Статья:

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(178)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Братченко М.Ю. РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 42(178). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/178/103184 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Братченко Марина Юрьевна
магистр, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, РФ, г. Ярославль

 

Аннотация. В статье представлена психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Рассматриваются особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для детей с речевыми нарушениями в соответствии с ФГОС ДО.

 

Ключевые слова: дети с нарушениями речевого развития; предметно – пространственная среда.

 

Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка с взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.

Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики [2, с.122].

Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах Р. Е.Левиной, Т. Б.Филичевой, Г. В.Чиркиной, О. Е. Грибовой и др.

Неполноценная речевая деятельность отражается на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У наиболее слабых детей низкая мнестическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Обладая нормальными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им свойственно и некоторое запаздывание в развитии двигательной сферы — плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении. Часто встречается недостаточная координация движений пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики [4, с.640]

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности. Они характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание во время специально организованной образовательной деятельности.

Особую группу детей с нарушениями речи составляют дети с заиканием, ринолалией, дисфонией. При всем разнообразии патологических проявлений существует ряд общих психолого-педагогических особенностей, характеризующих этих детей. Это, прежде всего, личностные нарушения — фиксированность на дефекте, трудности вербальной коммуникации, речевой и поведенческий негативизм, усложняющие структуру речевых расстройств и ведущие к трудностям социальной адаптации [1].

Таким образом, дети нуждаются в логопедической коррекционной работе и особой среде обучения и воспитания.

Проблема изменения образовательного места, в котором происходит воспитание, обучение, развитие ребёнка захватывает важное место в педагогических исследованиях послед. При этом, предметно - развивающей среде отводится большое значение в речевом и психическом развитии детей, которые имеют речевое недоразвитие.

Существенными принципами функционирования среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения.

По высказыванию Н. В. Нишевой, правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности [5]

Воздействие предметно-развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду разнообразно. Вследствие этого при создании среды учитываются санитарно-гигиенические нормы, то есть требование к мебели, предметам быта, игровому оборудованию, учебным пособиям. Тем не менее, всё это не может быть главным условием развития ребёнка. Развивающую среду формируют и сами педагоги, своими руками. При создании предметно-развивающей среды нужно принимать во внимание:

  • структуру первичного дефекта и проблемы, проявляющиеся у детей при взаимодействии с окружающей средой;
  • соотношение коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей;
  • обеспечение в среде обучающих и коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;
  • организацию постепенного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды с опорой на «зону его актуального развития», для удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации «зоны ближайшего развития»;
  • меру доступности, целесообразности среды для достижения ребенком благоприятных результатов в разнообразных видах деятельности с применением особенных вспомогательных средств, дидактических материалов, коррекционных ситуаций;
  • обеспечение целостного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимозависимости медицинских и психолого-педагогических приемов коррекции.

Развивающая предметно - пространственная среда в помещении для детей с речевыми нарушениями помогает осуществлению основных сторон развития детей: социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому. Ребенку с речевыми нарушениями нужны различные по содержанию занятия, где ставится задача развития комплекса представлений, предметных, ролевых и игровых действий на основе тактильно-кинестетических, слуховых и других ощущений. Осуществляя разнообразные действия с набором игр, нуждающихся составить из частей целое, сложить объекты по пределенной схеме действия (например игры с карточками ,пазлы, домино,конструкторы), тренируют мышечный аппарат ребенка, развивают мелкую моторику, подталкивают двигательную активность и предметную деятельность ребенка. Содержание осуществляется в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями становления речи детей.

Выбор игрового и дидактического материалов производится учителем - логопедом и воспитателем коллективно, что делает их сотрудничество не формальным, а близким и продуктивным. Материал, находящийся в коррекционном уголке, носит разносторонний характер, используется в разнообразных целях. Все игры взяты в порядке нарастающей сложности. Они нацелены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, которые составляют психологическую базу речи. В работе с детьми, у которых проблемы в развитии значимо создавать условия для самоутверждения. Детям важно перебарывать чувства неуверенности в себе из-за недостатков предметно-практической деятельности, трудностей реакции на предметные действия, неточности знаний, умений и навыков. Содействуют в этом детям дидактические игры, без которых в центре грамотности не обойтись. Через дидактические игры, вероятно корригировать недостаточность внимания, наблюдательности, сообразительности и памяти. Играя в дидактические игры, дети учатся группировать предметы по сходным и отличительным признакам, а это как раз то, что страдает у всех детей с проблемами в развитии. В этом случае за счет игрового действия дети наиболее вдумчиво работают над выполнением сложной для них задачи [3, c. 96]

В помещении для детей с речевыми нарушениями введен раздел по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, который классифицируется на определенные зоны:

  • зону формирования грамматического строя речи (пособия на словоизменение и словообразование, на согласование частей речи, для составления предложений с простыми и сложными предлогами, для формирования фразы (работа над структурой предложения);
  • зону лексического развития (муляжи, игрушки, картинки по лексическим темам, домино и лото, предметные и сюжетные картинки, книжки на подбор синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов);
  • зону развития связной речи (игрушки и персонажи сказок для описания, сюжетные картинки и серии картинок, карточки и дидактические игры для пересказов, составления рассказов, книги, раскладушки, маски для инсценирования) [5].

В развивающей предметно – пространственной среде помещения, создаются все необходимые условия для речевого, познавательного и личностного развития каждого ребенка. Практическая важность подобного подхода к созданию развивающего пространства заключается в том, что при индивидуально-личностном подходе к каждому ребёнку вырастает результативность коррекционного влияния, что содействует улучшению качества, прочности результатов работы.

Создание развивающей предметно - пространственной среды должно создаваться так, чтобы появилась возможность продуктивно развивать индивидуальность каждого ребёнка, принимая во внимание его склонности, интересы, уровень активности. Развивающая предметно - пространственная среда носит характер открытой, незамкнутой системы, которая восприимчива к корректировке и развитию.

Среда не только развивающая, но и развивающаяся. При разных обстоятельствах предметный мир, который окружает ребенка, обязательно нужно расширять и изменять, адаптируя к новообразованиям определенного возраста.

 

Список литературы:
1. Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Нарушение речи у дошкольников [Текст]/ Р.А. Белова-Давид. – М.: Астрель, 2002.
2. Ефименкова, JI.Н. Формирование речи у дошкольников[Текст]/ Пособие для логопеда / JI.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1999. - 122 с.
3. Карабанова, О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста [Текст] / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
4. Пожиленко, Е. А. Энциклопедия развития ребёнка [Текст]: для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей/ Е.А. Пожиленко.- СПБ.: КАРО, 2006. - 640 С.
5. Примерная адаптированная программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под ред. Н. В. Нищевой [Текст].- Спб – 2014.