ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(238)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(238)
ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА
Активные методы обучения (АМО) – это подход, который активно вовлекает студентов в учебный процесс и помогает им развивать навыки самостоятельной работы, критического мышления, коммуникации и творческого подхода к решению задач. Эти методы основаны на том, чтобы учащиеся становились участниками процесса обучения, а не только пассивными слушателями [1, с. 11].
Преимущества активных методов обучения включают в себя повышение мотивации и заинтересованности студентов, более эффективное запоминание информации, развитие навыков решения проблем и сотрудничества, а также создание условий для лучшей интеграции теории и практики. Существует множество различных активных методов обучения, таких как метод проектов, метод ментальных карт, дискуссии, ролевые игры и др. Каждый из них имеет свои особенности и преимущества, и выбор метода зависит от целей и задач, которые необходимо достичь [2, с. 1183].
АМО способствуют развитию компетенций участников процесса обучения. Компетенции включают в себя знания, умения и навыки, а также социальные и личностные качества. Применение АМО позволяет участникам обучения развивать свои знания и умения в контексте решения реальных проблем и задач, что способствует более глубокому и осознанному усвоению материала. Кроме того, АМО позволяют развивать такие ключевые навыки, как коммуникация, лидерство, творческое мышление и принятие решений [3, с. 36].
Применение АМО в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС), по сравнению с традиционной средой обучения, является не менее эффективным средством повышения результативности по направлению подготовки "Туризм". Для применения активных форм обучения в ЭИОС необходимо использовать проблемный подход, проектное обучение, видеоматериалы и медиафайлы различного характера, методы моделирования и т.д. Кроме того, важно учитывать особенности студентов и их уровень подготовки (технические знания, психологические аспекты, противопоказания к использованию компьютерной техники и др.), чтобы подобрать наиболее подходящие методы и технологии с наименьшим влиянием на физическое и ментальное здоровье обучающихся [4, с. 94-95].
АМО в профессиональном образовании будущих специалистов туристской индустрии играют важную роль в развитии компетенций, необходимых для успешной работы в данной сфере. Использование АМО в профессиональном образовании позволяет не только углублять знания студентов в теории, но и давать им возможность получить ценный практический опыт, который поможет им увереннее войти на рынок труда.
Кроме того, АМО могут способствовать улучшению мотивации студентов и их стремлению к самостоятельному изучению особенностей получаемой профессии, так как учащиеся чаще заинтересованы в учебном процессе, когда уверены, что смогут применять полученные знания на практике. В результате, учебный процесс становится более интересным и эффективным, а студенты получают глубокое понимание профессиональных задач и проблем, с которыми столкнуться в будущей карьере [5, с. 136].
Наиболее эффективные АМО в процессе подготовки кадров для туристской индустрии включают в себя [6, с. 57]:
- Ролевые игры (позволяют студентам сыграть различные роли и решить практические задачи, связанные с менеджментом туризма);
- Проектная работа (помогает развить практические навыки по организации тур. мероприятий и созданию тур. продуктов);
- Экскурсии и практики (дают возможность получить практические навыки и опыт работы в реальных условиях (например, в музеях) и др.
Таким образом, применение АМО – одно из эффективных средств для повышения результативности процесса подготовки кадров для отрасли туризма. Этот подход позволяет развивать профессиональные компетенции студентов, формировать их критическое мышление и самостоятельность, подготовить их к предстоящей профессиональной деятельности.