Статья:

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АВТОМОБИЛЯ НА ВИРАЖЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(237)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Акулов А.А., Пизюн А.В. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АВТОМОБИЛЯ НА ВИРАЖЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 14(237). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/237/125324 (дата обращения: 27.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ АВТОМОБИЛЯ НА ВИРАЖЕ

Акулов Алексей Андреевич
студент, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), РФ, г. Москва
Пизюн Андрей Викторович
преподаватель, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), РФ, г. Москва
 

METHOD OF CALCULATING THE VEHICLE'S LATERAL STABILITY ON THE TURN

 

Andrey Pizyun

Student, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), Russia, Moscow

Aleksey Akulov

Lecturer, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI), Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматривается метод расчета поперечной устойчивости автомобиля на виражах. Анализируется влияние характеристик перевозимого груза на устойчивость транспортного средства.

Abstract. The article examines methods of calculating the vehicle's lateral stability on the coolest turns. In addition, an analysis is made of the impact of the characteristics of the cargo carried on the stability of the vehicle.

 

Ключевые слова: устойчивость автомобиля, безопасность движения, перевозимый груз, центр тяжести, вираж.

Keywords: vehicle stability, traffic safety, transported cargo, center of gravity, coolest turn.

 

Введение

Одним из важнейших аспектов безопасности движения автомобиля как транспортного средства, наряду с управляемостью, является его устойчивость. Устойчивость транспортного средства (ТС) – свойство, характеризующее способность ТС сохранять параметры положения и движения после прекращения действия возмущающих сил, стремящихся изменить эти параметры [5, с. 3].

Устойчивость автомобиля зависит как от его параметров, так и от параметров перевозимого груза: массы, объема, расположения груза относительно осей. Суммарное смещение центра тяжести груженого автомобиля может превысить допустимое значение, что приведет к радиальному смещению или опрокидыванию транспортного средства.

В связи с этим необходимо определить величину допустимого смещения масс в зависимости от профиля дороги, а также определить критическую скорость движения транспортного средства в этих условиях [4, с. 104].

Поперечная устойчивость автомобиля на вираже

Для определения допустимого значения смещения центра масс необходимо рассмотреть силы, воздействующие на автомобиль во время движения.

 

Рисунок 1.jpg

Рисунок. Силы, действующие на автомобиль при движении на вираже

 

1. Расчет сил, действующих на автомобиль при движении на вираже, производится по следующим формулам:

                                                (1.1)

                                         (1.2)

                                        (1.3)

                                          (1.4)

                                        (1.5)

2. Расчет сил, действующих на автомобиль при опрокидывании, производится по следующим формулам:

                                                     (2.1)

                     (2.2)

                      (2.3)

        (2.4)

                             (2.5)

                     (2.6)

                               (2.7)

                            (2.8)

3. При скольжении автомобиля расчет сил производится по следующим формулам:

             (3.1)

          (3.2)

                           (3.3)

                      (3.4)

                              (3.5)

                           (3.6)

         (3.7)

                                                   (3.8)

                                                  (3.8)

 - коэффициент поперечной устойчивости автомобиля

Заключение

Проведенные по данной методике расчеты позволят рассчитать безопасные скорость и радиус поворота транспортного средства на виражах.
А также рассчитать возможность безопасного движения, как с грузом, так и без него.

 

Список литературы:
1. Выпускная квалификационная работа бакалавра : учебное пособие для студентов вузов по направлению подготовки "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов" / М. Ю. Карелина, М. М. Ревякин, А. А. Жосан [и др.]. – Орел : Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина, 2016. – 328 с. – ISBN 978-5-93382-286-8. – EDN WTJNRJ.
2. Ершов, В. С. Электромобили: будущее автомобилей / В. С. Ершов, А. А. Акулов, Р. Р. Моторин // Труды Северо-Кавказского филиала Московского технического университета связи и информатики. – 2021. – № 1. – С. 162-166. – EDN YODPIU. 
3. Исследования углов крена автомобиля при прохождении поворотов в зависимости от изменения его массы / В. С. Ершов, А. А. Хамков, А. А. Акулов, С. С. Шадрин // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. – 2020. – № 4(26). – С. 1. – EDN PTOKFU. 
4. Кожуховская Л.Я. Анализ взаимодействия автотранспортного средства
с дорожным полотном на сложных участках // Л.Я. Кожуховская, И.Р. Гималов Научное обозрение №4, 2015.
5. Петренко, А.М. Устойчивость специальных транспортных средств: учеб.пособие / А. М. Петренко. - М.: МАДИ, 2013.