Статья:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кузнецова С.Д. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 13(236). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/236/125210 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Кузнецова Светлана Дмитриевна
студент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга
Газизова Фарида Симигулловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. В современных условиях приоритетом общества направлением считается сохранение нравственно-психологического здоровья человечества. Особенно это актуально в образовательной системе, поскольку основная ее задача – воспитание нравственной и одухотворенной идеалами добра личности, активно не принимающей разрушительных идей и способной им противостоять, проявляя толерантность к окружающим. Для начальной школы развитие толерантности должно осуществляться различными приемами и способами, поскольку в силу возраста дети могут проявлять подсознательную радость при неудачах других, агрессию и нежелание прощать обиды, неуважительное отношение к людям с физическими недостатками и пр.

 

Ключевые слова: младший школьник, начальная школа, нетрадиционные формы развития, система ценностей, толерантное общение, толерантность.

 

Толерантность – признание за другими права на уважение их личности и самоидентичности; готовность к принятию иных логик и взглядов, право отличия, непохожесть, «инаковость»; терпимость по отношению к взглядам, обычаям, мнениям других (личностей, групп, обществ, государств и т. д.) [4].

Толерантности необходимо учиться, и чем раньше – тем лучше. Перед педагогами начальной школы стоит сложная задача в оказании помощи детям включить законы толерантной коммуникации в их систему ценностей. Толерантность младших школьников нуждается в развитии через три компонента, а именно когнитивный компонент как толерантное сознание, эмоциональный компонент – толерантные чувства, качества и свойства личности, поведенческий компонент – толерантное поведение. Проблема поиска способов формирования толерантности у младших школьников становится с каждым днем все более актуальной, поскольку возникает большое количество практических запросов в обычной педагогической практике данной тематике, которые направлены на разработку эффективных форм обучения, в частности и нетрадиционных [1]. К традиционным формам развития толерантности в начальной школе можно отнести беседы, организация диалоговой рефлексии, использование художественной литературы, кинофильмов, игровые технологии и т.д. При этом, педагогических приёмов – великое множество и каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый педагог из множества приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю. Следует также учитывать, что приём, который подходит одному ученику, может, неприемлем для другого [5].

К нетрадиционным формам обучения для развития толерантности можно отнести проектно-исследовательскую деятельность учеников, которая особо ценна тем, что может совершенствоваться и преобразовываться в процессе ее осуществления. В данном направлении можно предложить программы «Я – исследователь», «Я познаю мир», «Путешествие в страну этики и этикета», «Риторика», «Мир человека» и др., которые широко представлены на цифровых платформах и содержат целый багаж интересных приемов и способов развитии толерантности младших школьников, апробированных многими педагогами в своей практике и показавших свою эффективность для формировании толерантности. Также эффективной формой является социально-психологический тренинг для развития толерантности младших школьников. В рамках данного тренинга проводятся различные игры, к примеру, тренинг можно начать с игры «Притяжение и отвержение», направленной на формирование умений сочувствовать, сопереживать, выражать свои чувства [3]. Различные формы обучения, как традиционные и нетрадиционные следует использовать как в урочное, так и во внеурочное время. При этом основным преимуществом внеурочной работы считается предоставление младшим школьникам возможности широкого спектра занятий, которые направлены на их развитие и удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей. Во внеурочной деятельности создается эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях спорта, искусства, науки, техники и других видов деятельности [2].

Таким образом, чем богаче и ярче представления и понятия толерантности, тем успешнее вырабатываются у младших школьников мнения и суждения, в итоге развивается толерантное сознание. К нетрадиционным формам обучения для развития толерантности можно отнести социально-психологический тренинг для развития толерантности младших школьников, проектно-исследовательскую деятельность учеников и пр. Особый интерес вызывают цифровые платформы, которые представляют кладезь различных форм и приемов воспитания и обучения, собранные из успешных практик в области развития толерантности младших школьников.

 

Список литературы:
1. Батрак Я. А. Развитие толерантности младших школьников / Я. А. Батрак. – Братск: Гимнц, 2018. – 97 с. 
2. Гуторина С. Ю. Методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию толерантной личности современного школьника / С. Ю. Гуторина // Молодой ученый. – 2020. – № 21 (311). – С. 651 – 652. 
3. Изосимова, Д. В. Формирование толерантности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Д. В. Изосимова, И. В. Дуда // Молодой ученый. – 2019. – № 38 (276). – С. 158 – 159. 
4. Ильинская С. Г. Толерантность / С. Г. Ильинская. – М.: Праксис, 2018. – 288 c. 
5. Шабалина Ю. В. Воспитание толерантности младших школьников: современное состояние проблемы / Ю. В. Шабалина, О. И. Димова // Молодой ученый. – 2020. – № 50 (340). – С. 518 – 519.