Статья:

ДИЗАЙН ПРАЗДНИЧНОЙ СРЕДЫ В ПАРКЕ «АЛЫЕ ПАРУСА» ГОРОДА ВОРОНЕЖА НА ПРИМЕРЕ ПРАЗДНИКОВ НОВЫЙ ГОД И МАСЛЕНИЦА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(236)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Черенкова Д.А. ДИЗАЙН ПРАЗДНИЧНОЙ СРЕДЫ В ПАРКЕ «АЛЫЕ ПАРУСА» ГОРОДА ВОРОНЕЖА НА ПРИМЕРЕ ПРАЗДНИКОВ НОВЫЙ ГОД И МАСЛЕНИЦА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 13(236). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/236/125222 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИЗАЙН ПРАЗДНИЧНОЙ СРЕДЫ В ПАРКЕ «АЛЫЕ ПАРУСА» ГОРОДА ВОРОНЕЖА НА ПРИМЕРЕ ПРАЗДНИКОВ НОВЫЙ ГОД И МАСЛЕНИЦА

Черенкова Дарья Александровна
студент, Воронежский Государственный Технический Университет, РФ, г. Воронеж
Габрава Валерия Аркадьевна
научный руководитель, доцент, Воронежский Государственный Технический Университет, РФ, г. Воронеж

 

DESIGN OF FESTIVE ENVIRONMENT IN THE PARK “SCARLET SAILS” OF VORONEZH CITY EXEMPLIFIED BY THE NEW YEAR AND MASTLENITSA HOLIDAYS

 

Darya Cherenkova

Student, Voronezh State Technical university, Russia, Voronezh

Valeria Gabrava

Associate Professor, Voronezh State Technical university, Russia, Voronezh

 

Аннотация. Общественные парки пользуются популярностью только в теплое время года из-за использования средств, недоступных зимой. Требуется найти средства, подходящие холодному времени года, для увеличения популярности парков зимой. Популярность парков зимой увеличат средства, доступные только зимой. Зимние праздники предоставляют возможность максимально эффективно использовать данные средства. Праздники привлекают посетителей, следовательно, зимние праздники являются лучшим способом показать эффективность методов, используемых для увеличения актуальности общественных парков зимой.

Abstract. Public parks are popular only in the warmer months due to the use of means unavailable in winter. It is required to find means suitable for the cold season to increase the popularity of parks in winter. The means available only in winter will increase popularity of parks in winter. Winter holidays provide an opportunity to use these means as efficiently as possible. Holidays attract visitors, therefore, winter holidays are the best way to show the efficiency of the means used to increase the relevance of public parks in winter.

 

Ключевые слова: Привлекательность парков, зимнее время года, средства организации пространства, праздник, предметно-пространственное наполнение, Новый Год, Масленица

Keywords: Attractiveness of parks, winter season, methods of space organisation, holiday, subject-spatial content, New Year, Maslenitsa

 

В данной статье проводится исследование проблемы архитектурной организации парков и привлечения посетителей в зимнее время, а также поиск наиболее подходящих способов организации архитектурной среды, уникальной для зимнего времени года, в парках и сценарии, увеличивающие привлекательность парков в зимнее время года с использованием зимних праздников на примере Нового Года и Масленицы.

Являясь общественным пространством на открытом воздухе, значительный процент площади парка занят зелеными насаждениями различных видов, которые также используются для повышения эстетической ценности и общей привлекательности парков для посетителей. Похожую задачу выполняют и фонтаны, пруды и прочие рукотворные и естественные водные объекты. Однако данные средства организации пространства ограничены теплым временем года: большая часть зеленых насаждений, за исключением лесных массивов, зимой покрывается снегом и теряет свою привлекательность, а водные объекты замерзают или становятся слишком трудоёмкими для использования в холодную погоду. Из этого следует, что в зимнее время года уровень привлекательности парков для посетителей значительно падает.

Борткевич (1936) указывал на несостоятельность подхода, при котором организация парка рассчитывается на лето. Его решения упирались на использование зеленых насаждений в холодное время года, не уделяя достаточного внимания архитектурным решениям.

Бердоносова (2020) анализировала сезонные трансформации парков Новосибирска, составив матрицу трансформации искусственных элементов парка и включив наблюдения трансформации естественных элементов. Это дает представление о функциональных решениях, но является недостаточным для разработки полноценного сценария.

Необходимо найти архитектурные средства, предпочтительные для холодного времени года, и организовать архитектурный сценарий, делающий упор на привлекательность парков для посещения в зимнее время года.

