Статья:

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДОГОВОРНОГО ПРАВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(265)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Сандрацкая Е.В. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДОГОВОРНОГО ПРАВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 42(265). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/265/134018 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДОГОВОРНОГО ПРАВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Сандрацкая Елизавета Владимировна
студент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Литвинович Франц Францевич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные аспекты применения инновационных технологий в процессе изучения договорного права в организациях высшего профессионального обучения. Авторы анализируют влияние технологических инноваций, таких как виртуальная реальность и онлайн-платформы, на эффективность образовательного процесса. На основе опыта российских университетов и результатов исследований представляются вызовы и перспективы использования инноваций в обучении договорному праву. Статья заключается в обсуждении роли технологий в современном образовании и предложении стратегий преодоления существующих трудностей.

 

Ключевые слова: инновационные технологии, договорное право, виртуальная реальность, онлайн-платформы, технологические вызовы.

 

В настоящее время в России нет сферы деятельности, которая не испытывала бы влияния инноваций, и система образования не является исключением. Среди первостепенных требований к обучающимся в программе высшего профессионального образования - это развитие как общих, так и профессиональных навыков. Однако эти требования могут быть реализованы только активным включением студентов в учебный процесс. К сожалению, традиционная форма обучения не удовлетворяет этим требованиям, поэтому использование инновационных методов обучения становится все более актуальным. Если рассматривать понятие "инновации" как часть образовательной системы, то оно включает в себя технологии, идеи, методы, средства и другие новшества, используемые педагогами и учебными заведениями для улучшения образовательного процесса. Современный педагог Ю.Н. Егорова подчеркивает, что применение инноваций в образовательном процессе способствует повышению его эффективности.

Изучение правовых дисциплин в высших профессиональных учреждениях зачастую вызывает определенные трудности, и простое запоминание материала, представленного на лекциях, недостаточно для его полного освоения. Педагогические исследования подтверждают, что активное вовлечение студента в учебный процесс способствует более глубокому усвоению знаний и развитию определенных умений и навыков. Инновационные методы обучения праву имеют ряд преимуществ перед традиционными подходами, так как они способствуют повышению интереса к обучению, активизации студентов как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также развитию практических навыков применения права и других аспектов. Это преимущество было отмечено многими педагогами-исследователями, включая А.А. Алексеева [2].

Договорное право является одной из важнейших областей права, регулирующей экономические отношения и связанная с множеством нормативных актов и юридических практик. Однако, традиционные методы обучения, такие как чтение лекций и анализ текстов, ограничивают возможности студентов для глубокого понимания и применения договорного права на практике. В свете быстрого развития информационных и коммуникационных технологий, применение инновационных методов становится необходимостью для эффективного изучения договорного права.

В современной образовательной среде технологии неизбежно влияют на методы преподавания и усваивание учебного материала студентами. Исследования подчеркивают, что использование виртуальной реальности (VR) и онлайн-платформ может значительно обогатить процесс изучения договорного права. Как отмечают А.В. Айвазян и А.В. Казинцев, виртуальная реальность может создавать симуляции ситуаций, позволяя студентам погружаться в реальные кейсы и применять теоретические знания на практике [1]. Поддерживая этот аспект, Н.М. Беляева указывает на эффективность онлайн-платформ в формировании интерактивного обучения, где студенты могут участвовать в дискуссиях, анализировать случаи и решать задачи в режиме реального времени [4]. Такие технологии также позволяют преподавателям более эффективно оценивать уровень понимания студентов и предоставлять обратную связь.

При изучении права, как отмечает А.Е. Ахматынова, особое внимание следует уделить использованию деловых игр [3]. Например, для изучения гражданского и гражданско-процессуального права можно провести имитацию судебного процесса по гражданским спорам. В такой игре студенты полностью вовлекаются в процесс обучения, начиная с подготовки и заканчивая самим представлением дела. Каждому участнику приписываются конкретные роли, такие как судья, истец, ответчик, эксперты и другие, и каждый должен подробно изучить не только свою роль, но и основные аспекты всего процесса, чтобы успешно справиться в игре и защитить свою позицию. Использование деловых игр позволяет привлечь всех студентов группы в интерактивный образовательный процесс, где каждый получает свою роль и ответственность. Однако следует отметить, что деловые игры требуют тщательной подготовки и проводятся как отдельное занятие, что ограничивает их использование на различных этапах обучения.

