АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДОГОВОРНОГО ПРАВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(265)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(265)
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДОГОВОРНОГО ПРАВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные аспекты применения инновационных технологий в процессе изучения договорного права в организациях высшего профессионального обучения. Авторы анализируют влияние технологических инноваций, таких как виртуальная реальность и онлайн-платформы, на эффективность образовательного процесса. На основе опыта российских университетов и результатов исследований представляются вызовы и перспективы использования инноваций в обучении договорному праву. Статья заключается в обсуждении роли технологий в современном образовании и предложении стратегий преодоления существующих трудностей.
Ключевые слова: инновационные технологии, договорное право, виртуальная реальность, онлайн-платформы, технологические вызовы.
В настоящее время в России нет сферы деятельности, которая не испытывала бы влияния инноваций, и система образования не является исключением. Среди первостепенных требований к обучающимся в программе высшего профессионального образования - это развитие как общих, так и профессиональных навыков. Однако эти требования могут быть реализованы только активным включением студентов в учебный процесс. К сожалению, традиционная форма обучения не удовлетворяет этим требованиям, поэтому использование инновационных методов обучения становится все более актуальным. Если рассматривать понятие "инновации" как часть образовательной системы, то оно включает в себя технологии, идеи, методы, средства и другие новшества, используемые педагогами и учебными заведениями для улучшения образовательного процесса. Современный педагог Ю.Н. Егорова подчеркивает, что применение инноваций в образовательном процессе способствует повышению его эффективности.
Изучение правовых дисциплин в высших профессиональных учреждениях зачастую вызывает определенные трудности, и простое запоминание материала, представленного на лекциях, недостаточно для его полного освоения. Педагогические исследования подтверждают, что активное вовлечение студента в учебный процесс способствует более глубокому усвоению знаний и развитию определенных умений и навыков. Инновационные методы обучения праву имеют ряд преимуществ перед традиционными подходами, так как они способствуют повышению интереса к обучению, активизации студентов как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также развитию практических навыков применения права и других аспектов. Это преимущество было отмечено многими педагогами-исследователями, включая А.А. Алексеева [2].
Договорное право является одной из важнейших областей права, регулирующей экономические отношения и связанная с множеством нормативных актов и юридических практик. Однако, традиционные методы обучения, такие как чтение лекций и анализ текстов, ограничивают возможности студентов для глубокого понимания и применения договорного права на практике. В свете быстрого развития информационных и коммуникационных технологий, применение инновационных методов становится необходимостью для эффективного изучения договорного права.
В современной образовательной среде технологии неизбежно влияют на методы преподавания и усваивание учебного материала студентами. Исследования подчеркивают, что использование виртуальной реальности (VR) и онлайн-платформ может значительно обогатить процесс изучения договорного права. Как отмечают А.В. Айвазян и А.В. Казинцев, виртуальная реальность может создавать симуляции ситуаций, позволяя студентам погружаться в реальные кейсы и применять теоретические знания на практике [1]. Поддерживая этот аспект, Н.М. Беляева указывает на эффективность онлайн-платформ в формировании интерактивного обучения, где студенты могут участвовать в дискуссиях, анализировать случаи и решать задачи в режиме реального времени [4]. Такие технологии также позволяют преподавателям более эффективно оценивать уровень понимания студентов и предоставлять обратную связь.
При изучении права, как отмечает А.Е. Ахматынова, особое внимание следует уделить использованию деловых игр [3]. Например, для изучения гражданского и гражданско-процессуального права можно провести имитацию судебного процесса по гражданским спорам. В такой игре студенты полностью вовлекаются в процесс обучения, начиная с подготовки и заканчивая самим представлением дела. Каждому участнику приписываются конкретные роли, такие как судья, истец, ответчик, эксперты и другие, и каждый должен подробно изучить не только свою роль, но и основные аспекты всего процесса, чтобы успешно справиться в игре и защитить свою позицию. Использование деловых игр позволяет привлечь всех студентов группы в интерактивный образовательный процесс, где каждый получает свою роль и ответственность. Однако следует отметить, что деловые игры требуют тщательной подготовки и проводятся как отдельное занятие, что ограничивает их использование на различных этапах обучения.
В настоящее время кейс-метод становится все более популярным. Его основа заключается в использовании правовых казусов – сложных правовых ситуаций, требующих разрешения. Кейс содержит определенный алгоритм действий, который поэтапно позволяет студентам найти решение. Важно отметить, что кейс-технология универсальна и может применяться в различных правовых темах, дисциплинах и на разных этапах занятий. Например, решение кейса в начале занятия поможет освежить знания, полученные на предыдущих занятиях (повторение материала). Использование кейса в конце занятия поможет закрепить пройденный материал. Кроме того, кейс-метод является эффективным инструментом для контроля знаний.
Отмечается, что данный список представляет лишь небольшую часть инновационных технологий обучения, существующих на сегодняшний день. Из множества технологий, наиболее востребованными можно выделить проблемное и проектное обучение, организацию дискуссий и использование наглядных инновационных материалов, включая разработанные интеллект-карты, стендовые доклады, презентации, документальные фильмы и прочее. Важно отметить, что педагог имеет возможность не только применять уже существующие инновационные технологии, но и совершенствовать их, адаптируя под нужные темы, предметы, особенности обучающихся, их интересы и индивидуальные возможности.
В контексте России ряд университетов активно внедряют инновационные технологии в процесс обучения договорному праву. Например, исследование Е.И. Михайловой об опыте использования мобильных приложений в российских юридических вузах подчеркивает, что такие приложения могут служить отличным инструментом для учебы вне аудитории, предоставляя доступ к учебным материалам в любое удобное время [6]. Опыт Московского юридического института (МЮИ) внедрения онлайн-симуляций договорных ситуаций, описанный в исследовании Петрова, демонстрирует значительное улучшение понимания студентами принципов и норм договорного права. [7] Студенты, участвующие в таких симуляциях, активнее взаимодействуют с учебным материалом и демонстрируют более высокий уровень ретенции информации.
Несмотря на значительные преимущества, внедрение инноваций в обучении договорному праву также сталкивается с определенными вызовами. Как отмечает О.П. Глущенко, одним из основных вызовов является необходимость подготовки преподавателей к использованию новых технологий и адаптации учебных программ. Недостаточная подготовка преподавательского состава может стать преградой на пути успешной интеграции инноваций в учебный процесс [5]. Перспективы развития данной области связаны с постоянным совершенствованием технологий и адаптацией образовательных программ к изменяющимся потребностям рынка труда. По словам Л.А. Шестаковой, дальнейшее развитие в направлении создания более интеллектуальных систем обучения, способных адаптироваться к индивидуальным потребностям студентов, является перспективным направлением [8].
Научные исследования и опыт практического применения инноваций в обучении договорному праву свидетельствуют о значительных перспективах использования современных технологий в высшем образовании. Однако, для полной реализации этого потенциала, необходимо активное содействие со стороны образовательных учреждений, а также постоянное обновление и дополнение образовательных программ в соответствии с требованиями современного общества.