Статья:

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Магамедова А.Э. КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 13(236). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/236/125199 (дата обращения: 27.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Магамедова Айшат Экверхановна
магистрант, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар
Азлецкая Елена Николаевна
научный руководитель, доцент, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, канд. техн. наук, доцент, Кубанский государственный университет, РФ, г. Краснодар

 

CORRECTION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY ART THERAPY METHODS

 

Ayshat Magamedova

Undergraduate, Kuban State University, Russia, Krasnodar

Elena Azleckaya

Scientific Supervisor, Associate Professor, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University, Russia, Krasnodar

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с использованием арт-терапии. Описывается роль арт-терапии в развитии эмоционально-волевых качеств ребенка. Приводятся конкретные примеры, которые могут помочь в работе с агрессивными детьми, а также методы оценки эффективности применения арт-терапии.

Abstract. The article discusses methods of correcting aggressive behavior of primary school children using art therapy. The role of art therapy in the development of emotional and volitional qualities of a child is described. Specific examples are given that can help in working with aggressive children, as well as methods for evaluating the effectiveness of art therapy.

 

Ключевые слова: агрессивность, дети младшего школьного возраста, арт-терапия, коррекция поведения.

Keywords: aggressiveness, primary school children, art therapy, behavior correction.

 

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста является одной из наиболее распространенных проблем, с которой сталкиваются современные родители и учителя. Повышенная агрессивность может негативно сказаться на успеваемости и социальной адаптации ребенка, а также привести к серьезным эмоциональным и психологическим проблемам.

По мнению А.С. Завражина, существует несколько характерных форм проявления агрессии у детей:

  1. Физическая агрессия – хлопание, удары, кусание, царапание, толчки, вырывание волос.
  2. Вербальная агрессия – матерные слова, угрозы, оскорбления, насмешки.
  3. Эмоциональная агрессия – громкий крик, плач, надрывание голоса, прерывание других.
  4. Социальная агрессия – игнорирование, изоляция, злопыхательство, разрушение предметов [2, c.20].

Так, формы враждебных реакций у детей могут включать:

  • Обида является состоянием, когда ребенок испытывает зависть и ненависть к окружающим, причиненные чувством горечи и гнева на весь мир за реальные или воображаемые страдания.
  • Подозрительность – это состояние, когда дети проявляют недоверие и осторожность в отношении других людей, основанное на убеждении, что окружающие имеют намерение причинить вред [1, c. 1766].

В подобных случаях психологами признается наиболее эффективным и экологичным метод психокоррекции – арт-терапия, который представляет психотерапевтический метод, при котором дети используют творческий процесс и художественные материалы для выражения своих эмоций и чувств. Для детей младшего школьного возраста, которые имеют агрессивное поведение, арт-терапия может быть эффективным способом выработать альтернативные способы выражения своего гнева и улучшения самоконтроля.

Существуют следующие методы арт-терапии, которые могут быть использованы для помощи детям с агрессивным поведением:

  1. Изотерапия

Один из самых распространенных видов арт-терапии для младших школьников – изотерапия. Этот метод может помочь детям проявить свои чувства и мысли, хотя они может и не знать, как их выразить словами. Например, использование красок, глины или других материалов для создания арт-произведений может помочь детям выпустить негативные эмоции и чувства и превратить их во что-то конструктивное. В процессе арт-терапии дети могут постепенно научиться управлять своей агрессией, выражать свои потребности и мнения без насилия и нахождения альтернативных способов решения конфликтов.

  1. Музыкальная терапия

Музыкальная терапия – это вид арт-терапии, который использует музыку в качестве способа снять стресс, расслабиться и выразить себя. Для детей, песни и игры на инструментах могут быть особенно хороши, что позволяет создать позитивные эмоции и укреплять связь между ребенком и окружающим миром.

  1. Игротерапия

Игры, в частности, ролевые игры могут помочь детям с агрессивным поведением научиться высказывать свои чувства и мысли без насилия или обиды. Педагог может использовать ролевые игры для обучения детей эмпатии, компромиссам и решению конфликтов.

  1. Песочная терапия

Песочная терапия – это метод арт-терапии, в котором дети используют песок, фигурки и другие объекты для создания своих собственных миров. Этот процесс помогает детям изучать свои эмоции, выражать свои чувства и укреплять связь между собой и своей внутренней жизнью.

  1. Сказкотерапия

Сказкотерапия – это метод арт-терапии, использующий рассказы и сказки для помощи детям в решении своих эмоциональных проблем. Во время его использования они слушают сказки или рассказы, которые посылают положительное послание, разрешение или мотивацию для решения переживаний.

  1. Куклотерапия

Куклотерапия – это еще один метод арт-терапии, в котором используются куклы и другие объекты, представляющие собой мир, где дети могут играть и взаимодействовать в своей фантазийной игре. Таким образом, они могут более эффективно выражать свои чувства через игровые формы и действия. Куклы позволяют детям создать свой собственный мир, который является безопасным и контролируемым, где они могут свободно играть и экспериментировать [3, c.125].

Представление методов арт-терапии в игровой форме способствует осознанию детьми самих себя в различных ролях и эмоциях и научению, как эффективно решать свои эмоциональные проблемы.

Стоит отметить, что в методах арт-терапии для детей младшего школьного возраста часто используется и направлено на социально-психологическую адаптацию ребенка. Например, создание коллективного проекта или поделки, привлекает к сотрудничеству с другими детьми, улучшает навыки взаимодействия. Хорошим примером такой деятельности может стать декорирование классной комнаты или участие в подготовке театрализованного представления.

Таким образом, арт-терапия может быть эффективной в коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста, так как она позволяет им выражать свои эмоции и чувства через творческие процессы. Это помогает детям осознать и понять свои эмоции и настроение, что, в свою очередь, позволяет им контролировать свое поведение.

 

Список литературы:
1. Изосимова В.В. Психологические аспекты проблемы агрессивного поведения младших школьников // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – №1. – С. 1766-1770.
2. Касцевич Т.А. Коррекция агрессивности детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. – № 12 (69). – С.18-27.
3. Курманова, А.М. Арт-терапия как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников // Наука и образование: проблемы перспективы. – 2018. – С. 124-126.