Английские оленьи парки использовались аристократией во времена средневековья для охоты на дичь. Вокруг них были стены или толстые изгороди, чтобы не подпускать охотничьих животных (например, оленей) и людей. Простолюдинам было строго запрещено охотиться на животных в этих оленьих парках. «Первые возможности для создания городских парков как в Европе, так и в Соединенных Штатах возникли из средневековой практики по охране пастбищных угодий в безопасных пределах деревень и городов. Наиболее известным примером городского парка в США, который развился на основе этой практики, является Бостон Коммонс в Бостоне, штат Массачусетс (1634).» [3, с. 505-506] С промышленной революцией парки приобрели новое значение как зоны, отведенные для сохранения ощущения природы в городах и поселках. Спортивные мероприятия стали основным видом использования этих городских парков. Районы выдающейся природной красоты также были выделены в качестве национальных парков, чтобы предотвратить их порчу в результате неконтролируемого развития.

Развитие парков на этом не остановилось. Они превратились в третьи места, пространства где люди могут расслабиться и взаимодействовать между перехода от рабочего места до дома, в своеобразные культурные центры на свежем воздухе. Это привело к созданию специализированных парков развлечений, предназначенных исключительно для активного отдыха человека.

Являясь одним из необходимых блоков организации сообщества, праздники стали частью функции рекреационных парков, привлекая и собирая посетителей для неформального общения, укрепления межличностных связей, творческого взаимодействия и обогащения социального опыта. Одним из главных средств организации общественного парка является функциональное зонирование. Пространство делят на зоны тихого отдыха, отдыха детей, обслуживания, массовых мероприятий и т.д.

Поскольку общественным паркам необходимо содержать определенный процент зеленых насаждений, они активно используются в организации пространства, разделяя зоны, создавая оформление к сценариям и выполняя эстетическую роль в том числе.

Некоторые парки используют водные объекты как средства организации пространства.

Заведения и мероприятия общественных парков работают круглый год, как летом, так и зимой. Тем не менее, они разрабатываются и организовываются с учетом теплого времени года, начиная от дендроплана и заканчивая батутами, и в следствие этого в зимнее время года парк теряет свою эффективность и привлекательность для посетителей.

Общественные пространства, включая парки, предназначены для представителей любых социальных групп и возрастов, стремясь создать равные возможности для каждого пользователя. Тем не менее, взаимодействие между различными группами и субкультурами часто добровольно ограниченно, поскольку различные цели времяпровождения в парке и ценности группы не создают привлекательных причин для выхода из зоны комфорта. Праздники, являясь важным событием и третьим местом в своем праве, создают единую цель для всех посетителей парка – участие в праздничных мероприятиях.

Предметно-пространственное наполнение, тематика и атрибуты имеют большое значение в организации праздничной среды и создания праздничной атмосферы. Следовательно, для каждого праздника существуют индивидуальные подходы к оформлению и украшению праздничного пространства. «Если рассматривать элементы городской среды с точки зрения их назначения, то можно выделить две группы: полифункционального использования, то есть те, которые изменяются именно для оформления праздничных мероприятий. Вторая группа – это элементы городской среды целевого использования, те конструкции, которые имеют место быть только непосредственно во время праздничных мероприятий.» [2, с. 47-48]

Самым большим всплеском зимней популярности парки пользуются во время зимних праздников. Тематические мероприятия и оформление привлекают желающих провести праздник на свежем воздухе. Традиционные зимние развлечения, как игра в снежки и катание на санках, приобретает особое значение благодаря связи с праздником. Самым известным зимним праздником является Новый Год. Его организация и оформление задают пример остальным мероприятиям холодного времени года. Новогодняя елка увеличивает привлекательность хвойной растительности в целом и задает направление украшения игрушками, мишурой и гирляндами. Самым важным временем является ночь, когда новогоднее освещение показывает себя в полную мощность. Праздничная иллюминация не ограничивается подсветкой и декоративным освещением – ежегодно запускаемые фейерверки служат и как развлечение, и как украшение одновременно. Масленица, с другой стороны, празднует уход зимы, и большинство мероприятий происходит в светлое время суток. Лиминальность праздника отражается как на окружающей среде, так и на организации его проведения. Вместо мотивов снежинок и льда, популярных для холодного времени года, используется мотив солнца и огня. Вместо хвои предпочитается солома, из которой делают чучело. Вместо неменяющегося дерева с украшениями и подсветкой – краткосрочная Масленица, которую делает специально для сожжения. Традиционные для праздника блины и колесо, как горящее, так и декоративное, влияют на распространенность круга как символа Масленицы.

