ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В современных условиях приоритетом общества направлением считается сохранение нравственно-психологического здоровья человечества. Особенно это актуально в образовательной системе, поскольку основная ее задача – воспитание нравственной и одухотворенной идеалами добра личности, активно не принимающей разрушительных идей и способной им противостоять, проявляя толерантность к окружающим. Для начальной школы развитие толерантности должно осуществляться различными приемами и способами, поскольку в силу возраста дети могут проявлять подсознательную радость при неудачах других, агрессию и нежелание прощать обиды, неуважительное отношение к людям с физическими недостатками и пр.
Ключевые слова: младший школьник, начальная школа, нетрадиционные формы развития, система ценностей, толерантное общение, толерантность.
Толерантность – признание за другими права на уважение их личности и самоидентичности; готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, «инаковость»; терпимость по отношению к взглядам, обычаям, мнениям других (личностей, групп, обществ, государств и т. д.) [4].
Толерантности необходимо учиться, и чем раньше – тем лучше. Перед педагогами начальной школы стоит сложная задача в оказании помощи детям включить законы толерантной коммуникации в их систему ценностей. Толерантность младших школьников нуждается в развитии через три компонента, а именно когнитивный компонент как толерантное сознание, эмоциональный компонент – толерантные чувства, качества и свойства личности, поведенческий компонент – толерантное поведение. Проблема поиска способов формирования толерантности у младших школьников становится с каждым днем все более актуальной, поскольку возникает большое количество практических запросов в обычной педагогической практике данной тематике, которые направлены на разработку эффективных форм обучения, в частности и нетрадиционных [1]. К традиционным формам развития толерантности в начальной школе можно отнести беседы, организация диалоговой рефлексии, использование художественной литературы, кинофильмов, игровые технологии и т.д. При этом, педагогических приёмов – великое множество и каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Следует также учитывать, что приём, который подходит одному ученику, может, неприемлем для другого [5].
К нетрадиционным формам обучения для развития толерантности можно отнести проектно-исследовательскую деятельность учеников, которая особо ценна тем, что может совершенствоваться и преобразовываться в процессе ее осуществления. В данном направлении можно предложить программы «Я – исследователь», «Я познаю мир», «Путешествие в страну этики и этикета», «Риторика», «Мир человека» и др., которые широко представлены на цифровых платформах и содержат целый багаж интересных приемов и способов развитии толерантности младших школьников, апробированных многими педагогами в своей практике и показавших свою эффективность для формировании толерантности. Также эффективной формой является социально-психологический тренинг для развития толерантности младших школьников. В рамках данного тренинга проводятся различные игры, к примеру, тренинг можно начать с игры «Притяжение и отвержение», направленной на формирование умений сочувствовать, сопереживать, выражать свои чувства [3]. Различные формы обучения, как традиционные и нетрадиционные следует использовать как в урочное, так и во внеурочное время. При этом основным преимуществом внеурочной работы считается предоставление младшим школьникам возможности широкого спектра занятий, которые направлены на их развитие и удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей. Во внеурочной деятельности создается эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности [2].
Таким образом, чем богаче и ярче представления и понятия толерантности, тем успешнее вырабатываются у младших школьников мнения и суждения, в итоге развивается толерантное сознание. К нетрадиционным формам обучения для развития толерантности можно отнести социально-психологический тренинг для развития толерантности младших школьников, проектно-исследовательскую деятельность учеников и пр. Особый интерес вызывают цифровые платформы, которые представляют кладезь различных форм и приемов воспитания и обучения, собранные из успешных практик в области развития толерантности младших школьников.