В настоящее время кейс-метод становится все более популярным. Его основа заключается в использовании правовых казусов – сложных правовых ситуаций, требующих разрешения. Кейс содержит определенный алгоритм действий, который поэтапно позволяет студентам найти решение. Важно отметить, что кейс-технология универсальна и может применяться в различных правовых темах, дисциплинах и на разных этапах занятий. Например, решение кейса в начале занятия поможет освежить знания, полученные на предыдущих занятиях (повторение материала). Использование кейса в конце занятия поможет закрепить пройденный материал. Кроме того, кейс-метод является эффективным инструментом для контроля знаний.

Отмечается, что данный список представляет лишь небольшую часть инновационных технологий обучения, существующих на сегодняшний день. Из множества технологий, наиболее востребованными можно выделить проблемное и проектное обучение, организацию дискуссий и использование наглядных инновационных материалов, включая разработанные интеллект-карты, стендовые доклады, презентации, документальные фильмы и прочее. Важно отметить, что педагог имеет возможность не только применять уже существующие инновационные технологии, но и совершенствовать их, адаптируя под нужные темы, предметы, особенности обучающихся, их интересы и индивидуальные возможности.

В контексте России ряд университетов активно внедряют инновационные технологии в процесс обучения договорному праву. Например, исследование Е.И. Михайловой об опыте использования мобильных приложений в российских юридических вузах подчеркивает, что такие приложения могут служить отличным инструментом для учебы вне аудитории, предоставляя доступ к учебным материалам в любое удобное время [6]. Опыт Московского юридического института (МЮИ) внедрения онлайн-симуляций договорных ситуаций, описанный в исследовании Петрова, демонстрирует значительное улучшение понимания студентами принципов и норм договорного права. [7] Студенты, участвующие в таких симуляциях, активнее взаимодействуют с учебным материалом и демонстрируют более высокий уровень ретенции информации.

Несмотря на значительные преимущества, внедрение инноваций в обучении договорному праву также сталкивается с определенными вызовами. Как отмечает О.П. Глущенко, одним из основных вызовов является необходимость подготовки преподавателей к использованию новых технологий и адаптации учебных программ. Недостаточная подготовка преподавательского состава может стать преградой на пути успешной интеграции инноваций в учебный процесс [5]. Перспективы развития данной области связаны с постоянным совершенствованием технологий и адаптацией образовательных программ к изменяющимся потребностям рынка труда. По словам Л.А. Шестаковой, дальнейшее развитие в направлении создания более интеллектуальных систем обучения, способных адаптироваться к индивидуальным потребностям студентов, является перспективным направлением [8].

Научные исследования и опыт практического применения инноваций в обучении договорному праву свидетельствуют о значительных перспективах использования современных технологий в высшем образовании. Однако, для полной реализации этого потенциала, необходимо активное содействие со стороны образовательных учреждений, а также постоянное обновление и дополнение образовательных программ в соответствии с требованиями современного общества.

 

Список литературы:
1. Айвазян, А. В., Казинцев, А. В. Влияние виртуальной реальности на обучение договорному праву // Журнал Инновационных Технологий в Образовании. — 2019. — Т. 5, № 2. — С. 45-58.
2. Алексеев, Р. А. Традиционные и инновационные технологии преподавания права / Р. А. Алексеев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. – 2011. – № 1. – С. 31-36.
3. Ахматынова, А. Е. Актуальные аспекты применения инновационных технологий в процессе изучения права в организациях среднего профессионального обучения / А. Е. Ахматынова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 101-102.
4. Беляева, Н. М. Онлайн-платформы в обучении договорному праву: опыт и эффективность // Юридические Исследования. — 2021. — Т. 10, № 3. — С. 112-125.
5. Глущенко, О. П. Преподавание договорного права в эпоху цифровых технологий: вызовы и перспективы // Журнал Высшего Образования. — 2022. — Т. 3, № 2. — С. 56-67.
6. Михайлова, Е. И. Мобильные приложения в обучении договорному праву: опыт российских юридических вузов // Вестник Образовательных Технологий. — 2020. — Т. 8, № 4. — С. 78-91.
7. Петров, С. Н. Эффективность онлайн-симуляций в изучении договорного права: опыт Московского юридического института // Юридическая Педагогика. — 2018. — Т. 15, № 1. — С. 34-47.
8. Шестакова, Л. А. Интеллектуальные системы обучения в контексте обучения договорному праву // Современные Технологии Образования. — 2021. — Т. 12, № 1. — С. 102-115.