Отсутствие большинства зеленых насаждений дает большую свободу при организации пространства. Место для клумб используется для установки скульптур, декоративного освещения, фотозон и прочих декораций. Подвешенные на ветвях деревьев гирлянды можно считать визитной карточкой зимнего оформления. Снег и лед являются материалами, доступными исключительно в холодное время года. Следовательно, конструкции с их включением или имитацией обладают уникальной привлекательностью.

Самым известным применением льда как материала являются ледяные скульптуры и композиции. Еще в сказках упоминаются ледяные дома, а зимние фестивали в нескольких сопровождаются дворцами из блоков льда. Также популярны конкурсы на выпиливание ледяной скульптуры. Снег является доступным и удобным материалом. Он достаточно податливый, чтобы дети могли без затруднений слепить снеговика, и достаточно стойкий, чтобы построить хижину из снежных кирпичей. Снежные композиции на открытом воздухе могут стоять месяцами при должном уходе и холодной температуре. Также можно использовать стекло или пластик, имитирующий лед. Поскольку лед является водой при низкой температуре, он может быть неприятным на ощупь и таять при повышении окружающей температуры. Другим недостатком льда является его гладкость, из-за чего его нельзя использовать для поверхности пола. Использование имитации решает данные проблемы и подходит для малых торговых точек, помещений с обогревом и сцен. Общая площадь соснового парка «Алые Паруса» составляет 6,2 га. На территории приблизительно помещается до 3000 человек. Обильность вечнозеленой растительности, живописный вид, достаточно большая площадь делают его подходящим местом для демонстрации предлагаемого решения.

Рисунок 1. Опорный план парка «Алые Паруса» с существующими объектами

 

В парке находится несколько зон тихого отдыха, оборудованные скамейками и зелеными насаждениями. Для зимних праздников зоны переоборудованы голографическими проекциями роз или снежинок для Нового Года, и подснежников для Масленицы. Пустующий летний театр обустраивается ледяными скульптурами.

К зонам детского отдыха добавляются снежная крепость и зона снежного лабиринта, где дети могут возводить конструкции из снега и устраивать битвы снежками. Также для них отведена отдельная малая сцена, на которой проходят события и выступления для посетителей дошкольного и младшего школьного возраста.

Зоны активного отдыха изменяются, чтобы оборудовать зимние развлечения. Спортивная площадка заливается льдом для катка.

Праздники являются неотъемлемой частью жизни человека. Они выражаются в событиях, традициях и оформлениях, специфичных для определенного праздника. Следовательно, праздникам требуется уникальная архитектурная среда, разработанная и реализованная на небольшой промежуток времени. Это отделает праздничную среду от более постоянных и неизменных способов проектирования пространства.

Временность и тематичность праздничной архитектурной среды означает, что при проектирование используются материалы и конструкции, предназначенные для краткосрочного использования, которые легко собрать и перенести на необходимое место. Данные особенности также обозначают, что конструкции и материалы для праздничной архитектурной среды являются менее прочными, чем более их постоянные аналоги. Также используются различные украшения, оформления и малые архитектурные формы, призванные дополнить или изменить уже имеющееся постоянное сооружение или конструкцию под задуманную концепцию праздничной среды.

Поскольку праздники обладают определенными символами, традициями и мероприятиями, специфичными для данных праздников, архитектурная среда должна отображать праздник, для которого она разработана. Сценарий праздничной архитектурной среды обязательно включает в себя традиционные мероприятия выбранного праздника, а оформление соблюдает тему праздника и избегает возможной путаницы о тематике праздника.

Одни из самых доступных и популярных мест для оформления праздничной среды являются парки. Они обладают достаточным количеством свободной площади для размещения необходимого оборудования и гибкостью образа в оформлении для совмещения с большинством тематических образов организации праздничного пространства.

Паркам же праздники добавляют новизну, привлекательность и уникальную атмосферу, которой тяжело добиться в будние дни. Следовательно, использование зимних праздников увеличит привлекательность и эффективность зимней организации парков для постетителей.

 

Список литературы:
1. Жигульский К. Праздник и культура. / К. Жигульский. - М.: Прогресс, 1985. - С. 25, 180, 336
2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL, ISSN 2303-9868 PRINT, ISSN 2227-6017 ONLINE, выпуск №10 (100) 2020
3. Кейвз, Р. У. (2004). Энциклопедия города. Ратледж. Стр. 505-506. ISBN 9780415252256.
4. Ольденбург, Рэй (2014). Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. М.: Новое литературное обозрение
5. Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.
6. Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М.: Вече, 2000. — 512 с. — ISBN 5-7838-0813-X
7. https://studref.com/302575/agropromyshlennost/sovremennye_tendentsii_prazdnichnogo_oformleniya_gorodov
8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Новый_год_в_России