось бы отметить, что стремление к успеху через планирование и расчетливость способствует становлению личностных качеств, а ориентация «на удачу» приводит к их деградации [4].

Немаловажно студенту самореализовываться и иметь занятие по душе. От этого может зависеть степень квалификация будущего специалиста, вышедшего из стен учебного заведения. Студенты БРИТ не придают этому большого значения и указывают, что в 83,33% случаев, жизнь не измениться, если они потеряют возможность заниматься любимым делом, однако респонденты ИГМУ будут огорчены в 66,38% случаев, к любимому занятию они относятся с большим трепетом, а значит, такое же отношение будет к  своей будущей профессии.

Поддерживать мотивацию бывает достаточно трудно и в некоторых профильных и учебных аспектах она крайне целесообразна. Студенту должен постоянно поддерживать уровень мотивации, чтобы продвигаться в изучении своей специальности, развивать интерес к профессии и прилагать большие усилия, чтобы оставаться конкурентоспособным [7]. Причём, учащиеся, особенно медицинских университетов, находятся под постоянным давлением и стрессом и в таких условиях очень легко «опустить руки» и остановиться. [9]. Чтобы этого не произошло, нужно постоянно подпитывать свою энергию и стремление. Это поможет восполнить внутренние резервы учащихся, делая их сильнее физически и психически. При возможности иметь увлечение, человек формирует себя, как разностороннюю личность, вследствие чего он способен подойти к своей работе с обновленным чувством мотивации, новыми идеями и полной ясности сознания.

Очень важен уровень ответственности человека в выполнении какого-либо дела [5]. При этом, студенты БРИТ в 55,46% случаев отметили то, что существенной целью является выполнение самого процесса, а не конечный результат. Респонденты ИГМУ считают обратное, что результат важнее, чем сам процесс (68,97%). Направленность на результат и умение человека придерживаться поставленной цели, несмотря ни на какие внешние обстоятельства, полностью мобилизовать собственную деятельность для свершения необходимого итога, важная черта характера будущих профессионалов, и особенно врачей. «Кто регулярно помнит о желаемом результате, осуществит задачу стремительней, чем беспорядочно мечущийся от одного дела к другому». Вместе с этим, и нацеленность на результат имеет немало преимуществ. Человек, который ставит перед собой конкретные и измеримые задачи и не просто раздумывает касательно исполнения мечты, всегда пользуется значительным успехом [2].

Вера в себя — свойство личности, элементом которого выступает положительная оценка индивидуумом собственных умений и возможностей, необходимых для реализации значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Подобным образом, этот критерий также учитывался в исследования. При анализе уровня веры в себя определено, что ученики техникума в 57,76%  случаев «убеждены в себе», но при этом, студентов медицинского университета такой категории заметно больше (77,77%).

Эксперты определяют уверенность, как принцип мотивации, «основа мотивированного поведения». Убежденность развивается на протяжении всей жизни человека, изменяясь на основе протекающих событий, и не является первопричиной успехов, но по этому качеству можно сделать вывод о склонности человека к стремлению в достижении желаемой цели. Мотивация - промежуточное звено между самооценкой личности и ее поведением. Таким образом, чем выше у человека степень уверенности, тем более он активен и настроен на осуществление цели. Потребность в достижении превращается в таком случае в личностное качество и установку [3].

Существует зависимость необходимости в успехе от уровня контроля со стороны родителей над деятельностью обучающихся. Таким образом, респонденты второй группы в 80,56% не подвергались строгому контролю со стороны родителей, студенты ИГМУ указали обратное, что в 35,34% случаев осуществлялся тщательный контроль со стороны близких. Несомненно, на учебную мотивацию студентов влияет вклад родителей в воспитание, на взаимоотношения в семье, социальный контроль - требования и запреты, родительский контроль. Высокий контроль может проявляться и в незначительной опеке и навязчивости. Такого рода поведение родителей воспитывает в ребенке ответственное отношение к учебе [1].

Так, по результатам исследования, отмечено, что большинство учащихся имеют «средний уровень» потребности в достижении успеха. На основании чего можно сделать вывод, что данная категория студентов обладают рядом личностных качеств: высокой нацеленностью на успех, ответственностью в решении задач, верой в себя, достаточным уровнем самодисциплины.

 

Список литературы:
1. Андреева А.Д., Данилова Е. Е. Особенности родительского контроля в современных социально- культурных условиях//Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. № 2. С. 108-122.
2. Арсланьян В.П., Варнава Ю.В. Ориентация на результат//Depositphotos. 2018. №2. C. 90.
3. Голубев С.В. Проблема успеха и удачи в социальной философии// Философия и общество. 2004. №1. С.4-15.
4. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. 416 с.
5. Кашапова Г.И., Алишев Б.С. Индивидуализм и коллективизм как ментальные тенденции//Представления современных студентов о жизненных ценностях и своем профессиональном будущем//«Данис» ИПП ПО РАО, 2006. С. 57–71.
6. Пёрова Р.Г. Психологические детерминанты развития мотивации достижения успеха у студентов: дис. ...канд. псих. наук: 19.00.07. 2010. 200 c.
7. Резник С. Д., Сочилова А. А. Основы личной конкурентоспособности//ИНФРА-М, 2010. №3. С.70-77.
8. Сайдуллаев, Ф. Ш. Особенности мотивации к успеху у старшеклассников и студентов // Молодой ученый. 2020. № 22 (312). С. 484-485.  
9. Щербатых  Ю. В. Психология стресса и методы коррекции//СПб: Питер, 2007. С.256.
10. Экспериментальная психология //Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975. С.119-125.